Презентация на тему «ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ЕЕ ПРИМЕНЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ».
Выступление на тему: «ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ЕЕ ПРИМЕНЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ» Исмаилова Н. Я слышу, и я забываю.Я вижу, и я помню.Я делаю, и я понимаю. Конфуций
Знание тогда становится знанием, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью. Л.Н.Толстой. Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но……размышляйте, и, хотя криво, да сами. Г.Э. Лессинг Исследовательская деятельность учащихся является основным методом всех технологий развивающего обучения. Исследовательская деятельность учащихся – это совокупность действий поискового характера, ведущая к открытию неизвестных для учащихся фактов, теоретических знаний и способов деятельности. В качестве основного средства организации исследовательской работы выступает система исследовательских заданий. Исследовательские задания – это предъявляемые учащимися задания, содержащие проблему; решение ее требует проведение теоретического анализа, применения одного или нескольких методов научного исследования, с помощью которых учащиеся открывают ранее неизвестное для них знание. Цель исследовательского ( проектного обучения). 1) учащиеся самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;2) учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;3)приобретают коммуникативные умения , работая в различных группах;4) развивают у себя исследовательские умения;5) развивают системное мышление. Классификация исследовательских проектов. По продолжительности выполнения: краткосрочные (2-6 часов);среднесрочные (8-12 часов);долгосрочные (до года). По структуре содержания: монопредметные; межпредметные; надпредметные. По организации деятельности: индивидуальные; парные; групповые; школьные; межшкольные. По включенности в тематический план: текущие; итоговые. По способу преобладающей деятельности: исследовательские; игровые; творческие; практико-ориентированные; познавательные. По уровню творчества: репродуктивные; поисковые творческие задания; творческие проект. Урок-исследование 1.Сопоставление разных художественных текстов.2. Анализ художественных текстов.3. Рецензирование, сочинение.4. Языковые наблюдения.5. Сравнение литературы с другими видами искусства. Формы исследовательских уроков: 1. урок-творческий отчет; 2. урок-защита идей;3. урок-ролевая игра;4. урок-семинар;5. урок «Мой поэт», «Мой герой»;6. урок открытых мыслей;7. урок-защита диссертации;8. урок-конференция;9. урок- круглый стол и т. д. Виды исследовательских работ: 1. конспект;2. реферат; 3. доклад; 4. отзыв и рецензия;5. эссе; 6. аннотация;7. проект. Виды проектов: 1.ролевой;2.информационный;3. творческий;4. практико-ориентированный;5.исследовательский. Основные этапы научного исследования. 1. Постановка проблемы. 2. Знакомство с литературой по проблеме исследования.3. Сбор собственного материала. 4. Анализ, обобщение. 5. Выводы. Спецкурс «Введение в научно-исследовательскую деятельность» № Тема кол.часов 1. Введение. Понятие научно-исследовательская и исследовательская проектная работа. 1 2. Определение темы. Работа с источниками. 1 3-4. Актуальность. Формулировка цели и задач. 2 5. Структура работы исследовательских работ. 1 6. Методы исследования. 1 7-8. Введение. 2 9-10. Основная структурная часть работы – главы. 2 11. Заключение. 1 12. Приложение. 1 13. Список использованной литературы. 1 14. Инструкция по оформлению исследовательской работы. 1 15. Защита результатов исследования. 1 16. Выступление пред аудиторией по результатам выполнения исследовательской работы. 1 17. Защита готовых научно-исследовательских работ 1 Что дает исследовательская работа. Ученикам.1. активизацию мыслительной деятельности; развивает познавательную и социальную активность; заинтересованность в обучении; расширение кругозора, возможность осознанно получать знания и использовать их;2. умение работать над проблемой: навыки сбора и обработки информации; умения и навыки исследовательской деятельности; научиться применять знания в дальнейшей исследовательской деятельности;3. возможность проявить способности, творчески проявиться, возможность определиться в интересах, самоопределение; самоутверждение; самореализация, самооценка (понять свои ошибки), познать себя;4. сотрудничать с учителем, обсуждать, предлагать свою точку зрения;5. радость сопереживания, общения, познания. Что дает исследовательская работа. Учебной деятельности.1.организовать ученика;2. найти технологии, позволяющие интересно, качественно, доступно строить учебный процесс (следовательно, заинтересовать ученика);3. является фактором для соучастия в деятельности учителя и учеников;4. ответить не только на вопрос «как» и «почему», но, главное, «зачем»; привнести смысл в процесс обучения;5. осознать связь изученного с жизнью; добиться глубоких знаний и умения их применить;6. расширить рамки изучаемого материала;7. формировать навыки исследовательской работы в интересных условиях. Что дает исследовательская работа. Учителю.1. удовлетворение от самой деятельности; моральное удовлетворение; интерес к работе;2. возможность совершенствовать методику преподавания, педагогическое мастерство; познакомиться с новыми методами в работе; возможность творить;3. возможность заинтересовать тем, что интересно самому; найти единомышленников. Результаты научно-исследовательской и проектной деятельности: Активизация интереса к урокам русского языка и литературы; Участие в викторинах, конкурсах, олимпиадах различного уровня;Повышение качества знаний у учащихся на промежуточной и итоговой аттестации Заключение Исследовательская деятельность — один из лучших способов для совмещения современных информационных технологий, личностно-ориентированного обучения и самостоятельной работы учащихся .