Презентация для защиты авторской программы на городской ярмарке пед.идей


Программа внеурочной деятельности «Умелые ручки» Составитель: учитель начальных классовБарченкова Е.В. Статус документа Рабочая программа кружка «Умелые ручки» составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ МО и науки РФ от 06.10.2009 №373),примерной основной образовательной программы «Технология». Авторы программы: О.А.Куревина, Е.А.Лутцева. Гипотеза Уровень трудовых умений и познавательный интерес к изучению технологии повысится, если преподавание указанного предмета вести с использованием различных видов предметно-практической деятельности, средств обучения, на основе различных направлений прикладного искусства. Актуальность. Интеграция предметных областей необходима для формирования целостной картины мира. Новый образовательный стандарт позиционирует технологию, как комплексный интегративный учебный предмет, осуществляющий реальное взаимодействие, практически, со всеми предметам – с математикой, окружающим миром, русским языком, литературным чтением и изобразительным искусством. Цель программы: Целью курса является саморазвитие и развитие личности каждого ребёнка в процессе освоения мира через его собственную творческую предметную деятельность. Задачи программы: формирование житейских понятий;развитие мышления младших школьников; развитие разговорной и монологической речи в устной и письменной форме; совершенствование предметно-практической деятельности (ППД); формирование трудовых умений и навыков, включая умение работать в коллективе; целенаправленное воспитание младших школьников; Этапы разработки педагогической программы внеурочной деятельности Первый этап (аналитический) – предполагает сбор информации по различным областям: нормативно-правовая база; статистические данные , культурные, национально-этнографические; региональные и др. особенности социума; микросоциальный заказ (социальный заказ микрорайона); современные научные психолого-педагогические концепции и теории;  информация о практическом опыте других учителей;статистические сведения об учащихся;сведения о здоровье учащихся; материально-финансовые возможности(школы,родителей,учителя); интеллектуальный и творческий потенциал участников образовательного взаимодействия; социально-психологический климат.Методы, используемые для сбора информации, могут быть следующими:а) изучение нормативных документов министерства образования РФ ;б)  проведение анкетирования родителей, учителей, учащихся, в) изучение результатов работы класса в динамике за 2-3 годаг) изучение информации об опыте других педагоговд)  изучение современных научных психолого-педагогических концепций и теорий по научной и научно-методической литературе;педагогическая диагностика, самодиагностика, тестированиеСледующий элемент первого этапа – это анализ собранной информации, классифицированной по предложенным блокам аналитической части целевой комплексной программы развития.Второй этап (концептуальный) связан с выработкой концепции программы. Здесь определяются цели и конкретные задачи, понимаемые и принимаемые всеми участниками учебного процесса, конкретизируются и объединяются в систему все установки, разрабатывается концепция будущей программы.Третий этап (практико-пропедевтический) – направлен на разработку программы действий по достижению цели и экспертизы всей программы.экспертиза и обсуждение программы в коллективе школы;внешняя частная независимая экспертиза;официальная экспертиза.На основании результатов экспертизы происходит окончательная доработка педагогической программы.Четвертый этап (практически-исполнительный) – непосредственно связан с реализацией разработанной программы внеурочной деятельности. В процессе реализации четвертого этапа необходимо осуществлять перманентный процесс коррекции.  Примерная структура программы внеурочной деятельности. I. Нормативные документы. II.Пояснительная записка.1. Актуальность работы по данному направлению для личностного роста школьника: какие личностные изменения с ним произойдут, какой ценностный жизненный опыт он приобретет. При этом учитываются возрастные особенности детей, возможности школьной, социальной среды.2. Цели и задачи программы. Планируются конкретные реализуемые цели и конкретные задачи, которые будут выполняться для достижения целей. Цели соотносятся с ожидаемыми результатами.3. Ожидаемые результаты.4. Формы и содержание работы.5. Сроки реализации: количество часов в году, в неделю; режим занятий.6. Педагогические принципы и подходы, на которые опирается педагог в своей деятельности. III.Тематическое планирование. В нем указывается тематика занятий. IV.Содержание программы. В данном разделе необходимо учитывать взаимосвязь форм и содержания, а также их соответствие поставленным целям, задачам и ожидаемым результатам. V.Литература. Описание применяемых методов и методик. 1.Метод исследования. Метод педагогического исследования – это совокупность способов и приѐмов познания объективных закономерностей процессов обучения, воспитания и развития.2. Методы анализа реальных педагогических процессов, которые в свою очередь подразделяются на методы изучения в естественных условиях, и методы изучения в специально организованных условиях в соответствии с целью и гипотезой исследования. а ). К методам изучения в естественных условиях относят: наблюдение, беседу, анкетирование, интервьюирование, анализ документации и продуктов деятельности, анализ опыта работы учителей. б). К методам изучения в специально организованных условиях относят: педагогический эксперимент в естественных и лабораторных условиях, опытная проверка в условиях массовой школы.3 .По логике исследования выделяют методы: изучения состояния проблемы, экспериментальный поиск новых решений проблемы, обработки результатов эксперимента и др.4.По способам обработки и анализа данных исследования выделяют методы: качественного анализа, количественной обработки результатов (статистические и нестатистические).5. Методы изучения теоретических источников. Личностные универсальные учебные действия У обучающегося будут сформированы: широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы; интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения; устойчивый познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов; адекватное понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности; Обучающийся получит возможность для формирования: внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни; выраженной познавательной мотивации; устойчивого интереса к новым способам познания; адекватного понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности; Регулятивные универсальные учебные действия: Обучающийся научится: принимать и сохранять учебно-творческую задачу; учитывать выделенные в пособиях этапы работы; планировать свои действия; осуществлять итоговый и пошаговый контроль; адекватно воспринимать оценку учителя; различать способ и результат действия; вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок; выполнять учебные действия в материале, речи, в уме. Обучающийся получит возможность научиться: проявлять познавательную инициативу; самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале; преобразовывать практическую задачу в познавательную; самостоятельно находить варианты решения творческой задачи. Коммуникативные универсальные учебные действия Учащиеся смогут: допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи; учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ; формулировать собственное мнение и позицию; договариваться, приходить к общему решению; соблюдать корректность в высказываниях; задавать вопросы по существу; использовать речь для регуляции своего действия; контролировать действия партнера; Обучающийся получит возможность научиться:учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию; с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия; владеть монологической и диалогической формой речи; осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; Познавательные универсальные учебные действия Обучающийся научится: осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-творческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы; использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов; анализировать объекты, выделять главное; осуществлять синтез (целое из частей); проводить сравнение, классификацию по разным критериям; устанавливать причинно-следственные связи; обобщать (выделять класс объектов по к/л признаку); подводить под понятие; устанавливать аналогии; Проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы. Обучающийся получит возможность научиться: осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет; осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.   Основные виды предметно- практической деятельности: ЛепкаАппликационные работыРабота с мозаикойМоделирование и конструированиеРабота с разными материаламиРабота с тканьюЭкскурсииТворческая работа по замыслу учащегося Эффективность и качество обучения на занятиях кружка обеспечиваются: четким соблюдением принципа связи занятий с речевым развитием детей; развитием мелкой моторики рук, развитием мышления учащихся. тесной связью занятий с другими предметами учебного плана; систематической работой по формированию умственных действий; включением в учебный процесс коллективных групповых форм деятельности; усилением индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся с более полной реализацией их способностей в общем развитии. Результативность. Программа внеурочной деятельности «Умелые ручки» выводы Данная программа дает воможность учащимся сформировать внутреннюю позицию на уровне понимания необходимости творческой деятельности как одного из средств самовыражения в социальной жизни, устойчивого интереса к новым способам познания.Ребята начинают адекватно понимать причины успешности или неуспешности своей деятельности У детей развивается умение осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно творческой задачи с использованием различных информационных источников, проводить сравнение и классификацию объектов, выделять главное,п роводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать выводы. У учащихся развивается положительное отношение к учёбе, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, проявлять творческую инициативу,самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале, находить варианты решения творческих задач. Дети учатся вносить коррективы в действия на основе их оценки и учёта сделанных ошибок, выполнять учебные действия в материале, речи, уме. В результате формируется благоприятная эмоционально-психологическая и нравственная атмосфера в классе, происходит сплочение детского коллектива. Учащиеся получают представления о различных вариантах человеческого общения.Допускают существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной задачи. Могут учитывать разные мнения, стремиться к сотрудничеству при выполнении коллективных работ,.Ребёнок получит возможность научиться:учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию; с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия; владеть монологической и диалогической формой речи; осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. Следовательно уровень трудовых умений и познавательный интерес к изучению технологии повысится, если преподавание указанного предмета вести с использованием различных видов предметно-практической деятельности, средств обучения, на основе различных направлений прикладного искусства. Список литературы: Геронимус Т.М. 150 уроков труда в 1 – 4 классах: Методическое пособие. – Тула: Арктоус, 1912.Дубровская Н.В. Чудесные тарелочки. Поделки из тарелки. Для дошкольников и младших школьников. – СПб.: «Издательство «Детство-Пресс», 2009.Конышева Н.М. Праздник делаем сами. Подарки, сувениры, украшения. Альбом для занятия с детьми 6 – 9 лет дома и в школе. М.: ТОО «Линка-Пресс», 1995.Лутцева Е.А., Колисниченко И.И. Учимся работать самостоятельно. Дидактический материал к урокам труда. – М.: АРКТИ , 2012.Цирулик Н.А., Проснякова Т.Н. Уроки творчества. – Самара: Корпорация «Федоров», Издательский дом «Федоров», 2012.Программа для внеурочной деятельности Татьяна Просняковаhttp://stranamasterov.ru/http://mirbisera.com/shemy/10810-shema-neslozhnogo-kole-s-mozaichnym-pleteniem.htmlhttp://www.rukikryki.ru/http://sdelaj.com/adding_articles.html