Презентация для педагогов Игра — ведущий вид деятельности дошкольников
Игра – ведущий вид деятельности дошкольников Педагог-психолог МБДОУ «Детский сад №3» Псарева Н.М. Дошкольное детство – период рождения личности, первоначального раскрытия творческих сил ребенка, самостоятельности и становление основ индивидуальности(Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин) Один из ведущих видов деятельности в дошкольном детстве - игра «Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». В.А.Сухомлинский В целях воспитания дошкольников Для развития умений и навыков Для обученияспособам и средствамобщения Игра используется Влияние игры на общее психическое развитие ребенка 1. В игре начинают развиваться произвольное внимание и память2. Игровая ситуация и действия в ней оказывают постоянное влияние на умственное развитие (мышление в плане представлений)3. Ролевая игра имеет определяющее значение для развития воображения4. Игра влияет на личность ребенка: А)формирует стиль взаимоотношений с другими людьмиБ)в игре раскрываются все коммуникативные качества ребенкаВ)проявляются черты характера5. Внутри игровой деятельности начинает складываться учебная деятельность6. В игре развивается рефлексивное мышление (способность анализировать собственные действия, поступки, мотивы). Рефлексия способствует адекватному поведению ребенка в мире людей7. Игра имеет важное значение для эмоционального развития ребенка. Она помогает справиться со страхами, травмирующими ситуациями Замена игры другими видами деятельности тормозит развитие общения со сверстниками и взрослыми, обедняет эмоциональный мир Игра является сквозным механизмом развития ребенка, посредством которой реализуются содержание пяти образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие»«Познавательное развитие»«Речевое развитие»«Художественно-эстетическое развитие»«Физическое развитие» Игровая деятельность зависит отвозрастных и индивидуальныхособенностейребенка определяется целями и задачамиПрограммы Факторы, обеспечивающие овладение детьми игровой деятельностью Создание предметно-игровой средыРазвивающее взаимодействие взрослого и ребенка Особенности развития игровой деятельности ребенка-дошкольника В раннем возрасте (от 1 года до 3 лет) предметная деятельность, игры с составными и динамическими игрушками, общение со взрослыми и совместные игры со сверстниками под руководством взрослогоДля детей дошкольного возраста (от 3 до 8 лет) игровая деятельность, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и др.виды игр, коммуникативная деятельность (общение и взаимодействие со сверстниками и взрослыми) В современной дошкольной педагогике принята классификация игр С.А. Козловой, Т.А. Куликовой: творческие игры (сюжетно-ролевые, театрализованные, игры драматизации, режиссерские, строительные);дидактические игры (с предметами, настольно-печатные, словесные);подвижные игры. Социальный заказ государства системе образования – воспитание инициативного, ответственного человека, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора Закон РФ «Об образовании»ФГОС ДО Задача педагога: Мотивировать игровые действия детей, непосредственно участвуя и эмоционально включаясь в игры детейВ роли организатора педагог вводит правила в жизнь ребенкаПедагог в роли отстраненного наблюдателя – анализирует и контролирует действия детей Только совмещение этих ролей может обеспечить развитие воли, произвольности, самостоятельности дошкольников как основных социально-нормативных возрастных характеристик детей на этапе завершения дошкольного образования Несколько полезных советов по организации игровой деятельности детей. Не заменять игру другими видами деятельностиСобирайте как особую ценность любимые игры детей: развивающие, коммуникативные, терапевтические, соревновательные, игры-импровизации.Включайте игру во все сферы жизни ребёнка.Радуйтесь, если ребёнок пригласил Вас в игру, это хороший знак доверия и принятия с его стороны.Играя с детьми, постарайтесь не быть взрослыми.Не наказывайте ребёнка лишением игры.Если ребёнок нарушает правила игры, постарайтесь к этому отнестись спокойно, это может быть поводом для доброжелательного разговора, объяснения.Не препятствуйте объединению детей разного возраста в единое игровое сообщество, прогулка для этого наилучшее условие.Избегайте насильственного распределения ролей, лучшая психологическая помощь – это ознакомление с различными сферами действительности.Готовясь к очередному рабочему дню, помните, что новая игра – это лучший подарок детям.