Презентация Как подготовить и провести родительское собрание
Подготовила учитель начальных классовКГУ «Средняя школа №6»Шахова В.Р.г. Усть-Каменогорск это одна из основных универсальных форм взаимодействия школы с семьями учащихся и пропаганды психолого – педагогических знаний; это школа повышения у родителей компетентности в вопросах обучения детей, формирующая родительское общественное мнение, родительский коллектив. Расширение педагогического кругозора родителей; стимулирование их желания стать хорошими родителями; организация совместный усилий по достойному образованию детей; анализ и демонстрация учебных и других достижений учащихся. Получение информации, необходимой для работы с детьми. Информирование, инструктирование родительского состава об изменении или введении организационных методов в режим функционирования Школы.Знакомство родителей с аналитическими материалами. Консультирование родителей по вопросам учебы и воспитания детей. Информационная функция предполагает просвещение и информирование родителей по организации учебно – воспитательного процесса. Она реализуется в рамках монологической подачи информации или в форме ответов на значимые для участников вопросы. Просветительская функция состоит в вооружении родителей актуальной для них информацией (ее значимость определяется на основе диагностики и изучения запросов родителей). Реализация данной функции предполагает использование таких форм как семинары, педагогические практикумы, конференции, круглые столы, дискуссии участников. Обучающая функция состоит в отработке практических навыков родителей по оказанию помощи ребенку в освоении образовательных программ, эффективному общению с ребенком и защите его прав в различных ситуациях. Реализация данной функции предполагает: на первом этапе – просвещение по востребованной участниками проблеме, на втором этапе – тренинги, деловые игры, позволяющие моделировать поведение участников ситуациях семейного воспитания и другие формы погружения участников в проблему. Консультационная функция реализуется как методическое и психолого-педагогическое консультирование. Профилактическая функция состоит в предупреждении ожидаемых и предсказуемых трудностей семейного воспитания, связанных с кризисами взросления детей, опасностью приобщения к вредным привычкам, профессиональным выбором, подготовкой к экзаменам, снижением учебной мотивации, здоровьем детей. Координационная функция состоит в объединении и регулировании действий всех участников образовательного процесса и заинтересованных представителей социума по обеспечению оптимальных условий для развития познавательной активности, самообразовательных умений, коммуникативной культуры, толерантности и других признаков успешной социальной адаптации школьников. выбор темы собрания; определение целей родительского собрания;изучение классным руководителем и другими организаторами собрания научно-методической литературы по рассматриваемой проблеме;проведение микроисследования в сообществе детей и родителей;определение вида, формы и этапов родительского собрания, способов и приемов совместной работы его участников;приглашение родителей и других участников собрания;оборудование и оформление места проведения родительского собрания. Целевыми ориентирами жизнедеятельности классного коллектива Закономерностями развития личности школьника Особенностями протекания процессов обучения и воспитания Стратегией построения и совершенствования взаимоотношений школы и семьи Логикой формирования педагогической культуры родителей Выбор темы и формы проведения родительского собрания учитывает:-возрастные особенности детей-преобладание типов семей-уровень образованности и заинтересованности родителей-проблемы классного коллектива-цели и задачи учебно-воспитательного процесса, стоящие перед школой 2. Подготовительная работа-изучение научно-методической литературы-анализ документации-проведение микроисследования-определение вида, формы и этапов родительского собрания, способов и приемов организации работы его участников-объявление за 2-3 недели о родительском собрании учащимся -запись в дневниках учащихся о теме и сроках собрания-приглашение родителей и других его участников-привлечение к его подготовке членов родительского комитета-оформление и оборудование места проведения собрания 1.Организационные:-составление и утверждение планов работы;-избрание родительского комитета;-распределение общественных поручений;-разработка мероприятий с участием родителей2.Собрания по плану классного всеобуча родителей.3.Тематические.4.Собрания-диспуты (не менее двух точек зрения на проблему).5.Собрания-практикумы.6.Итоговые . Педагогический ринг (столкновение мнений детей и родителей: каким быть родителю, каким быть ученику).Собрание-диспут.Деловая игра.Родительские конференции по обмену опытом воспитания.Конференция отцов.Итоговые совместные собрания детей и родителей.Собрания-чаепития «за круглым столом».Посещение театра и обсуждение с детьми спектакля.Домашние посиделки.Презентация семейного воспитания. Пикник. Вступительная часть Основнаячасть Заключительная часть Встреча родителей.Знакомство c выставками литературы и творческих работ учащихся. Вступительное слово (повестка собрания, его цели и задачи, актуальность обсуждаемых вопросовпорядок совместной работы его участников, представление приглашенных на собрание) Излагается наиболее важная информация.Происходит коллективное обсуждение.Осуществляется совместный поиск путейи способов решения рассматриваемой проблемы Принятие решения.Анализ происшедшего на собрании. Запись в дневнике учащегося с проверкой подписи родителейЗвонок по телефонуИспользование дружеских связей родителейПриглашение на отдельном листке с указанием темыИндивидуальное приглашение, набранное на компьютереПриглашение с интригующим вопросом или просьбой подготовиться к выступлениюСтихотворная открыточкаПриглашение с помощью родительское комитета Использование цитат, эпиграфовПоприветствовать и поблагодарить родителейЛирическое начало (стихи, инструментальная музыка)Знакомство родителей с проблемой и регламентомПо-особому (необычно) рассадить родителейВыставка творческих работ учащихсяРеклама педагогической литературыВидеоролик о жизни класса или выступление детейНачать собрание с результатов анкетирования учащихся, родителейОтметить работу родительского комитетаИспользование цифр и фактов для привлечения внимания к темеВыразить радость от общения с родителями и их детьми Информация общего характера(изменение учебного плана, предстоящие мероприятия, планируемые расходы: зачем и почему). Отдельно – благодарность тем родителям, которые помогали классу и школе. 2.Анализ развития детей за определенный период:-личностные изменения (проблемы, возникающие между детьми; данные диагностик)-учебная деятельность ( уровень мотивации, достижения, проблемы) 3. Обсуждение конкретной проблемы(просвещение родителей, обучение родителей, повышение их психолого-педагогической компетентности) -выделяем существующую (возникшую) проблему-определяем причины ее возникновения (чем больше вариантов, тем лучше; смотрим на проблему с разных сторон)-предпринимаем попытку ее теоретического разрешения, обсуждаем ЛЮБЫЕ варианты и оцениваем их эффективность, реальность воплощения, прогнозируем возможные последствия (к чему это может привести); определяем участников разрешения данной проблемы и распределяем ответственность между ними. -анализируются причины затруднений детей при освоении учебного курса;-идет совместное обсуждение: сбор информации, обращение к опыту родителей тех детей, у которых подобных затруднений нет-даются методические советы по коррекции учебной деятельности детей (рекомендации по организации выполнения домашних заданий, требования к ведению тетрадей и т.д.)-лучше взять одну, но конкретную проблему, и проработать ее досконально!!! С хорошего начать и хорошим закончитьВыдать оценки на листочках, а на обороте советы и рекомендации для родителейО плохом сказать в общем, не называя фамилийВ плохих учениках найти хорошее и похвалить их за что-то при всехО хорошем –вслух, о недостатках –индивидуально.Показать родителям тетради с хорошими и плохими работами детей, не называя фамилий. 4.Принятие решения собрания5.Индивидуальные консультации с родителями Говорите о проблеме, а не о персоналияхОтмечайте успехи и резервы. Никаких обсуждений конкретного ребенка! Если хвалите, то всех –за что-нибудь.Классный руководитель не диктует правильное решение, а стимулирует к его поиску коллектив родителей.Используйте наглядные примеры – как надо, как правильно.Не превращайте индивидуальную консультацию в показательную ( с одним говорю –все стоят кругом слушают) 1. Выберите самый благоприятный день и час для проведения родительского собрания, постарайтесь, чтобы на это время не было запланировано никаких других важных дел, интересных телепередач и т.п. 2. Определите одну наиболее важную проблему и на основе ее обсуждения постройте разговор с родителями. 3. Расставьте столы и стулья по кругу, чтобы все участники родительского собрания хорошо видели и слышали друг друга. 4. Подготовьте визитки с именами родителей, особенно в том случае, если они еще недостаточно хорошо знают друг друга. 5. Берегите время родителей. С этой целью установите регламент собрания и строго следите за его соблюдением. 6. Используйте игровые элементы, групповые формы и способы организации взаимодействия и общения. 7. Организуйте разговор за чашкой чая, что помогает сделать общение более непринужденным и откровенным. 8. Опирайтесь на жизненный и педагогический опыт наиболее авторитарных родителей, на мнение членов родительского комитета. 9. Стремитесь к тому, чтобы на собрании было принято конкретное решение. 10. Придумайте вместе с родителями свои правила для участников собрания (например: снимать верхнюю одежду обязательно; не молчать; отвергая предложение (мнение), вносить встречное; называть друг друга по имени и отчеству). Снять собственное напряжение перед встречей с родителямиДать родителям почувствовать Ваше уважение и вниманиеУбедить родителей в том, что у школы и семьи одни проблемы, одни задачи, одни дети.Постарайтесь понять родителей, правильно определить наиболее волнующие их проблемы Словом и делом помочь родителям находить оптимальные пути и способы решения проблемных ситуаций, формировать у них уверенность в том, что в воспитании детей они всегда могут рассчитывать на Вашу поддержку и помощь других учителей.Разговаривайте с родителями спокойно, доброжелательно, заинтересованно. Важно, чтобы родители всех учеников (и благополучных и «сложных») ушли с собрания с верой в своего ребенка. Перед началом собрания лучше «оставить за дверью» плохое настроение. Проводить собрания не более 1,5 часов. Самый приятный звук для человека – его имя. Хорошо иметь перед собой список с именами и отчествами родителей. Перед началом собрания объявить вопросы, которые будут обсуждаться на собрании. Начинать собрание с позитивного, затем говорить о негативном, завершать разговор предложениями на будущее. Предупредить родителей, что не вся информация может стать достоянием детей. Поблагодарить всех, кто нашел время придти ( особенно отцов) Уважайте!Помогайте!Объясняйте!Доверяйте!Учитесь!Спрашивайте!Благодарите! Дереклеева Н.И. Новые родительские собрания: 5-9 классы. - М.: ВАКО, 2006. - 320 с. - (Педагогика. Психология. Управление).Калейдоскоп родительских собраний: Методические разработки. Выпуск 1 / Под ред. Е.Н.Степанова — М.: ТЦ Сфера, 2004. – 144с.Калейдоскоп родительских собраний: Методические разработки. Выпуск 2 / Под ред. Н.А. Алексеевой. — М.: ТЦ Сфера, 2006. – 144с.