Презентация к школьному методическому объединению на тему Технологические карты в начальной школе
Технологическая карта урока «Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдём у детей завтра» Джон Дьюи
Задача системы образования сегодня состоит не в передаче объёма знаний, а в том, чтобы научить ребят учиться. Основная цель ГОС – всестороннее развитие личности ребёнка на основе универсальных учебных действий.
Дидактическая структура урокаТехнологическая карта урока План-конспект урока
Последовательность действий учителяМоделирование урока – определение основных параметров урока, включающее:уточнение концепции или технологической идеи обучения;соотнесение цели урока с целями учебной темы, определение типа и вида урокаУчитывая требования к уроку по ГОСтип урока изучения и первичного закрепления новых знаний; закрепления новых знаний ;комплексного применения ЗУН; обобщения и систематизации знаний; проверки, оценки и коррекции ЗУН учащихся) Вид урока - отражает ведущий метод обучения.
Последовательность действий учителяПроектирование – разработка основных компонентов педагогического процесса: задач,содержания, методов, средств, форм учебной деятельности.Конструирование – создание технологии урока, т.е. системы взаимодействия учителя и учащихся. На этапе конструирования учитель создает документы – конспект урока и (или)технологическую карту, по которому будет работать, решая поставленные задачи и добиваясь получения основного результата образования
Технологическая карта урока – это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных предметов и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ в соответствии с ГОС. Технологическая карта урока – это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам.
Отличия плана-конспекта урока от технологической карты{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Конспект урокаТехнологическая картаСредства представленияТекстовоеГрафическое, символическоеЧто определяет содержаниеТребования программ, содержание учебниковТребования стандартаПриемы деятельностиОсознанноФиксировано, осознанноДифференциацияГрупповаяИндивидуальнаяФорма получения знанийИндивидуальнаяУчебное сотрудничествоНаправленность обученияПередача теоретических знанийЛичностная направленность
Характеристика технологической карты Сущностной характеристикой технологической карты становится представление образовательного процесса на уровне технологии – на уровне проектирования и конструирования, включая описание действий учителя и учащихся (действий целеполагания, организации, контроля и регулирования). В технологической карте урока должны быть определены пути достижения трех групп результатов образования:личностных, метапредметных предметных)
Структурную форму технологической карты каждый учитель выбирает сам, исходя из своих педагогических предпочтений.
Вариант 1Деятельность учителяДеятельность обучающихсяПознавательнаяКоммуникативнаяРегулятивнаяОсуществляемые действияФормируемые способы деятельностиОсуществляемые действияФормируемые способы деятельностиОсуществляемые действияФормируемые способы деятельности1-й этап урока «Постановка цели и задачи урока»2-й этап урока «Актуализация знаний». . .
Вариант 2Этап урокаДеятельность учителяДеятельность ученикаИспользуемые методы, приемы, формы, средства обученияФормируемые УУДРезультат взаимодействия (сотрудничества)
Вариант 3{5940675A-B579-460E-94D1-54222C63F5DA}Технология проведенияДеятельность учениковДеятельность учителяЗадания для учащихсяПланируемые результатыпредметныеУУДЭтап (время)Цели:
Учебный предмет: русский языкКласс: 3ВТема урока: Знакомство с понятием «сложные слова»Тип урока: Урок открытия новых знаний.Технологическая карта урока
Деятельность учителяДеятельность обучающихсяПознавательнаяКоммуникативнаяРегулятивнаяОсуществляемые действияФормируемые способы деятельностиОсуществляемые действияФормируемые способы деятельностиОсуществляемые действияФормируемые способы деятельности1-й этап урока «Организационный момент. Мотивация учебной деятельности»1.Организует класс, проверяет посадку за партой.2.Даёт позитивный настрой на урок.Учебно-познавательный интерес к данному уроку, создание ситуации успеха и доверия.Улыбаются и прикасаются ладошками друг к другу.Управление поведением партнёра, готовность строить отношения с другими людьми.Вспоминают правила поведения, настраиваются на урок.Самооценка готовности к уроку, эмоционально-психологический настрой.
Деятельность учителяДеятельность обучающихсяПознавательнаяКоммуникативнаяРегулятивнаяОсуществляемые действияФормируемые способы деятельностиОсуществляемые действияФормируемые способы деятельностиОсуществляемые действияФормируемые способы деятельности2-й этап урока «Актуализация изученного» 1.Организует работу над изученными орфограммами2.Актуализирует знания, необходимые для понимания новой темы.2.Организует работу в парах.3.Организует словарную работу. Слушают орфографическую сказку, вспоминают орфограммы.Давать полную характеристику изученным орфограммам и находить их в тексте.Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме Умение слушать собеседника, быть готовым корректировать ответ и исправлять свою ошибкуУмение сотрудничать. Сверяют свою работу с доской, оценивают работу на доске.Работать по плану, сверяя свои действия с с целью, вырабатывать критерии оценки.
Деятельность учителяДеятельность обучающихсяПознавательнаяКоммуникативнаяРегулятивнаяОсуществляемые действияФормируемые способы деятельностиОсуществляемые действияФормируемые способы деятельностиОсуществляемые действияФормируемые способы деятельности3-й этап урока «Постановка проблемного вопроса»1.Создаёт проблемную ситуацию, подводит к формулированию проблемного вопроса Записывают слово мухоловка. Выделяют корень.Формулировать учебную проблему, строить рассуждения, доказывать свою точку зрения.Весь класс во фронтальном режиме слушают высказывания обучающихся.Умение вступать в диалог, высказывать и обосновывать свою точку зрения.Оценивают точность ответов.Уметь слушать в соответствии с целевой установкой, дополнять, уточнять высказывания.Планировать учебные задачи.
Деятельность учителяДеятельность обучающихсяПознавательнаяКоммуникативнаяРегулятивнаяОсуществляемые действияФормируемые способы деятельностиОсуществляемые действияФормируемые способы деятельностиОсуществляемые действияФормируемые способы деятельности4-й этап урока «Поиск решения (открытие нового знания) »1.Организует работу над лексическим значением слова. 2.Просит выделить корни в словах, из которых сложилось это слово.3.Подводит детей к открытию нового знания - как называются слова, состоящие из двух корней.4.Просит прочитать определение и сравнить свой ответ с авторской формулировкой. 1.Записывают на доске: мухоловка - ловит мух, выделяют корни2.Выдвигают гипотезы.3.Читают правило, решают проблему, открывают новые знания.Перерабатывать информацию, строить рассуждения.Выслушивают ответы обучающихсяОформлять свои мысли, строить речевое высказывание. Участвовать в открытии новых знаний о составе слова.Контролируют правильность ответов, исправляют, дополняют, уточняют.Составлять план решения учебной проблемы.
Деятельность учителяДеятельность обучающихсяПознавательнаяКоммуникативнаяРегулятивнаяОсуществляемые действияФормируемые способы деятельностиОсуществляемые действияФормируемые способы деятельностиОсуществляемые действияФормируемые способы деятельности5-й этап урока «Формулирование темы (работа с определением)»1.Помогает сформулировать тему урока.2.Организует работу над определением3.Просит привести свои примеры сложных слов.Приводят примеры, выделяют корни, объясняют значение слов, подбирают однокоренные.Извлекают новую информацию.Работают во фронтальном режиме.Приходить к общему решению в совместной деятельности.Оценивают правильность ответов.Работать по плану, сверяя свои действия с целью.
Деятельность учителяДеятельность обучающихсяПознавательнаяКоммуникативнаяРегулятивнаяОсуществляемые действияФормируемые способы деятельностиОсуществляемые действияФормируемые способы деятельностиОсуществляемые действияФормируемые способы деятельности6-й этап урока «Развитие умения по применению нового знания»1. Организует работу над новым материалом по учебнику2.Организует работу на определение места сложных слов в ряду однокоренных3.Организует групповую работу по закреплению материалаСамостоятельно выполняют зад-я.Определяют лексическое значение сложных слов, дают толкование, выделяют корни.Перерабатывать полученную информацию и извлекать новую.Находить сложные слова.Работа в группах.Умение сотрудничать, договариваться и приходить к общему решению.Осознание ценности совместной деятельности.Самоконтроль и взаимоконтроль выполнения задания в группах. Работать по плану, определять степень успешности своей работы и работы других.
Деятельность учителя2Деятельность обучающихсяПознавательнаяКоммуникативнаяРегулятивнаяОсуществляемые действияФормируемые способы деятельностиОсуществляемые действияФормируемые способы деятельностиОсуществляемые действияФормируемые способы деятельности7-й этап урока «Подведение итогов работы. Рефлексия. » 1.Организует подведение итогов работы на уроке.2.Просит оценить свою работу при помощи условных обозначений.Участвуют в беседе.Проверяют свои знания, полученные на уроке.Обобщать знания об изученном материалеРисуют сигнальные кружки, оценивают свою работу.Формировать умение обобщать, делать выводы, оценивать свою работу.
Деятельность учителяДеятельность обучающихсяПознавательнаяКоммуникативнаяРегулятивнаяОсуществляемые действияФормируемые способы деятельностиОсуществляемые действияФормируемые способы деятельностиОсуществляемые действияФормируемые способы деятельности8-й этап урока «Домашнее задание»1.Выучить правило2.Сочинить сказку про сложные слова.
Технологическая карта позволит учителю:реализовать планируемые результаты ГОС; системно формировать у учащихся универсальные учебные действия;проектировать образовательный процесс по освоению темы с учётом цели освоения курса; на практике реализовать межпредметные связи; выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы.
Использование технологической карты обеспечивает условия для повышения качества обучения, так как:учебный процесс по освоению темы (раздела) проектируется от цели до результата;используются эффективные методы работы с информацией;организуется поэтапная самостоятельная учебная, интеллектуально-познавательная и рефлексивная деятельность школьников;обеспечиваются условия для применения знаний и умений в практической деятельности.
С помощью технологической карты можно провести не только системный, но и аспектный анализ урока (прослеживая карту по вертикали). Например:реализацию учителем целей урока; использование развивающих методов, способов активизации познавательной деятельности обучающихся; осуществление оценивания и контроля.
Синквейн Технологическая картаТри прилагательных, выражающее главную тему cинквейна.Три глагола, описывающие действия в рамках темы. Фраза-определение, несущая определенный смысл. Заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).
Синквейн Технологическая карта Обобщенно –графическая методическаяСистематизирует выстраивает реализуетТК обеспечивает системный мониторинг образовательного процесса ,деятельности учителя и обучающегося Инструмент
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!