Презентация к уроку литературы в 11 классе на тему Александр Блок
Александр Блок ВыполнилаУчитель русского языка и литературыМБОУ «Школа №5»г. ДзержинскаСмирнова Елена Александровна2015г. Александр Александрович Блок — поэт 20 века, один из самых выдающихся представителей русского символизма. Родители Отец— Александр Львович Блок, юрист, профессор Варшавского университета.Мать — Александра Андреевна, — дочь ректора Санкт-Петербургского университета А. Н. Бекетова. Их замужество оказалось недолгим: после рождения сына она разорвала отношения с мужем и впоследствии их более не возобновляла. Родился 16 (28) ноября 1880 года. По происхождению, родственным связям и дружеским отношениям, поэт принадлежал к кругу старой русской интеллигенции, из поколения в поколение служившей науке и литературе. Образование В 1889 году Блок был отдан во Введенскую гимназию. По окончании гимназии, отталкивавшей Блока, по его собственным словам, своим «страшным плебейством», не соответствующим его «мыслям, манерам и чувствам», поэт поступил на юридический факультет Петербургского университета; с третьего курса перешел на историко-филологический факультет, который окончил в 1906. Юность Первые стихи Блок написал в пять лет. В 10 лет Александр написал два номера журнала «Корабль». Три года он вместе с братьями писал рукописный журнал «Вестник». С детства Александр Блок каждое лето проводил в подмосковном имении деда Шахматово. В 8 км находилось имение друга Бекетова, великого русского химика Дмитрия Менделеева Боблово. В гимназии и в первые годы университета Блок очень увлекался театром, «готовился в актеры», записался в театральный кружок. Однако после первого успеха ролей в театре ему больше не давали. Любовь Дмитриевна тоже позволяла себе увлечения. На этой почве у Блока возник конфликт с Андреем Белым, описанный в пьесе «Балаганчик». Впрочем, после Первой Мировой войны отношения в семье Блоков наладились, и последние годы поэт был верным мужем Любови Дмитриевны. Любовь в жизни поэта В 1903 году Блок женился на Любови Менделеевой, дочери Д. И. Менделеева, героине его первой книги стихов «Стихи о Прекрасной Даме». Известно, что Александр Блок испытывал к жене сильные чувства, но периодически поддерживал связи с различными женщинами: одно время это была актриса Наталья Николаевна Волохова, потом — оперная певица Любовь Александровна Андреева-Дельмас. Начало творчества Стихи Блока еще до появления в печати получили широкое распространение в небольших кружках преимущественно московской молодежи. В этих кружках юношу уже склонны были считать «первым из русских поэтов современности». Впервые стихи Блока были напечатаны в 1903, в петербургском журнале Мережковских «Новый путь» и одновременно в Москве, в альманахе «Северные цветы», изд-ва «Скорпион». Революция 1905 сразу захватила Блока. Поэт однако быстро охладел; «в революцию — по его собственным словам, — он не пошел», тем не менее события 1904–1905 оставили свой след: с этой поры «равнодушие к окружающей жизни» сменилось в нем, по свидетельству биографа, «живым интересом ко всему происходящему». В конце 1904 в издательстве «Гриф» вышел первый сборник стихов Блока — «Стихи о Прекрасной Даме». Широкую популярность принесла Блоку вторая книга стихов — «Нечаянная радость» (1907), в особенности лирическая драма «Балаганчик» К этому времени Блок становится литератором-профессионалом, и выпускает свои новые произведения сборник за сборником. Помимо поездок с матерью в Германию Блок предпринял три заграничных путешествия — в Италию, Бретань и на юг Франции. В результате этих путешествий также возникли несколько книг. Февральскую и Октябрьскую революции Блок встретил со смешанными чувствами. Он отказался от эмиграции, считая, что должен быть с Россией в трудное время. Поначалу революцию Блок воспринял с восторгом, которого, впрочем, хватило чуть более чем на один короткий и тяжёлый 1918 год. Мотивы творчества Александр Блок начинал творить в духе символизма («Стихи о Прекрасной Даме», 1901—1902), ощущение кризиса которого провозгласил в драме «Балаганчик» (1906). Лирика Блока, по своей «стихийности» близкая музыке, формировалась под воздействием романса. Через углубление социальных тенденций (цикл «Город»), религиозного интереса (цикл «Снежная маска»), осмысление «страшного мира» (одноимённый цикл), осознание трагедии современного человека (пьеса «Роза и крест») Блок пришёл к идее неизбежности «возмездия» (одноимённый цикл; цикл «Ямбы»; поэма «Возмездие»). Главные темы поэзии нашли разрешение в цикле «Родина» . Парадоксальное сочетание мистического и бытового, отрешённого и повседневного характерно для всего творчества Блока в целом. Это есть отличительная особенность и его психической организации, и, как следствие, его собственного, блоковского символизма. Особенно характерным в этой связи выглядит ставшее хрестоматийным классическое сопоставление туманного силуэта «Незнакомки» и «пьяниц с глазами кроликов». Блок вообще был крайне чувствителен к повседневным впечатлениям. Процитировав знаменитую строку Пушкина: «На свете счастья нет, но есть покой и воля…» — Блок повернулся к сидевшему тут же на сцене обескураженному советскому бюрократу и отчеканил: «…покой и волю тоже отнимают. Не внешний покой, а творческий. Не ребяческую волю, не свободу либеральничать, а творческую волю — тайную свободу. И поэт умирает, потому что дышать ему уже нечем: жизнь для него потеряла смысл» Влияние революции До революции музыкальность стихов Блока убаюкивала аудиторию, погружала её в некий сон. Потом в его произведениях появились интонации отчаянных, хватающих за душу цыганских песен (след частых посещений кафешантанов и концертов этого жанра). Октябрьскую революцию Блок пытался осмыслить и в своей не похожей на всё предыдущее творчество поэме «Двенадцать». Это яркое и в целом недопонятое произведение стоит совершенно особняком в русской литературе Серебряного века и вызывало споры в течение всего XX века В феврале 1919 года Блок был арестован, его подозревали в участии в антисоветском заговоре. Через день, после двух долгих допросов Блока освободили. Однако это событие надломило его. Переосмысление революционных событий и судьбы России сопровождалось для Блока глубоким творческим кризисом, депрессией и прогрессирующей болезнью. После всплеска января 1918 года, когда были разом созданы «Скифы» и «Двенадцать», Блок совсем перестал писать. Он жаловался: «Я задыхаюсь, задыхаюсь, задыхаюсь! Мы задыхаемся, мы задохнёмся все. Мировая революция превращается в мировую грудную жабу!» Последним «воплем отчаяния» стала прочитанная Блоком в феврале 1921 года речь на вечере, посвящённом памяти Пушкина. Конец жизни Александр Блок был одним из тех деятелей искусства Петрограда, кто согласился работать на пользу советской власти. Власть широко начала использовать имя поэта в своих целях. Постоянно возрастающий объём работы подорвал силы поэта. Начала накапливаться усталость — Блок описывал своё состояние того периода словами «меня выпили». Тяжёлые нагрузки в советских учреждениях и проживание в голодном и холодном революционном Петрограде окончательно расшатали здоровье поэта — у Блока возникли серьёзная сердечно-сосудистая болезнь, астма, появились психические расстройства, зимой 1920 года началась цинга. Весной 1921 г. Александр Блок просил выдать ему выездную визу и получил отказ. Луначарский отмечал: «Мы в буквальном смысле слова, не отпуская поэта и не давая ему вместе с тем необходимых удовлетворительных условий, замучали его». Ряд историков полагали, что В. И. Ленин сыграл особо негативную роль в судьбе поэта, запретив больному выезд на лечение в санаторий в Финляндии, о чём, по ходатайству Максима Горького и Луначарского, шла речь на заседании политбюро ЦК РКП 12 июля 1921 года. Выхлопотанное на последующем заседании политбюро разрешение на выезд от 23 июля 1921 года запоздало и уже не смогло спасти поэта. Оказавшись в тяжёлом материальном положении, он серьёзно болел и 7 августа 1921 года умер от воспаления сердечных клапанов.