Презентация к семинару МО классных руководителей Внеурочная деятельность — основа развития познавательных и творческих способностей школьников в рамках введения ФГОС


МБОУ «Морозовская СОШ» Семинар21 декабря 2015 г. Внеурочная деятельность – основа развития познавательных и творческих способностей школьников в рамках введения ФГОС Внеурочная деятельность - неотъемлемая часть образовательного процесса. Внеурочная деятельность - образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы. Цель внеурочной деятельности- создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций. Задачи: - обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе; - оптимизировать учебную нагрузку обучающихся; - улучшить условия для развития ребенка; - учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся; - отработать механизм, обеспечивающий выбор учащимися;- проанализировать подходы к организации внеурочной деятельности (диагностика). Направление Место проведе-ния Время проведения Формы организации Класс Кол-во часов Спортивно-оздорови- тельное Духовно-нравственное Общеинтеллектуальное Социальное Общекультурное Примерная форма плана внеурочной деятельности Основные принципы – - учёт возрастных особенностей;- сочетание индивидуальных и коллективных форм работы;- связь теории с практикой;- доступность и наглядность;- включение в активную жизненную позицию. Основная педагогическая единица – культурная практика, представляющая собой организуемое педагогами и воспитанниками культурное событие, участие в котором помещает их в меняющиеся культурные среды, расширяет их опыт конструктивного, обучаемого, творческого поведения в культуре. Организационные модели внеурочной деятельности: модель дополнительного образования (на основе институциональной и (или) муниципальной системы дополнительного образования детей);модель «школы полного дня»;оптимизационная модель (на основе оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного учреждения);инновационно- образовательная модель. Модель дополнительного образования опирается на преимущественное использование потенциала внутришкольного дополнительного образования и на сотрудничество с учреждениями дополнительного образования детей. Модель «школы полного дня» - реализация внеурочной деятельности преимущественно воспитателями групп продленного дня Оптимизационная модель - Модель внеурочной деятельности на основе оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного учреждения предполагает, что в ее реализации принимают участие все педагогические работники данного учреждения: учителя, социальный педагог, педагог-психолог, воспитатель, старший вожатый, тьютор и другие. Инновационно- образовательная модель опирается на деятельность инновационной (экспериментальной, пилотной, внедренческой) площадки федерального, регионального, муниципального или институционального уровня, которая существует в образовательном учреждении. Направления внеурочной деятельности Спортивно-оздоровительное Духовно-нравственное Социальное ОбщеинтеллектуальноеОбщекультурное Формы: экскурсии; кружки; секции;конференции;диспуты; школьные научные общества; олимпиады;соревнования; поисковые и научные исследования; социальные проекты;общественно полезные практики и др. Виды внеурочной деятельности познавательная деятельность,игровая деятельность,трудовая (производственная) деятельность,досугово- развлекательная деятельность,спортивно-оздоровительная деятельность,туристско-краеведческая деятельность,художественное творчество,социальное творчество (социально преобразовательная деятельность),проблемно-ценностное общение. Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трём уровням. Воспитательные результаты внеурочной деятельности Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни. Второй уровень результатов – формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного социального действия. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (1-й класс) Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (2-3-й класс) Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия (4-й класс) Достигается во взаимодействии с педагогом Достигается в дружественной детской среде (коллективе) Достигается во взаимодействии с социальными субъектами Каждому уровню воспитательного результата соответствует своя образовательная форма. 3-й уровень результатов 1-й уровень результатов 2-й уровень результатов Форсирование результатов недопустимо. Методы диагностики эффективности внеурочной деятельности Первый предмет диагностики - это личность самого воспитанника. Второй предмет диагностики — это детский коллектив как одно из важнейших условий развития личности ученика. Третий предмет диагностики — это профессиональная позиция педагога, ещё одно важнейшее условие развития личности ученика. Требования к разработке рабочих программ внеурочной деятельности: Титульный лист.Пояснительная записка.Требования к уровню подготовки .Календарно – тематический план.Содержание программы.Средства контроля.Учебно – методические средства обучения.Литература. Воспитательный результат внеурочной деятельности – непосредственное духовно-нравственное приобретение ребенка благодаря его участию в том или ином виде внеурочной деятельности. Эффекты воспитания и социализации детей – формирование у школьников коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности. Воспитательные результаты и эффекты внеурочной деятельности: Программы внеурочной деятельности может иметь следующую структуру: пояснительная записка;календарно-тематическое планирование;содержание программы; методическое обеспечение программы: краткий перечень материалов, инструментов и оборудования; Титульный лист должен содержать информацию: Название образовательного учреждения, в котором разработана программа. Ф.И.О. ответственного работника, утвердившего программу с указанием даты утверждения. Вышестоящие органы образования (по подчиненности учреждения). Дата и № протокола педагогического совета, рекомендовавшего программу к реализации.Название программы. Возраст детей, на который рассчитана программа.Срок реализации  программы (на сколько лет она рассчитана).Автор программы (Ф.И.О, занимаемая должность).Название города.Год создания программы. Пояснительная записка раскрывает:-цели и задачи обучения, воспитания и развития детей по конкретному направлению внеурочной деятельности;-актуальность изучаемой деятельности, педагогическую идею, положенную в основу предлагаемой программы; -психолого-педагогические принципы, на основе которых построено содержание программы; -обоснование содержание и методов деятельности;- информацию о продолжительности каждого занятия; -информацию о том, для детей какого возраста предназначена программа;информацию об особенностях места проведения занятий; - информацию об ожидаемых  личностных, метапредметных и предметных результаты освоения конкретного курса внеурочной деятельности: в этом разделе конкретизируются планируемые результаты освоения программы включающие, в том числе, личностные, познавательные, регулятивные и коммуникативные универсальные учебные действия; из описания так же должно быть видно, на достижение какого уровня воспитательных результатов направлена данная программа; -сроки реализации программы (распределение часов по годам обучения);- формы подведения итогов работы (формы контроля)- выставки, спектакли, концерты, соревнования, турниры, конференции, портфолио и др. Тематическое планирование В тематическом плане раскрывается последовательность изучения разделов (модулей) и тем программы, показывается распределение часов по разделам и темам из расчёта общего количества часов по курсу, с указанием количества часов на теоретические и практические занятия (аудиторные и внеаудиторные).Тематический план составляется на весь срок реализации программы. Содержания программы. Строится по разделам и темам в соответствии с тематическим планом и представляет из себя реферативное описание модулей, тем с указанием применяемых форм внеурочной деятельности и изложением основных изучаемых вопросов по теме в заданной последовательности. При описании содержания тем (модулей) учебной программы может быть рекомендована следующая последовательность изложения:-название темы;-необходимое количество часов для её изучения;-планируемые результаты (личностные, метапредметные и предметные)-содержание учебного материала (дидактические единицы). Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение В  разделе указывается:- основная и дополнительная учебная литература, учебные и справочные пособия, учебно-методическая литература (в библиографическом списке выделяются издания, предназначенные для учащихся, и литература для учителя);- перечень рекомендуемых технических средств обучения, демонстрационные печатные пособия;-экранно-звуковые пособия, цифровые образовательные ресурсы (компьютерная поддержка программы);- учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование (коллекции различных предметов по направлениям деятельности данного объединения). Типы образовательных программ внеурочной деятельности Интеграция возможностей общего и дополнительного образования при организации внеурочной деятельности комплексные образовательные программы, предполагающие последовательный переход от воспитательных результатов первого к результатам третьего уровня в различных видах внеурочной деятельности;тематические образовательные программы, направленные на получение воспитательных результатов в определенном проблемном поле и использующие при этом возможности различных видов внеурочной деятельности (например, образовательная программа патриотического воспитания, образовательная программа воспитания толерантности и т.п.); Типы образовательных программ: Интеграция возможностей общего и дополнительного образования при организации внеурочной деятельности образовательные программы, ориентированные на достижение результатов определенного уровня Такие программы могут иметь возрастную привязку, например: для 1-2-го класса – образовательная программа, ориентированная на приобретение школьником социальных знаний в различных видах деятельности; для 2-3-го класса – образовательная программа, формирующая позитивное отношение к базовым ценностям; для 4-го класса – образовательная программа, дающая ребенку опыт самостоятельного общественного действия. Типы образовательных программ: Интеграция возможностей общего и дополнительного образования при организации внеурочной деятельности образовательные программы по конкретным видам внеурочной деятельности;возрастные образовательные программы (образовательная программа внеурочной деятельности младших школьников; образовательная программа внеурочной деятельности подростков; образовательная программа внеурочной деятельности старшеклассников);индивидуальная образовательная программа младшего школьника. Типы образовательных программ: Реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС(организационный аспект) внеурочная деятельность Учебный план образовательного учрежденияЧасть, формируемая участниками образовательного процесса(секции, школьные научные общества, научные исследования и т.д.) Дополнительное образование образовательного учрежденияОрганизация кружков, спортивно-оздоровительных секций, поисковых и научных исследований и т.д.) Дополнительное образование учреждений культуры и УДОД Организация деятельности как на базе общеобразовательных учреждений, так и на базе самих учреждений дополнительного образования детей и учреждений культуры Классное руководствоДеятельность классных руководителей (экскурсии, диспуты, круглые столы, соревнования, общественно полезные практики и т.д.) Иные педагогические работникиДолжностные обязанности педагога-организатора, социального педагога, педагога-психолога