Методы, приемы, средства обучения детей с ОВЗ
Методы, приемы и средства обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе. Нормативно-правовые документы Конституция Российской Федерации, ст.43 Конвенция о правах инвалидов, ст. 24ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ.Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ«Об образовании в Российской Федерации», ст.11, 79Нормативно-методические документы Министерства образования РФ и другие нормативно-правовые акты.Примерная АООП , разработанная на основе ФГОС для детей с ОВЗУстав ОУ Деятельностный подход Деятельность – это работа, занятие труд, но такие, которые вызывают коренные изменения, преобразующие самого человека.Деятельностный подход – это процесс деятельности человека, направленный на становление его сознания и его личности в целом. Инклюзивное образование- это совместное обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и детей, не имеющих таких ограничений. Преимущества деятельностного подхода Применяется при изучении любого предмета.Включение учащихся в деятельность на всех этапах урока.Разноуровневое обучение.Обеспечивает усвоению предметных и универсальных учебных действий. Принципы коррекционной работы. Индивидуальный подход к каждому ребенку.Предотвращение наступления утомления, используя разнообразные формы работы.Использование методов, активизирующих познавательную деятельность обучающихся, развивающих их устную и письменную речь и формирующих необходимые учебные навыки.Проявление педагогического такта. Метод – в переводе с греческого означает «путь» Методы обучения – способы работы педагога, с помощью которых достигается усвоение обучающимися знаний, умений и навыков, а также развитие и коррекция их познавательных способностей.Прием обучения – элемент метода, его структурная часть, отдельный шаг в реализации метода. Методы обучения (по Ю.К.Бабанскому)Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: Словесные (рассказ, беседа и т.д); Наглядные (иллюстрация, демонстрация и т.д); Практические (упражнения, трудовые действия и др.); Репродуктивные; Проблемно-поисковые (от частного к общему, от общего к частному), методы самостоятельной работы и работы под руководством учителя.Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности:Методы организации и осуществления учебной деятельности с целью психологической настройки;Методы стимулирования и мотивации долга и ответственности в учении. Слайд Результаты готовности первоклассников. Методы и приемы создания ситуации успеха Учет уровня усвоения (степени понимания) изученного материалаДоступное изложение учебного материала, постановки учебной задачи.Использование занимательной наглядности.Дидактические игры.Индивидуально-ориентированный подход.Комплекс поощрительных мер за любые положительные достижения в учебе.Создание оптимальной благоприятной образовательной среды.Словесная поддержка педагога.Установка на позитивное решение проблемы.Создание условий для детального контроля, объективной оценки и самооценки обучающегося. Работа с родителями.Индивидуальная работа;индивидуальное консультирование;Беседы;Индивидуальные практикумы по обучению родителей совместным формам деятельности с педагогом;Привлечение членов семьи к различным формам совместной деятельности. Дифференцированные индивидуальные задания: «Раскрась букву», «Раскрась цифру»,«Допиши букву» Дифференцированные индивидуальные задания: Слоговые таблицы;Индивидуальные карточки («Допиши букву», «Закрась части мозаики», «Найди картинку со звуком в начале слова» Дифференцированные индивидуальные задания: - «Составляем слова» Дифференцированные индивидуальные задания: - «Деление на слоги» «Число-цифра»математические раскраски. приемы коррекции мыслительных операций: задания с палочками;«Четвертый лишний»;«Поиск аналогов»;«Способы применения предметов»;«Продолжи логический ряд» «Дорисуй и раскрась обеими руками»«Дорисуй девятое» приемы коррекции мыслительных операций: «Найди отличия»Игра-лото «Найди пару» Для развития моторики использую следующие приемы:-обведение и штриховка фигур и контуров предметов; Для развития моторики использую следующие приемы:- рисование узоров по клеточкам. Для развития моторики использую следующие приемы:- рисование красками различными способами: кистью, пальцем и т.д.- массаж кистей рук, пальцев и т.д. Использование пальчиковой гимнастикигимнастика с учебными предметами чередование различных позиций Работа с интерактивной доской.Использование презентаций, фильмов, интерактивных тренажеров. Перечисленные приемы коррекционно-развивающего воздействия на обучающихся с ЗПР стимулируют познавательную активность детей, их самостоятельность, развитие психических процессов и творческих способностей.