Презентация по познавательному развитию «Развитие умственных и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с помощью интеллектуальных, логико- математических игр» (6-7 лет)
«Развитие умственных и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с помощью интеллектуальных, логико- математических игр» Воспитатель МБДОУ детский сад №16 «Ивушка» Наседкина В.А. 1.Воспитывать интерес к занятиям математикой2.Развитие логико - математических представленийО геометрических фигурахО пространствеО величинахО времениО числах 3. Развитие логических способов познанияОбследование, сравнениеГруппировка КлассификацияАнализ и синтезУпорядочение , сериацияТрансформация, трансфигурацияЭкспериментированиеМоделирование Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка — развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое. Чтобы школьник не испытывал трудности буквально с первых уроков и ему не пришлось учиться с нуля, уже сейчас, в дошкольный период, нужно готовить ребенка соответствующим образом: Развивать логическое мышление дошкольника целесообразнее всего в русле математического развития. Ничто так, как математика, не способствует развитию мышления, особенно логического. Причина столь исключительной роли математики в том, что это самая теоретическая наука из всех изучаемых в саду. В процессе мыслительной деятельности человек познаёт окружающий мир с помощью особых умственных операций Обобщение сравнение Сравнение Анализ Синтез Абстрагирование Систематизация Аналогия Сериация Классификация Основные мыслительные операции Умение активно перерабатывать в уме информацию, используя приёмы логического мышления, позволяет ребёнку получить более глубокие знания и понимание учебного материала в отличие от тех, кто, обладая невысоким уровнем развития логики, постигает образовательный курс, полагаясь лишь на память. В старшем дошкольном возрасте одним из эффективных способов развития мышления являются дидактические игры, логико-математические игры и упражнения. Логико-математические игры – это игры, в которых смоделированы математические отношения, закономерности, предполагающие выполнение логических операций и действий. Весёлые задачи в стихах, ЗАГАДКИ – ШУТКИ ЗАГАДКИ С МАТЕМАТИ-ЧЕСКИМ СОДЕРЖАНИЕМ СЛОВЕСНЫЕ ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ ЗАНИМА-ТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ Еще более повышает процесс усвоения ребенком знаний в этой области использование заданий логико-конструктивного характераКонструктивная деятельность ребенка в процессе выполнения данных упражнений развивает не только математические способности и логическое мышление ребенка, но и его внимание, воображение, тренирует моторику, глазомер, пространственные представления, точность. умение ориентироваться в форме и размере геометрических фигур,пространственных отношениях; -внимание и память, - пространственное и логическое мышление; воображение и творческие способности, Развивающие игры Воскобовича Что развивают: -умение конструировать плоскостные и объемные фигуры, пользуясь пооперационной схемой или собственным замыслом; "Геоконт" открывает ребенку мир геометрических и образных превращений, разноцветных приключений. Что развивает : - освоение названий и структуры геометрических фигур, их размера; - умение строить симметричные, несимметричные фигуры, узоры ориентироваться в пространстве; - умение конструировать фигуры по схеме, картинке, словесному алгоритму и собственному замыслу; - внимание, память, элементы логического мышления; - воображение, творческие способности; - пальцевую и кистевую моторику рук. «Сложи квадрат» знаменитая игра Никитина для развития интеллектуального потенциала малышей. Выполнение игровых заданий способствует развитию сообразительности, пространственного воображения, логического мышления, математических и творческих способностей детей дошкольного возраста. В игре 3 варианта сложности:1уровень – составление квадрата из 2-3 частей.2уровень- 3-5.3уровень- 4-7. Кубики Никитина В процессе игры с кубиками Никитина дети тренируют навыки счета, учатся ориентироваться в пространстве и во времени, конструктивные способности, развивают внимание, память, мелкую моторику, логическое мышление, воображение и речь. Подбери заплатку .Игра на развитие логического мышления. Задание для ребенка подобрать правильную заплатку к картинкам. это счетные палочки, которые еще называют «числа в цвете», цветными палочками, цветными числами, цветными линеечками. Палочки Кюизенера Блоки Дьенеша Задачи: Познакомить с формой, цветом, размером, толщиной объектов. Развивать пространственные представления. Развивать логическое мышление, представление о множестве, операции над множествами (сравнение, разбиение, классификация, абстрагирование). Развивать умения выявлять свойства в объектах, называть их, адекватно обозначать их отсутствие, обобщать объекты по их свойствам, объяснять сходства и различия объектов, обосновывать свои рассуждения. Развивать знания, умения и навыки, необходимые для самостоятельного решения учебных задач. Развивать психические функции, связанные с речевой деятельностью. * Из какой посуды нельзя ничего съесть? (Из пустой)* Курица, стоящая на одной ноге, весит 2 кг. Сколько весит курица, стоящая на двух ногах? (2 кг) * Одно яйцо варят 4 минуты. Сколько минут надо варить 6 яиц? (4 мин)* На столе лежало 4 яблока. Одно из них разрезали пополам и положили на стол. Сколько яблок на столе? (4 яблока) Шуточные задачи по математике для дошкольников Значительное место по развитию у детей логического мышления в математическом развитии отводится знакомству детей с числами и цифрами. Играя и выполняя упражнения, дети постепенно: — овладевают умением выделять образы цифр; — закрепляют навыки последовательного счета; — учатся соотносить количество предметов с определенной цифрой; — развивают зрительную память и ручную моторику, внимание и мышление; — овладевают различными речевыми умениями и навыками. Вставь пропущенные цифры Работа с числами, числовым рядом Литература:Носова Е.А., Непомнящая Р.Л.«Логика и математика для дошкольников».Михайлова З.А. «Игровые задачи для дошкольников».Гоголева В.Т. «Логическая азбука для детей 4-6 лет».Гоголева В.Т.«Математика от трех до семи». Санкт-Петербург 2001 г.Колесникова Е.В.«Развитие математического мышления у детей 5-7 лет».