Выступление на РМО классных руководителей на тему: «Изучение уровня воспитанности учащихся и планирование работы на основе полученных данных».
Выступление на РМО классных руководителейна тему: «Изучение уровня воспитанности учащихся и планирование работы на основе полученных данных». Подготовил: Мамонтова Майя Михайловнапедагог – психолог МБОУ«Лицей г.Абдулино» «Легче познать людей вообще, чем одного человека в частности». Ф.Ларошфуко. Оценка качества воспитательной работы в школе является одной из ключевых проблем в образовании. Ее решение в значительной мере зависит, во-первых, от выбора показателей, контролируя которые можно объективно судить о качестве этой работы и, во-вторых, от выбора инструментария, позволяющего проводить измерение и оценку этих показателей. Другой важный вопрос: что принять за критерии, признаки и показатели воспитанности? Главное здесь - готовность следовать определенной норме при отсутствии внешнего давления. Типичные показатели и методики: отношение школьника к обществу, трудовой деятельности, отдельным людям (В.А. Яковлев, А.С. Белкин и др.);активная жизненная позиция (Т.Н. Мальковская, Н.Ф. Родионова);направленность личности (Л.И. Божович, Т.Е. Конникова, З.И. Васильева, А В. Зосимовский и др.);сознательная регуляция поведения; способность к самоорганизации в учебной деятельности, физическом труде, отношение к людям, политическим событиям (Н.П. Капустин, М.И. Шилова и др.);согласованность между нравственными знаниями и убеждениями, с одной стороны, и поведением, с другой (А.К. Маркова, Н.Е. Щуркова). В качестве базовых были выделены следующие показатели сформированности уровня воспитанности: 1. мотивационно-ценностное отношение к своей личности и окружающим;2. система ценностей, выраженная в различных сферах интересов;3. уровень интеллектуального развития, круг познавательных интересов;4. уровень сформированности нравственной культуры;5. уровень развития коммуникативных умений и навыков;6. направленность личности (на себя, на общение, на дело);7. уровень сформированности операциональных умений (организаторские качества личности). Определены доминирующие показатели уровня воспитанности: а) ценностные ориентации учащихся, выраженные в интересах к различным сферам деятельности и общения;б) коммуникативная культура;в) направленность личности;г) операциональные умения, связанные с организаторскими качествами личности. Доминирующие параметры: ценностные ориентации учащихся; коммуникативная культура; направленность личности; организаторские способности. Уровни воспитанности школьника: - достаточный, - средний и - низкий. В работе нашего Лицея мы используем следующие методики: “Сфера интересов учащихся”; “Самоанализ и анализ личности”. (О.И. Мотков. Психология самопознания личности., М., 1992);“Направленность личности”. (С.Ф. Спичак, А.Г. Синицын. Познай себя и других. Сборник методик, М., 1994);“Я - лидер”. (Е.С. Федоров, О.В. Еремин. Шпаргалка вожатого., М., 1994);“Мой выбор”. (Е.А Леванова. Готовясь работать с подростками., М., 1993);“Мишень”. (Е.А. Леванова. Готовясь работать с подростками., М., 1993). Результаты диагностического среза по вышеуказанным методикам представляются в табличной форме: - по методике «Сфера интересов» - таблица «Система ценностей»; - по методике «Самоанализ личности» - таблица «Уровень коммуникативности»;- по методике «Я – лидер» - таблица «Операциональные умения»;- по методикам «Направленность личности» и «Мой выбор» - таблица «Направленность личности».