Технология оценивания учебных успехов Презентация выступления на августовском педсовете в СИПКРО


Реализация технологии оценивания учебных успехов в курсе «Математика» УМК «Школа 2100» МОУ начальная школа № 92 г.о. Тольяттиучитель начальных классовЕлена Николаевна Павлюченко,высшая категория, стаж работы 26 лет * Технологии, заложенные в учебники «Школы 2100»: от «ментора-наставника» к «партнеру» Проблемно-диалогическая технология: изучение нового материала Технология продуктивного чтения: чтение и понимание текстовТехнология оценивания учебных успехов: контроль результатов Курс математики для начальной школы в Образовательной системе «Школа 2100» Цель новой технологии обеспечить на этапе контроля реализацию принципов развивающей личностно-ориентированной Образовательной системы «Школа 2100». Основные задачи новой технологии: – определять, как ученик овладевает умениями по использованию знаний – то есть насколько обучение соответствует современным целям образования;– развивать у ученика умения самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать самого себя, находить и исправлять собственные ошибки;– мотивировать ученика на успех, избавить его от страха перед школьным контролем и оцениванием, создать комфортную обстановку, сберечь психологическое здоровье детей. Основные составляющие новой технологии оценки учебных успехов: РАЗВИТИЕ У УЧАЩИХСЯ УМЕНИЙ САМОКОНТРОЛЯ И САМООЦЕНКИ;ФИКСАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ КОНТРОЛЯ В ПРЕДМЕТНЫХ ТАБЛИЦАХ ТРЕБОВАНИЙ;ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ОЦЕНКИ ПО СПЕЦИАЛЬНОЙ ШКАЛЕ УРОВНЕЙ УСПЕШНОСТИ. Технология оценивания учебных успехов состоит из 7-ми правил, отвечающих на основные вопросы оценивания: ЧТО? Решение задачиКТО? Ученик + Учитель в диалоге КОГДА? Текущие - по желанию, тематические – обязательны (+ право пересдачи)ГДЕ? В таблице требованийКАК? По уровням успешностиПодробнее см.в Сборниках программ «Школы 2100» и в Сборнике «Образовательные технологии» мини макс * Технология оценивания учебных успехов (мини) ЧТО: решение задач – оценка + отметкаКТО: Ученик (самооценка) и Учитель в диалоге Контр. работы Дневники Таблица требований для самооценки ученика (для портфолио) Правило 1. ОЦЕНКА И ОТМЕТКА«Оцениваться может любое, особенно успешное действие, а фиксируется отметкой только решение полноценной задачи, т.е. по использованию знаний»Оценка - словесная характеристика результатов действия (можно за любое действие ученика)Отметка - фиксация результата оценивания в виде знака из принятой системы (только за решение продуктивной задачи – каждой в отдельности)Пример: Ученикам ОБЪЯВЛЯЕТСЯ: общая активность на уроке достойна оценки «молодец», «стараешься», но отметка может быть выставлена только за решение одной задачи от начала до конца. Минимум технологии: правила 1-3 КАК ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ПРАВИЛОМ «САМООЦЕНКА» Инструкция по развитию самооценки первоклассника. Как будем развивать адекватную самооценку? Шаг 1. Даем проявить свою неадекватную самооценкуШаг 2. Развиваем эмоциональную рефлексиюШаг 3. Устанавливаем порядок самооценкиШаг 4. Учим признавать свои ошибкиШаг 5. Используем развитое умение самооценки Какое было задание? 2. Смог выполнить? 3. Правильно или с ошибкой? 4. Сам или с помощью? ? «Самооценка» шаг 3. плакат-памятка «Как оценить свою работу» Подготовка к урокам, на которых будет формироваться умение самооценки 1 шаг. Учитель выбирает уроки, на которых можно ограничить предметный материал до минимума (см.принцип минимакса). Оставшееся время отводится на выработку у учеников умения самооценивания (в дальнейшем менее подробное изучение нескольких тем компенсируется более осознанным отношением детей к учебе). 2 шаг. При планировании урока учитель выбирает для первой демонстрации алгоритма самооценивания легковыполнимое задание по изученному материалу и ученика, психологически готового к публичному анализу результатов своей работы. МИНИ МАКС Формирование умения самооценки (начало) 1 шаг. На первых уроках учитель выбирает для оценивания результатов своей работы наиболее подготовленных учеников (на одном уроке по 1-3 ученика)2 шаг: Первое время учитель, помогает ученику: сам задает ему вопросы по алгоритму самооценки (указывая на опорный сигнал: Задание? Выполнил? Правильно? Сам? ). Ученик дает ответы, учитель, поправляет его, объясняет, если наблюдается завышение или занижение оценки. Примечание: Все остальные ученики в этот момент наблюдают, как происходит самооценивание. Необходимо активизировать их внимание вопросами: «Какой шаг по оценке работы мы уже сделали?» и т.п. 3 шаг. На последующих уроках самооценку по алгоритму предлагается произвести по очереди всем ученикам класса. 4 шаг. Постепенно вместо проговаривания вопросов, учитель предлагает ученикам самим, глядя на опорные сигналы, задавать себе эти вопросы и отвечать на них. Примечание: Помимо диалога самооценка может производиться при коллективной проверке письменных заданий. На доске появляется эталон правильного ответа, и каждый ученик в своей тетради оценивает свое решение.5 шаг. Когда ученики начинают оценивать себя, не глядя на опорные сигналы, учитель может убрать их и доставать, только если у кого-то возникают затруднения. Базовое умение самооценки сформировано. Формирование умения самооценки (окончание) Использование сформированного умения самооценки (начало) 1 шаг. Планируя урок, учитель перестает сокращать предметный материал. 2 шаг. Алгоритм самооценки сворачивается: после предложения учителя: «оцени свой ответ», следует краткая фраза ученика: «цель достигнута, ошибок не было», или «решение я получил, но с помощью класса», или «полностью без ошибок решил задачу необходимого уровня, что соответствует отметке «4» - хорошо» и т.п. Если мнение ученика и учителя совпадают, можно вести урок дальше. Если мнение учителя отличается от мнения ученика, который завысил или занизил свою оценку, необходимо пройти по алгоритму и согласовать позиции Использование сформированного умения самооценки (окончание) 3 шаг. После проверки письменных работ, ученик получает право аргументировано оспорить оценку и отметку учителя: после фразы ученика «я не согласен с выставленной отметкой», учитель предлагает ему объяснить свое мнение, используя алгоритм самооценки. Если ученик прав, учителю стоит поблагодарить его за то, что он помог учителю найти собственную ошибку при проверке. Если ученик не прав, учителю необходимо объяснить ему на основании чего он принял соответствующее решение, постараться согласовать позиции. !!! Не все ученики будут готовы признать свои ошибки. Однако равный и честный разговор с ними, даже если он не заканчивается компромиссом, все равно способствует выработке у них адекватной самооценки, а авторитарное решение учителя – нет! Продолжение алгоритма самооценки: 5. Какое умение развивали при выполнении задания? 6. Каков был уровень задачи (задания)?Такие задачи решали уже много раз, понадобились только «старые», уже усвоенные знания? (Необходимый уровень)В этой задаче столкнулись с необычной ситуацией (либо нужны уже усвоенные знания в новой ситуации, либо нужны новые знания по теме, которая только сейчас изучается)? (Повышенный уровень)Такие задачи никогда не учились решать ИЛИ нужны знания, которые на уроках не изучали? (Максимальный уровень)7. Определи уровень успешности, на котором ты решил задачу. 8. Исходя из своего уровня успешности, определи отметку, которую ты можешь себе поставить. Какие УУД развивает технология оценивания учебных успехов? Регулятивные – умение адекватно оценивать результат своей деятельности Коммуникативные – аргументированно отстаивать свою точку зренияПознавательные – формулировать логические выводыЛичностные – толерантное отношение к иным решениям