Презентация «Синдром эмоционального выгорания педагогов».
Синдром эмоционального выгорания Подготовилапедагог-психолог к семинаруЗарипова Л.Л. Выгорание – это своеобразной уход, психологическая размолвка человека с работой в ответ на продолжительный стресс или на разочарование. Группы факторов риска личностные, ситуативные ,профессиональные требования. Личностные факторы -Переживание несправедливости-Хроническое переживание одиночества -Высокая мотивация власти-Низкая самооценка -Низкая профессиональная мотивация -Эмоциональная неустойчивость-Нереалистичные ожидания Ситуативные требования Социальное сравнение и оценки других Несправедливость, неравенство взаимоотношенийНегативные взаимоотношения с коллегами «Трудные» ученикиВнутрифирменные и межличностные конфликты Ролевые конфликты, ролевая неопределенность Перегрузки Недогрузки Профессиональные требования Сложные взаимодействияЭмоционально насыщенное деловое общение Поиск новых решенийВысокая ответственность за дело и за других Самоконтроль и волевые решения Неинтересная или нелюбимая работа Факторы риска Педагоги со стажем 0-5 лет. Возрастные границы в данной группе 23-29 лет. Педагоги со стажем работы от 15 до 20 лет, возрастные границы 35-41 год. Педагоги со стажем работы более 20 лет, возрастные границы 40 -53 года. Признаки проявления СЭВ Стадия эмоционального истощения. Стадия деперсонализации. Редукция личностных достижений. Стадия эмоционального истощения связана с возникновением негативных переживаний, чувства эмоционального опустошения. Эмоциональные перегрузки приводят к попытке самосохранения через отстраненность. Стадия деперсонализации Возникновение бесчувственного, а иногда и циничного отношения к людямВозникающие негативные установки могут поначалу иметь скрытый характер и проявляться во внутреннем сдерживаемом раздражении. Возникает формальность в отношениях учитель – ученик. Часто жертвой негативного отношения становится ни в чем не повинный человек. Редукция личностных достижений снижение чувства собственной компетентности в своей работе, уменьшение ценности своей деятельности, негативное самовосприятие в профессиональном плане, снижение профессиональной мотивации, перекладывание ответственности на других, появляется чувство собственной несостоятельности, безразличие к работе. Вывод Синдром эмоционального выгорания затрагивает все уровни человеческой организации, происходят изменения физического, эмоционального, интеллектуального состояний, а также изменение поведения человека. Физические изменения: изменение веса бессонница, плохое общее состояние здоровья. Эмоциональные изменения: безразличие, усталость, ощущение беспомощности и безнадежности, раздражительность, неспособность сосредоточиться, чувство вины, истерики, преобладает чувство одиночества. Поведенческие симптомы во время работы появляется усталость и желание отдохнуть; безразличие к еде; малая физическая нагрузка; оправдание употребления табака, алкоголя, лекарств; импульсивное эмоциональное поведение; формальное выполнение работы; падение интереса к досугу, увлечениям; социальные контакты ограничиваются работой. Интеллектуальное состояние - падение интереса к новым теориям и идеям в работе, - к альтернативным подходам в решении проблем; - большее предпочтение стандартным шаблонам, рутине, чем творческому подходу. Более подвержены СЭВ склонные приписывать все происшедшее с ними случайным обстоятельствам или деятельности других людей. нетерпимые к своим и чужим слабостям, жестко контролирующие ситуацию. лица, предъявляющие непомерно высокие требования к себе. Менее подвержены СЭВ использующие стиль, связанный: с анализом проблемы, активным поиском решения, опорой на прошлый опыт, планированием и исполнением действий, распределением времени, контролем ситуации, саморегуляцией и мобилизацией усилий. Зависимость эмоционального выгорания от пола У женщин , в сравнении с мужчинами, повышенная в три раза заболеваемость психическими болезнями. Высокая “стрессируемость”, вызываемая: - бытовыми неурядицами, - недостаточностью внимания, уделяемого домочадцам и т.п. Профилактика на характер складывающихся взаимоотношений в коллективе (межличностный уровень), на личностные реакции и уровень своего здоровья (индивидуальный уровень), на улучшение условий труда (организационный уровень), Профилактика определение для себя краткосрочных и долгосрочных целей использование «тайм-аутов овладение умениями и навыками саморегуляции профессиональное развитие и самосовершенствование Профилактика уход от ненужной конкуренции эмоционально-личностное общение поддержание хорошей физической формы умение рассчитывать и обдуманно распределять свои нагрузки иметь возможность переключаться с одного вида деятельности на другой. Пожелания Успехов в работе!