Специфика применения практико-ориентированных заданий и активных методов обучения на уроках истории в коррекционной школе
Мишина Светлана Сергеевна, учитель истории (дефектолог) ГБ(С)КОУ школы-интерната № 71 г.о.Самара«Специфика применения практико-ориентированных заданий и активных методов обучения с целью формирования базовых учебных действий на уроках истории в СКОУ для обучающихся с ОВЗ»
Знаково-символическое моделирование – это метод представления учебной информации в виде образно воспринимаемых моделей, символов, блок-схем, передающих основной смысл, структуру, содержание изучаемого. (Педагогический словарь. Коджаспирова Г. М.)Функции знаково-символического моделирования:логическое упорядочивание (структурирование) учебного материала;выделение существенного;связывание отдельных частей в единое целое;формирование обобщенных знаний.
Б.П.Пузанов. История России. 8 класс«Крымская война 1853-1856 гг.» Блок - схемаОбъяснения учителя1. В 1853 году началась Крымская война. Российская империя нападает на Турцию.2. Основными причинами войны стали 2 пролива: Босфор и Дарданелла. 3. К Турции присоединяются Англия и Франция, являясь ее союзниками на протяжении всей войны.4. Первое сражение состоялось в Синопской бухте (работа с картой) и закончилось победой российского флота. 5. Второе сражение было в Севастополе.На море главнокомандующим российского флота был адмирал Нахимов; на суше руководил армией адмирал Корнилов.(работа с иллюстрациями и картой) Закончилось сражение под Севастополем поражением русской армии.6. В 1856 году закончилась Крымская война поражением для России.2. прол. Босфор и Дарданелла 3. Р + А, Ф4. Cинопская бухта5. Севастополь6. 1856 г. Р
Б.П.Пузанов. История России. 7 класс«Невская битва» Блок – схемаЛето 1240 г.Ал.+*** *** Б.Ал. Б. Б. + *** 1240 г. Ал. + *** VРабота учащихсяЛетом в 1240 г., на рассвете, когда еще не рассеялся туман, Александр Невский со своей дружиной нападают на шведский лагерь Биргера. Дружины отчаянно сражались. Между Александром Невским и Биргером состоялся поединок, в ходе которого Александр ранит Биргера копьем лицо. Потерпевший поражение Биргер, бежит к оставшимся у берега кораблям. Вслед за ним двинулось и остальное войско.Так, в 1240 г. на р.Неве Александр со своей дружиной одержали победу над шведскими рыцарями. За эту победу Александра прозвали известным именем Невский.
Словарная работа (морфемный анализ слова)Полюдье – сбор дани по люду, т.е. с каждого человека
Фишбоун (рыбная кость) причиныфактыфактывыводыФишбоун (рыбная кость) - это модель постановки и решения проблемы, которая позволяет описать ее и попытаться решить.
Недовольство народа правлением Николая IIПоражение в Русско-Японской войне 1904-1905 гг.Неготовность к войне с Японией, слабые армия и флотКровавое воскресенье 9 января 1905 гг.Поражение в I Мировой войне 1914-1918 гг.Появление тайных организаций,Февральская революция 1917 г.Отречение царя от престола, расстрел семьи, захват власти большевикамиОтсутствие реформконсервативность императораСлабые армия и флот после Поражений в войнах ;Отсутствие народного единстваБ.П.Пузанов. История России. 9 классПовторительно-обобщающий урок «Россия в начале XXвека»
СинквейнСинквейн (стихотворение из пяти строк) – прием, позволяющий в кратких выражениях резюмировать учебный материалНазвание : 1 существительноеОписание: 2 прилагательныхДействие: 3 глаголаЧувство: фразаВыводМонголо-татарыЖестокие, беспощадныеГрабят, угонят, убиваютСжигают дотла деревни, народВраги.
Учащиеся читают текст, делая пометки:«v» -известная информация;«+» - новая информация;«?» - непонятная информация;Инсерт ( чтение с пометками)- прием осмысления текста. В давние времена наши предки – славяне, жили вместе. V Постепенно они расселились на территории от Балтийского до Черного моря, от Карпат до верховий Волги.? Славяне разделились на южных, западных и восточных.. +
«Киевская Русь. Торговые пути и города» 7 класс.Практико-ориентированные заданияВыступая в роли русских историков, помогите современному путешественнику пройти древний торговый путь «из варяг в греки», соотнеся названия городов на исторических картах.
«Крестьянская реформа 1861 года в России» 8 классПомогите крепостному крестьянину рассчитать сумму выкупного платежа , чтобы стать свободнымОброк – 8 руб./годСрок – 49 летСумма выкупа - ?
Выводы:Одним из наиболее продуктивных приемов работы является знаково-символическое моделирование содержания материала. При составлении блок-схем крайне важно использование унифицированной системы знаков:( - поражение армии (данный знак используется и в исторических картах))( - войска Советской армии - - фашистские войска )Сопровождение объяснений учителя отраженным появлением на доске блок-схемы обеспечивает логическое упорядочивание учебного материала.Применение знаково-символических моделей, обозначение некоторых понятий или ситуаций отдельными символами или рисунками по типу пиктограмм ведет к структурированию учебного материала, заключающегося в связывании его отдельных частей в единое целое.Высокие показатели (83%) в развитии связной речи учащихся с ОВЗ. 6. Длительное предъявление однообразных моделей и блок-схем приводит к шаблонности в самостоятельном построение речевых высказываний учащимися с ОВЗ (39,6%)