Призентация Тема «Синдром эмоционального выгорания педагогов: понятие, стадии и факторы формирования»


Методические материалы Тема «Синдром эмоционального выгорания педагогов: понятие, стадии и факторы формирования» “Эмоциональное выгорание” профессиональная деформация личности, которая возникает под воздействием ряда факторов. В.В. Бойко внешние факторы: хронически напряженная психоэмоциональная деятельность дестабилизирующая организация деятельности повышенная ответственность за исполняемые функции и операции неблагополучная психологическая атмосфера профессиональной деятельности. внутренние факторы: склонность к эмоциональной ригидности (неподвижность) интенсивная интериоризация слабая мотивация эмоциональной отдачи в профессиональной деятельности нравственные дефекты дезориентация личности Ганс Селье (1936) стресс как процесс: 1) непосредственная реакция на воздействие (стадия тревоги) 2) максимально эффективная адаптация (стадия резистентности)3) нарушение адаптационного процесса (стадия истощения). Характеристика фаз и симптомов эмоционального выгорания Фаза “напряжения” - предвестник и “запускающий” механизм в формировании эмоционального выгорания. хроническая психоэмоциональная атмосферадестабилизирующая обстановка повышенная ответственность трудность контингента Проявляются умеренные, недолгие и случайные признаки, в легкой форме. Выражаются в заботе о себе, например, путем расслабления или организации перерыва в работе. 1 . Симптом “переживания психотравмирующих обстоятельств”. Усиливающееся осознание психотравмирующих факторов профессиональной деятельности Неразрешимость ситуации 2. Симптом “неудовлетворенности собой”.Действует механизм “эмоционального переноса”- энергетика направляется не вовне, а на себя. Возникает замкнутый энергетический контур “Я и обстоятельства” интенсивная интериоризация обязанностей, роли повышенная совестливость и чувство ответственности 3. Симптом ”загнанности в клетку”. чувство безысходности состояние интеллектуально-эмоционального затора, тупика Сосредоточение психической энергии достигает внушительных объемов. 4. Симптом “тревоги и депрессииЧувство неудовлетворенности работой и собой переживания ситуационной или личностной тревоги, разочарования в себе, в избранной профессии, в конкретной должности крайняя точка в формировании тревожной напряженности при развитии эмоционального выгорания. Фаза “резистенции” (резистенция -есть сопротивление) Человек пытается более или менее успешно оградить себя от неприятных впечатлений Вычленение этой фазы в самостоятельную весьма условно. Фактически сопротивление нарастающему стрессу начинается с момента появления тревожного напряжения Симптомы проявляются более регулярно, носят более затяжной характер, и труднее поддаются коррекции. Профессионал может чувствовать себя истощенным после хорошего сна и даже после выходных 1. Симптом ”неадекватного избирательного эмоционального реагирования” “признак выгорания” - нет разницы между явлениями: экономичное проявление эмоций и неадекватное избирательное эмоциональное реагирование Полезно подключать к взаимодействию с деловыми партнерами эмоции умеренной интенсивности: легкая улыбка, приветливый взгляд, мягкий, спокойный тон речи, сдержанные реакции на сильные раздражители, лаконичные формы выражения несогласия, отсутствие категоричности. 2. Симптом “ эмоционально-нравственной дезориентации”. Углубляет неадекватную реакцию в отношениях с деловым партнером. У профессионала возникает потребность в самооправдании - защищает свою стратегию. При этом звучат суждения: “ это не тот случай, чтобы переживать”, “такие люди не заслуживают доброго отношения”, “таким нельзя сочувствовать”, “почему я должен за всех волноваться”. 3. Симптом “расширения сферы экономии эмоций”. вы до того устаете от контактов, разговоров, ответов на вопросы, что вам не хочется общаться даже с близкими 4. Симптом “редукции профессиональных обязанностей”.Редукция - упрощение проявляется в попытках облегчить или сократить обязанности, которые требуют эмоциональных затрат. Фаза “истощения” - оскудение психических ресурсов, снижение эмоционального тонуса Признаки и симптомы третьей стадии выгорания являются хроническими. Могут развиваться физические и психологические проблемы типа язв и депрессии; попытки заботиться о себе, как правило, не приносят результата, а профессиональная помощь может не давать быстрого облегчения. Профессионал может подвергать сомнению ценность своей работы, профессии и жизни как таковой Характеризуется более или менее выраженным падением общего энергетического тонуса и ослаблением нервной системы.Эмоциональная защита в форме “выгорания” становится неотъемлемым атрибутом личности. Симптом “эмоционального дефицита” ощущение, что эмоционально он уже не может помогать все реже проявляются положительные эмоции и все чаще отрицательные. Резкость, грубость, раздражительность, обиды, капризы – дополняют симптом “эмоционального дефицита”. 2. Симптом “эмоциональной отстраненности”. почти полностью исключает эмоции из сферы профессиональной деятельностиРеагирование без чувств и эмоций 3. Симптом “личностной отстраненности, или деперсонализации” полная или частичная утрата интереса к человеку – субъекту профессионального действия.Он воспринимается как неодушевленный предмет, как объект для манипуляций 4. Симптом “психосоматических и психовегетативных нарушений”. проявляется на уровне физического и психического самочувствия. Переход реакций с уровня эмоций на уровень психосоматики свидетельствует о том, что эмоциональная защита – “выгорание” – самостоятельно уже не справляется с нагрузками, и энергия эмоций перераспределяется между другими подсистемами индивида Результаты некоторых исследований Наиболее высокие показатели имеют педагоги со стажем работы от 10 до 15 лет (возрастные границы - 29-39 лет Кризис середины жизни. Примерно в этом возрасте наступает момент, когда человек в первый раз оглядывается назад, оценивает прошлое, он задумывается о том, чего достиг, оценивает свои профессиональные достижения, в виде повышения заработной платы, статуса, должности и т.д. Спад профессиональной деятельности учителя после 10-15 лет работы. Наиболее устойчивая к синдрому группа педагогов со стажем работы от 15 до 20 лет ( возрастные границы 35-41 год) Достижение определенной душевной гармонии, стабильности этого возрастного периода ( характерно освоение родительской дистанции с детьми, возможность больше времени и уделять собственной жизни, обновление переживаний, чувство полноты жизни) У учителей, не осознающих свои чувства, боящихся демонстрировать их окружающим, с высоким уровнем тревожности, не считающих интересными свои чувства и мысли для окружающих и себя лично, не принимающих себя такими, какие они есть, наблюдаются проявления всех симптомов фазы “Истощение”.Педагоги с преобладанием позитивных эмоций, рефлексирующие свои внутренние состояния, естественные в проявлении своих чувств, оптимистически “смотрящие на мир”, характеризуются низким уровнем напряжения Чем выше уровень эмоциональной гибкости, т.е. чем более эмоционально устойчив и позитивно эмоционально экспрессивен учитель,чем выше уровень его самоотношения, тем меньше выражены симптомы эмоционального выгорания, тем ниже его (синдрома “эмоционального выгорания”) уровень. Пути коррекции и профилактики синдрома эмоционального выгорания у педагогов: 1. Развитие их эмоциональной гибкости Эмоциональная гибкость учителя - сочетание определенных личностных свойств, объединенных внутренними взаимосвязями в блоки: эмоциональная устойчивость и положительная эмоциональная экспрессивность.Эмоциональная устойчивость - способность управлять эмоциями, настроением, умение найти адекватное объяснение и реалистичное выражение, включает в себя: удовлетворенность жизнью; отсутствие склонности к переживанию страха; отсутствие склонности к переживанию гнева; эмоциональную устойчивость.Позитивная эмоциональная экспрессивность включает в себя следующие параметры: склонность к переживанию радости; сензитивность к себе (рефлексия своих внутренних состояний); спонтанность проявления своих состояний. 2. Развитие самоотношения Самоотношение - аффективный уровень профессионального самосознания учителя. Критериями позитивного самоотношения являются: “глобальное самоотношение” и входящие в него:самоуважение, т.е. отношение к своим способностям, энергии, самостоятельности, оценки возможности контролировать свою жизнь, вера в свои силы; аутосимпатия, смещенная к позитивному полюсу, объединяющему доверие к себе и положительную самооценку; ожидание положительного отношения от других, самоинтерес и самопонимание. А также низкий уровень личностной тревожности Литература Бойко В.В. Синдром “эмоционального выгорания” в профессиональном общении. - СПб., 1999. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и других. - М., 1996. – 472с. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. - СПб., 2005. Орел В.Е. Синдром психического выгорания личности. - М., 2005.