Презентация на тему Проблемы детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья.


Проблемы детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Характер семейных отношений в семьях, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Периоды, связанные со стрессом на стадиях и переходах жизненного цикла семей. - рождение ребенка: получение точного диагноза, эмоциональное привыкание, информирование других членов семьи;- школьный возраст: решение вопросов, связанных с поступлением ребенка в школу, внешкольной деятельностью ребенка, переживание реакций сверстников;- подростковый возраст: привыкание к хронической природе заболевания ребенка, возникновение проблем, связанных с сексуальностью, изоляцией от сверстников, планированием общей занятости ребенка;- период «выпуска»: признание и привыкание к продолжающейся семейной ответственности, принятие решения о подходящем месте проживания повзрослевшего ребенка, переживание дефицита возможностей для социализации семьи;- постродительский период: перестройка взаимоотношений между супругами (если ребенок начал самостоятельную жизнь) и взаимодействие со специалистами по месту проживания ребенка. В контексте рассмотрения механизмов социальной адаптации семьи, наиболее значимой представляется социально-экологическая модель, которая включает в себя:- микросистему - мезосистему- экзосистему- макросистему Микросистема «семья особого ребенка»:«мать–отец»: индивидуальное состояние каждого и гармоничность отношений до рождения ребенка, необходимость принять ограничения ребенка;«мать – особый ребенок»: депрессия, чувство вины, самообвинение, проблема отношения к ребенку;«мать – здоровый ребенок»: недостаток внимания к здоровому ребенку, взваливание на здорового ребенка непосильных обязанностей по уходу за особым ребенком, использование здорового ребенка в качестве «компенсации»; «отец – особый ребенок»: отказ отца от физического и психологического участия в заботе об особом ребенке;«отец – здоровый ребенок»: недостаток внимания к здоровому ребенку, взваливание на здорового ребенка непосильных обязанностей по уходу за особым ребенком, использование здорового ребенка в качестве «компенсации»;«особый ребенок – здоровый ребенок»: чувство вины, стыда, страх «заразиться» нарушениями или вера в то, что ты уже «заразился»; «порабощение» особым ребенком здорового брата или сестры, амбивалентные чувства здорового ребенка по отношению к брату/сестре с нарушениями. Микросистема (семья), функционирует в мезосистеме, включающей в себя ближайшее окружение семьи и поле ее активных действий (врачи, родственники, друзья, знакомые, коллеги). В экзосистему входят условия, на которые семья не может активно повлиять, но которые влияют на семью (средства массовой информации, система здравоохранения: социальные службы, система образования). Макросистема, отражает принятые в обществе ценности (этнические, культурные, религиозные, экономические и политические ценности) Вывод: недостаточно изучить одного ребенка, или пару «ребенок–мать», или даже динамику семьи в целом. Все важнее становится исследовать семью в широких контекстах. Алгоритм психолого-педагогической работы с семьей: 1. исследование семьи: изучение особенностей функционирования семьи, выявление ее скрытых ресурсов, сбор информации о ее социальном окружении, изучение потребностей родителей и ребенка;2. установление контакта, работа на преодоление реакций психологических защит, мотивирование на сотрудничество;3. оценка путей оказания психолого-педагогической помощи;4. выбор направлений работы в зависимости от результатов диагностики;5. работа специалистов по оказанию психолого-педагогической помощи семье, направленной на активизацию социальной позиции родителей, восстановление и расширение социальных связей, поиск возможностей членам семьи опереться на свои собственные ресурсы;6. анализ эффективности достигнутых результатов.