Проектирование конструкта урока по теме «Население России» как средство подготовки учащихся к государственной итоговой аттестации.
Проектирование конструкта урока по теме «Население России» как средство подготовки учащихся к государственной итоговой аттестации Исполнитель:Учитель географии Листратова О.И. Цель - повышение собственной профессиональной компетентности через проектирование конструкта урока для подготовки учащихся к государственной итоговой аттестации. Задачи:Освоить эффективные приемы и методы подготовки учащихся к ОГЭ и ЕГЭ по географии.Расширить рамки профессионального общения, обмен опытом с коллегами, пополнение методической копилки педагога.Создать проект конструкта урока. Актуальность темы урока Данный урок включён в раздел обязательного минимума содержания ООО по географии «Население мира». Демографические процессы являются ключевыми факторами устойчивого развития страны. Чтобы любить страну, в которой ты живешь, гордиться ее достижениями, надо знать не только ее природные богатства и экономический потенциал. Необходимо хорошо уметь разбираться в вопросах, которые характеризуют население России. Умение анализировать, объяснять, а также прогнозировать тенденции развития демографических процессов выступают основой для формирования географически компетентной личности выпускника. Тема урока. Население России Цели:Воспитательная: воспитание любви к своей стране, региону, взаимопонимания с другими народами; Развивающая: умение использовать географическую карту, статистические материалы для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных процессов; отбирать и структурировать материал в соответствии с заданием, представлять результаты своей деятельности; Обучающая: обобщение и систематизация знаний об основных географических понятиях и географических особенностях населения; формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений на ГИА и в повседневной жизни. Планируемые результаты Личностные: осознают необходимость самосовершенствования, понимают значение границ собственного знания и незнания.Предметные: знать основные географические понятия и термины по теме «Население России»; специфику административно-территориального устройства Российской Федерации и особенности ее населения.Метапредметные: умение работать с различными источниками информации, сравнивать статистические данные, устанавливать причинно-следственные связи Самостоятельная работа Вариант 11. Допишите определения и установите, в теме какого урока изучались эти понятия.А) Процесс роста доли городского населения, повышения роли городов и распространение городского образа жизни - _____________.Б) Работающее население в трудоспособном возрасте, а также безработные (активно ищущие работу) - _______.В) Выезд людей из страны на постоянное место жительства - ______________.2. Используя карту «Административно-территориальное устройство России», установите соответствие между автономными республиками и их столицами и выявите лишние объекты.Карелия СыктывкарКоми ИркутскКоми МахачкалаДагестан Петрозаводск Грозный Чебоксары3. Проанализируйте таблицу № 4 с. 57 уч. Алексеева А.И. и определите естественный прирост (Россия, Псковская область и Дагестан).4. Предположите, какие проблемы актуальны для данных территорий.5. Используя карту Народов России, установите соответствие между народами и языковой семьей, к которой они относятся, и укажите одну из причин этого соответствия:Татары уральскаяМордва алтайская Русские северокавказскаяЧеченцы индоевропейская6. Объясните, почему плотность населения в европейской части России больше, чем в азиатской. Самостоятельная работа Вариант 21. Допишите определения и установите, в теме какого урока изучались эти понятия.А) Разница между числом родившихся и числом умерших людей - _______________.Б) Передвижение населения по территории страны - ______________.В) Естественная убыль населения - ______________.2. Используя карту «Административно-территориальное устройство России», установите соответствие между автономными республиками и их столицами и выявите лишние объекты.Татарстан МайкопБашкортостан НальчикАдыгея УфаРеспублика Саха Ижевск Якутск Казань3. Проанализируйте таблицу № 4 с. 57 уч. Алексеева А.И. и определите естественный прирост (Россия, Москва и Магаданская область). Объясните различия в воспроизводстве населения отдельных территорий в сравнении с Россией в целом.4. Предположите, какие проблемы актуальны для данных территорий.5. Используя карту Народов России, установите соответствие между народами и языковой семьей, к которой они относятся и укажите одну из причин этого соответствияНемцы северокавказскаяБуряты индоевропейскаяКарелы алтайскаяАдыгейцы уральская6. Объясните, почему районы с высоким естественным приростом населения имеют высокий уровень безработицы. Контроль знаний (вопросы по теме «население России» из КИМов). В1. Расположите перечисленные ниже города в порядке увеличения в них численности населения. Запишите получившуюся последовательность цифр.1. Липецк2. Новосибирск3. ПсковВ2. В каком из перечисленных регионов России средняя плотность населения наибольшая?1. Камчатский край2. Ростовская область3. Мурманская область4. Республика Карелия В3. Какова доля городского населения в России?1. Менее 50%2.Около 60%3. Около 70%4. Более 80%В4. Что объединяет города Омск, Челябинск, Самара, Екатеринбург?1. Они расположены в европейской части страны2. Это города-миллионеры3. Они расположены на берегах крупнейших рек России.4. Это столицы автономных республик. Контроль знаний (вопросы по теме «население России» из КИМов). В5. Большинство верующих каких народов исповедуют ислам:1. тувинцы, калмыки2. удмурты, карелы3. башкиры, кабардинцы4. коми, хакасы В6. В каком из высказываний содержится информация о воспроизводстве населения республики Башкортостан: 1) Доля сельского населения в общей численности населения республики Башкортостан на 1 января 2011 г. составляло примерно40%2) В январе-сентябре 2011 г. число выбывших за пределы республики Башкортостан составило 25.3 тыс., а число прибывших на постоянное место жительства в республике Башкортостан – 21.5 тыс. человек3) За январь-сентябрь 2011 г. в республике Башкортостан родилось 41708 человек, а умерло 41401 человек4) Численность населения в республике Башкортостан на 1 января 2011 года составляло 4066 тыс. человек Результаты деятельности Познакомились с изменениями в нормативно-правовой базе при проведении ГИА.Актуализировали умение разрабатывать конструкт урока.3. Научились планировать процесс подготовки обучающихся к итоговой аттестации. Желаем успехов !!!