Интегрированный урок как средство формирования позитивной мотивации в обучении географии
Королева О. В.ГБОУ СОШ п.г.т. ОсинкиБезенчукского районаИнтегрированный урок как средство формирования позитивной мотивации в обучении географии
Актуальность проблемы Природа – это наш общий дом. В природе все взаимосвязано. Поэтому важно, чтобы у учеников складывалось целостное восприятие мира при изучении географии. К сожалению, ученики часто не видят взаимосвязи между отдельными школьными предметами, а без нее невозможно понять суть многих явлений в природе. Уроки необходимо проводить так, чтобы ученики увидели взаимосвязь между учебными дисциплинами и поняли, что знания в одной дисциплине облегчает понимание процессов, изучаемых в других областях. Такими уроками стали для нашей школы интегрированные уроки географии и биологии, географии и химии. Эти уроки эффективны независимо от того, изучают ли ученики новый или обобщают уже пройденный материал, так как формируют позитивную мотивацию в обучении предметов.
Цель работы: формирование позитивной мотивации изучения географии в процессе интегрированного обучения.Задачи:Научить устанавливать логические и причинно – следственные связи в различных предметных областях.Сформировать умения работать с информацией, размещенной в различных источниках, четко выражать свои мысли, организовывать самостоятельную деятельность.Развивать активность и осознанное усвоение учениками учебного материала.
Ожидаемые результаты:Повышение интереса к теоретическим знаниям, поисковая активность, заинтересованность.Понимание логических и причинно-следственных связей в различных предметных областях.Умение работать с информацией, размещенной в различных источниках, четко выражать свои мысли.Умение организовать самостоятельную деятельность, решать познавательные задания.Проявление творческих способностей учащихся.Повышение мотивации в обучении, как следствие развития любознательности и интереса к учебным предметам.
Мотивация – это процесс образования мотива. Отсюда мотив – продукт мотивации, т.е. психической деятельности, конечной целью которой является формирование основания активности человека и побуждения к достижению выбранной цели. К педагогическим средствам воспитания мотивов учения можно отнести приемы побуждающего воздействия, связанные с содержанием учебного материала, методами и формами обучения, наглядными и техническими средствами обучения, дидактическими материалами, личностью учителя, общественным мнением группы (коллектива). Значительное влияние на развитие мотивации оказывают методы обучения, особенно методы проблемного обучения и интерактивные. Они дают учителю возможность побуждать учащихся к таким способам усвоения учебного материала, которые вызывают познавательную активность, возбуждают потребность в изучении материала, овладении способами действий, актуализируют потребность достижения и т.д.
Одним из средств формирования мотивов учения у школьников является интегрированный урок.Интегрированным уроком называют любой урок со своей структурой, если для его проведения привлекаются знания, умения и результаты анализа изучаемого материала методами других наук, других учебных предметов. Интегрированные уроки имеют самые различные формы.На уроке обмена знаниями ребята делятся по группам, и каждая сообщает другим о своих изысканиях на заданную тему. На уроках взаимопроверки идет работа в группах и парах. Она требует большой предварительной подготовки учащихся. Урок творческого поиска предполагает, что дети самостоятельно ищут решение поставленной проблемы.
Методика преподавания, как и вся дидактика, переживает сложный период: происходит перестройка общеобразовательной школы, создаются новые концепции образования, стандарты, в которых описаны не только содержание, но и требования к результатам обучения; В методике преподавания географии накопилось много проблем, которые требуют специальных исследований: соотношение достижений педагогической практики и теоретических положений; обновление методов, способов и форм организации обучения. На современном этапе возникла необходимость разработать подходы к внедрению в учебный процесс новых технологий, как ступень развития методики обучения географии. Одной из современных методик преподавания, в последнее время, является и методика интегрированного обучения. В практике развития образования встал вопрос об интегрированном подходе к преподаванию различных предметов в школе.
Структура интегрированных уроков отличается от обычных уроков следующими особенностями:предельной четкостью, сжатостью учебного материала;логической взаимообусловленностью, взаимосвязанностью;информационной емкостью учебного материала используемого на уроке. Процесс подготовки и проведения интегрированного урока имеет свою специфику. Он состоит из нескольких этапов.Первый этап работы подготовительный. Второй этап подготовки и проведения урока – исполнительский. Цель этого этапа – вызвать интерес учащихся к теме урока, к его содержанию. Третий этап – рефлексивный. На этом этапе проводится анализ урока. Необходимо учесть все его достоинства и недостатки. Интегрированным можно считать урок, решающий конкретные и перспективные задачи.В первую очередь это формирование позитивной мотивации изучения предмета и процесса выработки общеучебных умений и навыков на основе решения одного и того же вопроса интегрированного курса.
Контрольно-оценочный блок состоит извопросов учащихся к взрослым, требующие удовлетворения потребности в расширении информации, выяснения причинно – следственных связей, раскрытия закономерностей;поисковой активности учащихся, проявляющаяся в их инициативности и самостоятельности;умения решать самостоятельно познавательные задания, находить выход из проблемных ситуаций;повышения интереса к теоретическим знаниям; стремление к овладению этими знаниями; учащиеся не довольствуются услышанным на уроке, а самостоятельно пополняют свои знания из дополнительных источников. Оценка результатов:Наблюдение;Тестирование по предмету;Анкетирование.
Используемые ресурсы:Материальные (компьютер, медиатека);Информационные (интернет-ресурсы, печатные издания по теме);Методические (программа по предмету, стандарты);Проффесиональные.
Проведение интегрированных уроков приводит к изменению методов, средств обучения и повышает позитивную мотивацию учащихся, что соответствует поставленной цели. Преимущества многопредметного интегрированного урока перед традиционным монопредметным очевидны. На таком уроке создаются благоприятные условия для развития самых разных интеллектуальных умений учащихся, через него можно выйти на формирование более широкого синергетического мышления, научить применению теоретических знаний в практической жизни, в конкретных жизненных ситуациях. Данный метод дает возможность мотивировать учащихся, добиться активного включения их в процесс познания тем интегрированных уроков.По результатам применения метода интегрированных уроков у учащихся наблюдаются устойчивые положительные результаты обучения, воспитания и развития, поддерживается стабильный интерес к предмету.
Учащиеся любят то, что понимают, в чем добиваются успеха.Важно, чтобы ученик испытывал успех.Успех – это хорошее настроение – двигатель жизни, здоровья.Здоровье – это работоспособность – путь к новому успеху.
Спасибо за внимание!