Мастер-класс. Разработка урока по технологии критического мышления. Сочинение-описание Снег-снежок!
МАСТЕР-КЛАСС СОЧИНЕНИЕ-ОПИСАНИЕ«СНЕГ- СНЕЖОК!»(6 КЛАСС)КОЗЯР ОЛЬГА МИХАЙЛОВНА(МБОУ школа №124 г. Самары)
Цель урока: совершенствовать умения и навыки написания сочинения-описания с помощью необходимых лексических средств. Задачи: - обеспечение умения применять теоретические знания на практике; -развивать самостоятельную художественную деятельность, творчество ; -подготовка учащихся к написанию сочинения-описания с использованием стратегии РАФТ; -воспитание у учащихся любви к слову, чувства прекрасного.
Методические приёмы:Использование элементов групповой работы и технологии развития критического мышления через чтение и письмо( кластер, синквейн, ассоциативный ряд, стратегия РАФТ, мастерская).
Тип урока-урок применения и совершенствования полученных знанийТехнология-развитие критического мышления через чтение и письмоДети уже знают: типы речи, стили речи, художественно-изобразительные средства(эпитет, сравнение, олицетворения, метафора), что такое текст, тема, идея текста.Вид урока-семинар по письму
У нас урок развития речи.Что мы делаем на таких уроках?Что значит развивать речь?.
Желаю вам творческого вдохновения. Мы можем сделать мир лучше красивее, потому что в каждом из нас заложена потребность к творчеству. А часть радости творца передаётся его творению, потом её почувствуют те, кто будет на это смотреть или читать. Творчество-это передача по цепочке радости от того, что мир прекрасен.
Что нужно знать и уметь МАСТЕРУ-ПИСАТЕЛЮ, чтобы его произведения читались?-умение наблюдать;-умение вживаться в другие роли;-умение сопереживать;-умение использовать худ-изобразительные средства;-знать стили и типы речи.
У каждого настоящего мастера есть копилка, где собираются ценности. Мы заведём свои «копилки».Как вы думаете, чем мы из заполним?Итогом будет СОЗДАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА.
ЗагадкаЧто за звёздочки сквозныеНа пальто и на платке,Все сквозные, вырезные,А возьмёшь- вода в руке?
Какие ассоциации у вас возникли со словом «СНЕГ»? 1-я группа- ассоциативный ряд 2-я группа-кластер3-я, 4-я -синквейн
I группа. Ассоциативный ряд: Снег: холодный, серебристый, сверкающий, жгучий, необыкновенный, белый, искристый. Переливающийся, красивый, алмазный, глубокий; играть в снежки, кататься на санках; сугробы, мороз.
СНЕГ белыйсугробысеребристыйзабавырадостьхолодныйпушистыйзернистыйлыжимокрыйлазурьБлестящий
СИНКВЕЙН1- тема одним словом2- описание темы в двух словах3- описание действия в рамках темы тремя словами 4- фраза из 4-х слов, показывающая отношение к теме.5- синоним из одного слова, который повторяет суть темы.
3-я, 4-я группа. Снег Пушистый, серебристый.Летит, кружится, падает.Нам хорошо, весело, радостно!Красота. Снег Серебристый, золотой.Летит, холодит и радует.Весело играть, падать в сугроб!Радость. Снег Холодный, искристый.Падает, вьётся, ложится.Падаю я в снежок!Наслаждение. Снег Пушистый, озорной.Падает, падает, падает.Много снегу – хорошо детям!Веселье.
Этим временем года восхищались и поэты, и художники, и музыканты. Хруст снега, полёт снежинок можно передать в музыке. А вот художник…Что ему удаётся передать на картине?ЗИМА
Учащиеся рассматривают репродукции картин, говорят о цвете, оттенках снега в зависимости от освещения, времени суток, о том, что картины вызывают восхищение зимней природой.
«Февральская лазурь» Саврасов А.К. «Зима» И. Грабарь
Н. Крымов «Зимний вечер»
К. Юон «Конец зимы. Полдень.»
Ребята, ведь словом тоже можно красиво описать зиму. Вспомните, какие поэты воспели зимушку-зиму в своих стихотворениях?
Белый снег пушистый В воздухе кружится И на землю тихо Падает, ложится… («Зима» И. Суриков)
Под голубыми небесами Великолепными коврами, Блестя на солнце, снег лежит… («Зимнее утро» А. Пушкин)
Чародейкою Зимою Околдован, лес стоит- И под снежной бахромою, Неподвижною, немою Чудной жизнью он блестит… («Чародейкою Зимой» Ф. Тютчев)
Что объединяет эти стихотворения?Что подчёркивают поэты, изображая зимнюю природу?
Поэты подчёркивают необычность зимней природы, её красоту. Эти поэтические картины зимы наполняют душу ощущением покоя радости. Каждое слово предстаёт перед нами как волшебство. Как вы думаете, получится ли у вас так красиво описать снег, снежинки ?
Композиция сочинения-описания.Общее представление о предмете.Отдельные признаки предмета.Авторская оценка, вывод.
В каком стиле будем описывать снежинки?
Поучимся подбирать правильные слова и выражения у признанного мастера «снежных» сказок. Кто это? (Андерсен). Передать словесное впечатление от увиденного помогают разные художественные средства. Какие? (метафоры, эпитеты, сравнения).
Отрывки из сказок «Снежная королева» и «Снеговик» раздаются ученикам .
«Снежная королева» (Х. К. Андерсен) « За окнами порхали снежинки. Одна из них, побольше, упала на край цветочного ящика и начала расти, расти, пока, наконец, не превратилась в женщину, закутанную в тончайший белый тюль, сотканный, казалось, из миллионов снежных звёздочек. Она была так прелестна и нежна, но изо льда, из ослепительного сверкающего льда, и всё же живая! Глаза её сияли, как две ясных звезды…»
«Снеговик» «…А что за красота была, когда взошло солнышко! Деревья и кусты в саду стояли все осыпанные инеем, точно лес из белых кораллов! все ветви словно покрылись блестящими белыми цветочками! Мельчайшие разветвления, которых летом и не видно из-за густой листвы, теперь ясно вырисовывались тончайшим кружевным узором ослепительной белизны; от каждой ветки как будто лилось сияние!...Вот было великолепие!Встало солнышко…Ах как всё вдруг засверкало, загорелось крошечными ослепительно белыми огоньками! Всё было точно осыпано алмазной пылью, а на снегу переливались крупные бриллианты!»
РАБОТА В ГРУППАХ.Прочитайте тексты. 1-я группа находит эпитеты 2-я-сравнения 3-я-олицетворения 4-я- представляет в виде « кластера – снежинки»
Представители от группы зачитывают ответы. Остальные дополняют свои «КОПИЛКИ».
Мы сказали, что писатель должен уметь вживаться в разные образы. Именно этому мы с вами будем учиться сегодня. Есть замечательный приём, с помощью которого можно создать оригинальное произведение. Называется такой приём Р А Ф Т.
Знакомство с новой формой написания творческой работы. Инструктаж, как её создать.Гораздо интереснее описать предмет, если создавать произведение от имени какого-либо героя. Подумаем вместе, от чьего имени можно писать, вжившись в РОЛЬ (Учащиеся предлагают, от лица какого героя можно написать описать снег. Это может быть любой герой сказок, человек, впервые увидевший снег…) Но недостаточно определить роль, надо ещё подумать , к кому будет обращаться герой. Определим АУДИТОРИЮ… -А теперь подумаем, в какой форме ( письмо, стихотворение, рассказ, эссе...) -И последнее, о чём поведает наш герой, зачем он это сделает?
Учащиеся высказывают предположения, записывают понравившиеся мысли в «КОПИЛКИ». Д/З . На основе собранной копилки написать ( на выбор):1. Сочинение-миниатюру по технологии Р А Ф Т .2 .Напишите рассказ, сказку с обязательным описанием снега или снежинок.3 .Сочинить АКРОСТИХ (снежинки).4. Составьте художественное описание снега.
Работы детей
АкростихСнежинки – это чудеса!Необычные, прекрасные они!Есть и дом у них:Живут в чертогах Снежной королевы.Искрятся. Серебрятся.Ночью спят, а днём летают,Кто – на Север, кто – на Юг.Ах, какая красота!
На балу у Снежной королевы. В чертогах Снежной королевы был бал. Ледовый дворец поражал своей строгостью и прозрачностью. В каждой стене, как в зеркале, можно было увидеть своё отражение. Наряды присутствующих Льдинок и Снежинок были ослепительной белизны. Снежинки пришли в платьях из снежного тюля. На каждый из шести кончиков они прикрепили по алмазику. Крупные бриллианты были только у Снежной королевы. Заиграла музыка. Это был «Вальс снежных хлопьев» Чайковского. Мальчики – снежинки приглашали девочек – снежинок, и все закружились в снежном вихре. Сквозь глыбы льда проглядывало солнце, поэтому всё сверкало и переливалось…
Какое великолепие! Какое великолепие и спокойствие охватывает тебя, когда идёшь по зимнему лесу! Всё сверкает, переливается. Крупными бриллиантами лежит снег на лапах ели. Ажурный, белый тюль окутал кустик. Снегирь вспорхнул с куста, и посыпалась алмазная пыль. Всё искрится под солнечным светом. Я превратилась в снеговика, и мне стало весело. Было тихо, спокойно. Снежинки, кружась, падали на дорожку, а одна, большая, плавно опустилась на мою рукавичку. Я не дышала, чтобы снежинка не растаяла. Никогда не видела я такой красоты! Снежинка была правильной формы. Её шесть лучиков напоминали роскошный белый цветок, который так хотелось прикрепить на бальное платье в виде украшения. Я невольно нагнулась к снежинке, и тончайший кружевной узор моментально исчез. Как жаль, что у снежинки короткая жизнь.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ