Из опыта работы Основные приёмы работы над текстовыми задачами на сложение и вычитание
М а т е м а т и к аОсновные приемы обучения младших школьников решению текстовых задач на сложение и вычитание по программе Н. Б. Истоминой УМК «Гармония»Выполнила работу Бугрова Мария Михайловна учитель начальных классов МАОУ Гимназии №2г. Нижний Новгород
Цели и задачи1.Исследовать методику работы над текстовыми задачами, проанализировать подход к обучению решения задач на сложение и вычитание, предложенный автором курса «Математика» УМК «Гармония» Н. Б. Истоминой. 2.Проанализировать основные приёмы обучения младших школьников решению текстовых задач на сложение и вычитание в 1-2 классах по программе Н. Б. Истоминой «Математика» УМК «Гармония».
Тема «Задачи» в УМК «Гармония»Данная тема является одним из основных разделов программы«Математика». По программе знакомству с темой «Задачи» предшествует предварительная работа, которая ведётся на протяжении всего 1 класса и первой четверти 2 класса.Знакомство с темой «Задача» начинается во второй четверти 2 класса. На знакомство со структурой текстовой задачи и формирование умения решать текстовые задачи на сложение и вычитание отводится 12 часов. Отработка навыка ведётся на протяжении всего курса обучения.
Виды задач-Геометрические-Арифметические-Логические-Алгоритмы-Алгебраические-Арифметические-Текстовые
Два подхода обучения текстовых задачЦель первого: фор-мирование умения решать определён- ные типы задач.(УМК «Школа России»)Цель второго: на-учить детей выпол-нять анализ задач,выявлять взаимосвя-зи между условием и вопросом, данными и искомыми.(УМК «Гармония»)
Ведущая идея УМК«Гармония»-личностно-ориентированный подход к процессу обучения Концептуальные положения курса«Математика» Н. Б. Истоминой:-Тематическое положение курса.-Новый методический подход к формированию вычислительных навыков и умений.-Новый методический подход к решению текстовых задач.
Методическая концепция построения курса:целенаправленная и систематическая работа по формированию у младших школьников всех видов универсальных учебных действий.
Методика обучения решению текстовых задач Н. Б. Истоминой Данная методика направленна на формирование обобщенных умений:1.Читать задачу.2.Выделять условие и вопрос,ивестные и неизвестные величины.3.Устанавливать взаимосвясь между ними.4.Выбирать арифметические действия для ответа на вопрос задачи.
УМК«Гармония» предполагает умения решение задач разными способами:Практический(предметный),который опирается на жизненный опыт детей и небольшое количество предметов.Мама купила 3 груши,2 яблока и 1 банан. Сколько фруктов купила мама?Решение.
Арифметический.Решение.3+2+1=6(ф.)Алгебраический.Мама купила 6 фруктов.Из них 2 яблока,1 банан, остальные груши.Сколько груш купила мама?Решение.2+1+X=6(гр.)
Графический.Используется счет присчитывание,но не выполняются арифметические действия. У Миши было две машины. Ему подарили ещё 2 машины. Сколько машин стало у Миши??
Основная цельНаучить младших школьников решать задачи арифметическим способом, который сводится к выбору арифметических действий. Решение оформляется в виде последовательности числовых равенств с пояснениями или числового выражения.
Этапы методики обучения решению задач1.Подготовительный(1класс).2.Формирование обобщённых умений решать задачи на сложение и вычитание(2класс).3.Формирование обобщённых умений решать задачи на сложение и вычитание, умножение и деление(3-4 классы).
Подготовительный этапПодготовительная работа осуществляется на протяжении 1 класса и первой четверти 2 класса.
Цели подготовительной работы1.Формирование навыков чтения.2.Усвоение смысла основных математических понятий.3.Овладение умением складывать и вычитать отрезки.4.Знакомство со схемой.
Формирование обобщённых умений решать задачи на сложение и вычитание.В этот период необходимо достигнуть две цели:-обучать решению определённых видов задач;-обучать приёмам поиска решения любой задачи
Методические приёмы работы над задачейСравнение текстовых задач.Три девочки собирали ягоды. Маша собрала 8 стаканов, а Лена – 4 стакана. Сколько стаканов ягод собрала Таня?Три девочки собирали ягоды. Маша собрала 8 стаканов, а Лена – 4 стакана. Сколько стаканов ягод собрала Таня, если девочки собрали 13 стаканов.Сравни тексты, найди сходства и различия.
Анализ текстовых задач с недостающими данными или лишнимиВ букете 7 ромашек и васильки. Сколько цветов в букете?В букете 7 ромашек и 6 васильков. Сколько цветов в букете?В букете 7 ромашек и столько же васильков. Сколько цветов в букете?Решите задачи. Все ли задачи имеют решение? Почему?
Выбор вопроса к данному условиюВозле дома 7 яблонь,3 вишни и 2 берё- зы. Выбери вопрос:На сколько больше яблонь, чем вишен?Сколько ёлок возле дома?Сколько всего деревьев возле дома?
Выбор условия к заданному вопросуСколько детей занимается в студии?Выбери условие: В студии мальчики и девочки. Мальчи- ков на 7 меньше, чем девочек.В студии 8 мальчиков и 20 девочек.В студии 8 мальчиков, а девочек на 2 больше.
Дополнение условияИз бочки взяли 10 ведер воды.Сколько вёдер воды осталось в бочке?В бочке 40 вёдер воды.Сколько вёдер воды осталось в бочке?Дополни условие каждой задачи и ответь на её вопрос.
Выбор решения по условию задачиОтец и сын поймали 57 карасей. Из них 30 карасей поймал отец. Сколько карасей поймал сын?Выбери решение:57+30=8757-30=2757-30
Выбор текстов по данному решениюВыбери задачу к решению:4+5=9(фр.)Маша купила 5 яблок и 4 груши. Сколько фруктов купила Маша?Маша купила 5 яблок, а груш на 4 меньше. Сколько груш купила Маша?
Комментирование выражений по условию задачиМиша нашел 7 белых грибов, а Маша 8 лисичек. На какой вопрос ответишь, вычислив выражение:8+78-7
Составление задачи по данному решениюСоставь задачу, которая решалась бы при помощи выражения:(6+8)-2
Построение схемы, которая соответствует задачеКирилл 27 рыб. Из них 10 окуней, 8 ершей, остальные щуки.Составь схему и запиши решение.
Самостоятельная работаДля организации самостоятельной работы используем карточки с задани- ями.
Учёт и контрольДля проверки умения решать тестовые задачи предлагаем тематические самостоятельные и контрольные работы; тестовые задания.
Результаты контрольных работ
Результаты изучения темы «Задача»Познавательные УУД: формируются умения самостоятельно выделять познавательную цель; действия анализа и синтеза, сравнения и классификации.Регулятивные УУД: формируются действия планирования, контроля, оценки.Коммуникативные УУД: формируются умения слушать собеседника, вступать с ним в учебный диалог.
Результаты изучения темы «Задача»Личностные УУД: формируется мотивация к обучению и познанию.Предметные УУД: формируется представление о структуре задачи, о связи её условия и вопроса, о решении задачи как процесса и как результата, совершенствуются вычислительные навыки и умения, получают опыт приме- нения к решению практических задач.
Используемая литератураИстомина Н. Б. Методика обучения ма- тематики в начальной школе. Истомина Н. Б. Учимся решать задачи. Истомина Н. Б., Шмырёва Г. Г. Обучение младших школьников решению тестовых задач. Сборник статей.Истомина Н. Б. Уроки математики.1-2 кл.