Проект История русского женского костюма


«В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли»( А.П. Чехов) « История русского женского костюма»Автор проекта: Максимова Елена Алексеевнаучитель истории и обществознанияМуниципального общеобразовательного учреждения«Сатинская средняя общеобразовательная школа Инжавинского района Тамбовской области Гипотеза Если использовать интегрированный урок «История русского женского костюма», то это поможет преодолеть фрагментарность видения темы, сформировать у учащихся целостную и всестороннюю картину изучаемого, подготовить необходимую базу для более углубленного изучения темы на последующих уроках, повысить качество знания, усилить духовно-нравственные и эстетические функции. Проблемные вопросы: Почему возникла необходимость в изучении истории русского женского костюма? Как привлечь обучающихся к познанию всего многообразия культуры нашей страны и Тамбовского края? Как сделать учебный процесс более интересным? Как изучить историю русского женского костюма? Дидактические цели проекта:- построить урок так, чтобы через интегрированный урок сформировать у обучающихся целостное представление об истории русского костюма, его конструктивном решении;- пробудить интерес к изучаемой теме через повышение мотивации в получении дополнительных знаний;- развитие творческих способностей обучающихся;- формирование отношений сотрудничества между учителем и обучающимися Методические задачи :раскрыть и реализовать в практике работы возможности интегрированного урока как средства уменьшения учебной нагрузки обучающихся;развивать интерес к народному искусству, формировать художественный вкус; пробудить интерес к изучению учебных предметов и изучению русского народного творчества;развивать умения и навыки поиска, систематизировать и анализировать историческую информацию;научить обучающихся осмысливать события и явления Актуальность. В последнее время в российском образовании заметно проявляется интерес к краеведению, к народным истокам. В обществе растет:понимание значения истории России для патриотического воспитания;стремление к познанию всего многообразия культуры нашей страны. Тема возрождения русской культуры, русских традиций в том числе и в одеже является актуальной в современных условиях быстрой смены культурных ориентиров. Поэтому обращение к народным истокам, к народному фольклору и традиционным обрядам помогает обучающимся в собственной социализации. 6. Представление и защита 5. Обобщающий 4. Поисковый 3. Плановый 2. Информационный 1. Организационный .СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ: 1 год. Этапы работы Задачи самостоятельных исследований учащихся в ходе реализации творческого проекта: Найти объяснения понятиям: понева, кокошник, шушпан, кичка,шушун, сорока, душегрея.Сделать подборку пословиц и поговорок, в которых говориться о русских костюмах?Подобрать репродукции художников, на которых изображены старинные русские женские костюмы? Исследовательские и творческие работы обучающихся Презентация на тему: «Русский костюм глазами современного школьника».«Основные элементы женской одежды Тамбовской губернии»«Назначения женской одежды».«Женский головной убор».Тест « Какому понятию соответствуют следующие определения?»«Как выглядит старуха? Дайте описание ее внешнего вида».«Ребус».«Из какого стихотворения эти строки и кому принадлежат?»«Пословицы и поговорки». Практическая значимость проекта: материал может быть использован учителями истории, литературы, изобразительного искусства, классными руководителями в урочное и внеурочное время;формируется активная самостоятельная и инициативная позиция обучающихся, развиваются предметные и общеучебные умения и навыки, формируются умения их применять в практической деятельности, нацеленные на развитие познавательного интереса обучающихся;воспитывает патриотизм, любовь к Родному краю, уважительное отношение к русским традициям и обычаям. Предполагаемый результат: Повышение уровня знаний обучающихся по предметам - история, литература, изобразительное искусство, повышение общей культуры обучающихся.Совместная работа учителей и обучающихся.В процессе работы укрепляются психологические контакты обучающихся с учителями предметниками, педагогика сотрудничества становится реальностью.Работа над проектом требует от учителя организационного мастерства, увлеченности, терпения, наличия собственных навыков исследовательской работы.Работа над проектом способствует сохранению традиций русского народа, исторического опытаНавыки, полученные обучающимися в процессе работы, помогут им расширить свои знания по предметам, реализовать свой личный творческий потенциал. Информационные ресурсы: А.Н.Сахаров, В.И.Буганов. История России с древнейших времен до конца 17 в. Учебник.К.А.Буровик. Родословная вещей. Изд.-во «Знание», Москва,1991 г.М. Забылкин. Русский народ. Обычаи, предания, обряды. Москва, 2003 г.Н.М.Каминская. История костюма. Изд.-во «Лнгкпромбытиздат,1986 г.Историческое краеведение. Учебник. Тамбов,2005 г.Новый энциклопедический словарь. Изд.-во «Рипол классик», 2002 г.Тамбовская энциклопедия. Тамбов, 2004 г.Русский народный костюм. Москва,1989.Использование элементов народной одежды Тамбовской области. Тамбов, 1988 г.О.Голова. Инжавино сквозь века…Тамбов,2005 г.