Презентация на тему: Игра ведущий вид деятельности дошкольников
Игра как ведущий вид деятельности дошкольника Игра – ведущий вид деятельности дошкольников «Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». В.А.Сухомлинский Из проекта ФГОС К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие социальные и психологические характеристики личности ребёнка на этапе завершения дошкольного образования: ● ребёнок проявляет инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, конструировании и др. Способен выбирать себе род занятий, участников совместной деятельности, обнаруживает способность к воплощению разнообразных замыслов; ● ребёнок уверен в своих силах, открыт внешнему миру, положительно относится к себе и к другим, обладает чувством собственного достоинства. Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, стараться разрешать конфликты; ● ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности. Способность ребёнка к фантазии, воображению, творчеству интенсивно развивается и проявляется в игре. Ребёнок владеет разными формами и видами игры. Умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам, различать условную и реальную ситуации, в том числе игровую и учебную… Причины (почему игра утратила свою значимость) 1. Игра стала средством обучения.2. Так как современные семьи имеют по одному ребёнку, это не способствует передаче игрового опыта от поколения к поколению – с одной стороны и развитию коммуникабельности дошкольника – с другой.3. В настоящее время практически исчезли игрушки, дающие простор детскому воображению. Строгое зонирование игрового пространства групповых комнат лишает ребёнка свободного проявления творческих способностей.4.Неумение педагогов играть вместе с ребёнком.5. Стремление педагогов детских садов выполнить «социальный заказ» родителей (больше времени уделяется обучению, а не самостоятельной творческой игре) Значение игры В ней развиваются:- способности к воображению;- произвольной регуляции действий и чувств;- приобретается опыт взаимодействия и взаимопонимания с другими. Функции игры: - развлекательная;- коммуникативная- самореализация в игре;- игратерапевтическая;- диагностическая;- функция коррекции; - межнациональная коммуникация- функция социализации Развивающая Обучающая Воспитательная Диагностическая Коррекционная Роль игры в воспитании Игра–наиболее доступный для детей вид деятельности, это способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний Цель игровой терапии: Не менять ребёнка и не переделывать его, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого Специфика игровой технологии, обеспечивающие овладение детьми игровой деятельностью Создание предметно-игровой средыРазвивающее взаимодействие взрослого От 1 года до 3 лет Оснащение игровой комнаты:Игрушки расположены по тематическому принципуДолжно быть выделено место для совместных игр детей (столики, открытое пространство и т.д.)Несколько модульных комплектов оборудования:Комплект «надувной замок»Комплект «театр»Должен быть материал для сюжетных игр детей (куклы и животные разных размеров, одежда для кукол, игрушечная мебель, строительные материалы различных форм и цветов, игрушечные телефоны, декорации для кукольного театра, неоформленный материал: кубики, палочки, лоскутки ткани и т.д.)Игрушки целесообразно расположить в разных местах комнаты: в одном месте устроить кукольную квартиру, со всеми необходимыми предметами для игры в семью, в другом - гараж для машин, в третьем – дом (уголок) для животных, в четвертом – все для строительстваИгрушки должны располагаться в удобном и доступном для ребенка месте , чтобы он мог самостоятельно выбрать необходимую игрушку. Оригинальный игровой материал для сенсорного и познавательного развития (матрешки, пирамидки, мозаики, панели с отверстиями, вкладыши, коробки разных размеров, банки с крышками),материал для музыкального развития( игрушечные инструменты, аудиовизуальные средства), Игрушки для игр на прогулке (ведерки, лопатки, формочки и пр.)Игрушки для развития навыков различных движений (каталки, горки, скамейки, предметы для бросания и т.д.) Развивающее взаимодействие взрослого и ребенка (от 1 года до 3 лет) Организуются эмоциональные подвижные игры(«Ладушки», «Сорока-ворона», «Едем-едем» и т.д.)Устраиваются коллективные подвижные игры («Прятки», «Догонялки» и пр.)Коллективные игры – постройки из кубиков, игры с куклойВзрослый учит пользоваться предметами бытового назначения, осваивать действия с игрушками-орудиями (лопатка, ведерко, палочка, формочки и т.д.), подражать действиям взрослыхДетей знакомят с элементарными способами конструирования с использованием различных материалов (конструкторов, кубиков, бросового материала и т.д.)Обучающие мероприятия строятся в форме игры (знакомство с различными цветами, формами и т.д.) Развивающее взаимодействие взрослого и ребенка (от 1 года до 3 лет) Взрослые помогают детям осваивать адекватные их возможностям игровые действия(напоить куклу, поднести ей чашку, ложку, помешать в кастрюльке еду и т.д.)В игру вводятся предметы-заместители, показываются способы использования неоформленного материалаВзрослые помогают детям брать на себя различные роли и наделять ими персонажей игры.Организуются несложные сюжетные игры с несколькими детьмиДемонстрируются новые игрушки, называются, ребенок повторяет, после этого дается ему.Используются различные речевые игры, способствующие развитию всех сторон речи детей.Разрешают конфликты между детьмиНельзя заставлять детей играть. От 3 до 7 лет Оснащение игровой комнатыНа участках, в групповых комнатах, раздевалках, спальнях и т.д. должно быть выделено место для игры и игрового оборудования.ДОУ должно оснащаться игрушками для различных видов игр, а также неоформленным материалом, который может быть использован в качестве предметов-заместителейОшибочным является применение в оборудовании групп ячеек заранее смоделированных конкретных ситуаций для сюжетно-ролевых игр детей («парикмахерских», «магазинов» и т.д.)Должны быть наборы функционально-игровых предметов, которые помогут ребенку реализовать потребность творческого моделирования среды:А) элементы функционального оборудования раздевалок, спальни, групповой комнаты, выполненных из поролона с фиксированной формой, обтянутых искусственной кожей (разного размера пуфы, скамьи, столики и т.д.)Б) надувные резиновые элементы, включая манежи, бассейны, гроты, помогающие организовать детям игры со сказочными сюжетами От 3 до 7 лет Должны быть дидактические игры (лото, домино, наборы картинок), различные сюжетные игрушки и наборы (детский телефон, Айболит, и т.д.) для развития детей в разных видах деятельностиИгрушки и оборудование для сенсорного развития, интеллектуальные игры (шахматы, шашки), наглядный иллюстративный материалУголки «уединения» или условия для индивидуальной и совместной деятельностиОборудование для театрализованной деятельностиМузыкальные игрушки, куклы в разных национальных костюмахМелкий и крупный строительный материал, разнообразные конструкторы, бросовый и природный материалМозаики, танграммы, разрезные картинки, настольно-печатные игры, дидактические с правилами движенияНа участке автогородокОборудование для математических игр ( весы, часы и т.д.) Развивающее взаимодействие взрослого и ребенка (от 3 до 7 лет) Организуя совместные игры, учат координировать свои действия, учитывать желания друг друга, используя для этого адекватные средства (учат делить игрушки посредством жребия, устанавливать очередность, разрешать конфликты путем обсуждения и т.д.)Обогащают впечатления детей (читают книги, обсуждают события из жизни, рассказывают о разных людях, организуют прогулки, экскурсии, посещения музеев, театров, обращают внимание на содержание деятельности людей, их взаимоотношения, взаимосвязь событий в природе и обществе и т.д.)Побуждение к игре происходит через обращение «У зайчика болит ножка, давай полечим» и т.д.),предложение поиграть в конкретную игру, выбрать сюжет, договориться о правилах игры и т.д.Предлагают образцы различных игровых действий(взрослый сам делает, показывает детям), рассказывает о правилах дидактических игр Развивающее взаимодействие взрослого и ребенка (от 3 до 7 лет) Должно быть достаточно времени для игрНеобходимо сочетать разные виды игрИгры с разным количеством играющих, объединенияРазновозрастные игрыНе регламентировать игруИзбегать однообразных трафаретных игр, гибко использовать игровое оборудование, поощрять импровизациюИспользовать приемы прямого и косвенного руководстваВовлекать всех детей, учитывать гендерные особенности и индивидуальность каждогоСпособствовать проявлению творчества и инициативы Руководство сюжетно-ролевой игрой косвенное (не вмешательство в игру): внесение игрушки, атрибутов, создание игровой ситуации и т.д.) прямое: ролевое участие, разъяснение, помощь и т.д. Современные подходы к игровой деятельности детей дошкольного возраста. Принципы формирования игры:1. Формирование игры происходит в совместной игре, где взрослый – равный партнер.2. Когда игра организована особым образом, так, что ребенку преподносится игровой способ.3. ФИ включает не только формирование у детей игровых способов, но и способ игрового действия.4. ФИ носит двучастный характер: 1) совместная игра; 2) самостоятельная игра детей. II младшая группа - дидактическая игра как часть ООД- сюжетно-ролевая на темы из окружающей жизни, по мотивам литературных произведений; - театрализованные игры – знакомство с приемами вождения настольных кукол, сопровождая движения кукол простой песенкой;подвижные игры – учить соблюдать правила Средняя группа. игра организуется детьми, но руководящая роль принадлежит воспитателюсюжетно-ролевые – побуждать создавать постройки разной конструктивной сложности;театрализованные – развивать интерес к театрально-игровой деятельности (литер. сюжет);подвижные – приучать к самостоятельному соблюдению правил, использованию считалки;дидактические – закреплять знания и умения, полученные на занятиях;настольно-печатные – осваивать правила игры, «ходить» по очереди и т.д.) Старшая группа игры организуются детьми, воспитатель как консультант (создавать развивающую предметно-игровую среду для организации всех видов игр в ООД и в самостоятельной деятельности, формировать навыки сотрудничества) Игровые технологии, направленные на развитие психических процессов: ВосприятиеВниманиеПамятиМышление Комплексное использование игровых технологий помогает подготовить ребёнка к школе: - учиться радоваться успеху сверстника;-спокойно переносить свои неудачи;- регулировать своё поведение в соответствии с социальными требованиями;- умение выделять основные, характерные признаки предметов;- сравнивать, сопоставлять их;- обобщать предметы по определённым признакам;- отличать реальные явления от нереальных;- владеть собой;- быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и другие. Вывод: Таким образом, игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада и решением его основных задач Несколько полезных советов по организации игровой деятельности детей: Не заменять игру другими видами деятельности;Собирайте, как особую ценность любимые игры детей: развивающие, коммуникативные, терапевтические, соревновательные, игры-импровизации;Включайте игру во все сферы жизни ребёнка;Радуйтесь, если ребёнок пригласил Вас в игру, это хороший знак доверия и принятие с его стороны;Играя с детьми, постарайтесь не быть взрослыми;Не наказывайте ребёнка лишением игры;Если ребёнок нарушает правила игры, постарайтесь к этому отнестись спокойно, это может быть поводом для доброжелательного разговора, объяснения; Не препятствуйте объединению детей разного возраста в единое игровое сообщество, прогулки для этого наилучшее условие;Избегайте насильственное распределение ролей, лучшая психологическая помощь – это ознакомление с различными сферами действительности;Готовясь к очередному рабочему дню, помните, что новая игра – это лучший подарок детям.