Презентация к родительскому собранию Речь ребенка раннего возраста


МБДОУ д/с № 31 п. ЖдановскийРодительское собрание: «Речь ребенка раннего возраста».Подготовила: воспитатель Махова Г. В. «Чтобы научиться говорить, надо говорить»Львов М. Р. Уважаемые родители! Сегодня мы поговорим с вами о речевом развитии детей. Ведь развитие устной речи, ее компонентов является одной из важнейших задач развития детей дошкольного возраста. Что такое речь? Речь это-— исторически сложившаяся в процессе деятельности людей форма их общения, опосредованная языком. — существенный элемент человеческой деятельности, позволяющий человеку познавать окружающий мир, передавать свои знания и опыт другим людям, обрабатывать их для передачи последующим поколениям. – совокупность произносимых или воспринимаемых звуков, имеющих тот же смысл, и то же значение, что и соответствующая им система письменных знаков. Овладение речью — это сложный, многосторонний психический процесс; ее появление и дальнейшее развитие зависят от многих факторов. Речь начинает формироваться лишь тогда, когда головной мозг, слух, артикуляционный аппарат ребенка достигнут определенного уровня развития. Но, имея даже достаточно развитой речевой аппарат, сформированный мозг, хороший физический слух, ребенок без речевого окружения никогда не заговорит. Чтобы у ребенка появилась, а в дальнейшем и правильно развивалась речь, нужна речевая среда. Однако и этого еще недостаточно. Важно, чтобы у ребенка появилась потребность пользоваться речью как основным способом общения со сверстниками, близкими. Как же развивается речь у 3-х летних детей? В этом возрасте дети:• различают и называют части предметов, их качества (величину, цвет, форму, материал) ; • некоторые сходные по назначению предметы (туфли- ботинки-сапоги) ;• понимают обобщающие слова: игрушки, одежда, обувь, посуда, мебель;• односложно отвечают на вопросы взрослого при рассматривании предметов, картин, иллюстраций;• повторяют за взрослым рассказ из 3-4 предложений, составленный об игрушке или по содержанию картины;• участвуют в драматизации отрывков из знакомых сказок. После двух лет даже самые молчаливые детки начинают говорить. Хотя происходит это у всех по-разному. Одни сразу начинают говорить целыми предложениями, другие произносят только отдельные слова. Развитие речи у ребенка зависит в первую очередь от его индивидуальных особенностей. Если ваш ребенок не говорит, пока не стоит беспокоиться, если у него имеются признаки благополучного развития речи. Что это? Признаки благополучного развития ребенка. • Физическое развитие ребёнка соответствует возрасту. • У ребёнка нет никаких неврологических заболеваний. • Ребёнок активно общается со знакомыми, родными, но может стесняться разговаривать с незнакомыми людьми. • Ребёнок охотно повторяет за вами всё, что слышит. • Ребёнок активно решает свои проблемы с помощью речи. • Вслушивается в свою речь и старается исправить свои ошибки сам. Основаниями для беспокойства будет, если:• Ребёнок неохотно повторяет за вами слова и предложения, которые слышит (или совсем не повторяет) • Ребёнок не строит из накопленных слов предложений. • Строит предложения, но их грамматическое оформление грубо искажено. (Ваня хочет нет – Я не хочу). Не говорит о себе в первом лице (не пользуется местоимением «я») • В речи не появляются глаголы. • Ребёнку безразлично, понимает ли его кто-то. Он говорит на одному ему понятном языке. • Речь невнятная, кончик языка между зубами, звуки произносятся с «хлюпаньем» или имеют носовой оттенок. Если Вы для себя отметили большинство «галочек» или ребёнок совсем не говорит, а ему уже 3 года, можете обратиться к логопеду на консультацию. А что - же делать родителям для развития речи детей? Вот несколько советов:1. Разговаривайте со своим ребёнком во время всех видов деятельности (приготовление еды, уборка, одевание-раздевание, прогулка и т. д.) Говорите о том, что вы делаете, что делает сын (дочь, что делают другие дети, люди). 2. Говорите спокойно, в нормальном темпе, чётко, с интонацией. 3. Говорите, используя правильно построенные фразы, короткие предложения. 4. Выдерживайте временную паузу, чтобы у ребёнка была возможность говорить и отвечать на вопросы. 5. Учите ребёнка понимать и выполнять словесные инструкции сначала простые, затем сложные (Возьми мишку. Возьми мишку и посади на стульчик. Возьми мишку и посади на стульчик рядом с собачкой.) 6. Не переходите на детский язык, не «сюсюкайте» сами и объясните бабушкам. 7. Игра- основная деятельность ребёнка, поэтому больше играйте, превратите занятия в интересные игры (игры с пальчиками, игры с предметами и т. д.) 8. Каждый день читайте стихи, сказки, обсуждайте картинки.