Презентация к методическому совету Психологический климат на уроке – одна из основ качественного образования
Психологический климат на уроке – одна из основ качественного образованияМетодический совет.Ноябрь 2016г
АктуальностьВ сегодняшнем мире ребёнок не чувствует себя безопасно и комфортно Что означает: находится постоянно в защитной позиции Постоянное состояние повышенной тревожности учащихся на уроках и, как следствие, их нервные срывы, могут негативно сказаться на учёбе и на общем самочувствии.
Психологический климатВ педагогической литературе под психологическим климатом урока понимается:Дружеское единение в системе «учитель-ученик»Проявление внутреннего, уверенного спокойствия, постоянная бодрость детей, их готовность к действию. Наличие чувства собственного достоинства у каждого обучающегося;Защищенность всех членов ученического коллектива. Ни один обучающийся не должен чувствовать своей обособленности и беззащитности;Разумная и полезная деятельность всех на уроке;Умение быть сдержанным в движениях, словах.
Критерии психологической безопасностиБезопасная средаАтмосфера психологического комфорта, которая является одновременно и развивающей, и психокоррекционной, ибо в этой атмосфере исчезают барьеры, снимается психологическая защита, энергия расходуется не на тревогу или борьбу, а на учебную деятельность, на продуцирование идей, на творчество (в том числе на успешное формирование универсальных учебных действий).
Что такое психологический комфорт?Комфорт - заимствовано из английского языка, где comfort «поддержка, укрепление» («Этимологический словарь», Н. М. Шанский).Комфорт - условия жизни, пребывания, обстановка, обеспечива- ющие удобство, спокойствие и уют. («Толковый словарь русского языка», С. И. Ожегов).Психологический комфорт - условия жизни, при которых ребенок чувствует себя спокойно, нет необходимости защищаться.
- Комфорт (психологический) на уроке - важно ли это? 1 гр. - Какие условия могут его обеспечить? 2 гр. - Что осложняет взаимоотношения между учителем и учеником? 3 гр. - Конфликт на уроке: можно ли его предотвратить, каким образом?
От чего же зависит психологический климат на уроке?{3C2FFA5D-87B4-456A-9821-1D502468CF0F}Внешний вид помещенияЦветОсвещениеЗапахФон (шумовой, музыкальный)Внешний вид участников образовательного процессаОдеждаМакияжИмиджЭлементы педагогической техникиМимикаПластикаИнтонацияТемпоритмЛичностные характеристикиТакесика (прикосновение)Проксемика (расположение в пространстве)Личностные характеристикиОбщая культураУмение быть счастливымОптимизм
Методика «Предмет - чувства» Т.Е.Ковина, А.К. Колеченко, И.Н. Агафонова.Приняли участие 40 учащихся 5 – 11-х классовКласс______________СтрахРадостьБеспокойствоГрустьУверенностьСпокойствиеЗлостьСчастьеЛюбовьАгрессияИнтересСкукаУдивлениеУсталостьАктивностьСлабостьРусский языкЛитератураАлгебраГеометрияФизикаХимияБиологияИсторияОбществознаниеГеографияИн. язык ФизкультураТехнологияИЗОМузыкаОБЖ
Результаты
С каким настроением ты идёшь в школу? с хорошим - 75% бывает по-разному - 18% чаще с плохим - 7% Бывает ли у тебе желание перейти в другой класс? никогда – 68% редко – 29% мне всё равно в каком классе учиться – 3%В какой форме чаще всего обращаются к вам учителя? убеждают, советуют, вежливо просят – 71% иногда грубо – 26% мне это безразлично – 3%
Критерии эффективного с точки зрения сохранения здоровья урокаОтсутствие усталости у детей и учителяПоложительный эмоциональный настройУдовлетворение от сделанной работыЖелание продолжать работуСоздание ситуации успеха как один из факторов обеспечения психологического комфорта на уроке (из опыта работы учителей).
Преобладающее выражение лица учителя Урок неполноценен, если на нем не было эмоционально-смысловых разрядок: улыбок, уместных остроумных шуток, использования поговорок, афоризмов с комментариями, музыкальных минуток и т.д.
Факторы, способствующие благоприятному психологическому климату:Благоприятный климат на уроке зависит от многих факторов:Учитель должен входить в класс с хорошим бодрым настроем и уметь настроить себя на жизнерадостную с детьми параллель. Учителю вообще должно быть присуще желание и стремление общаться с детьми доброжелательной форме.Неумеренное поощрение или наказание приносят вред. Одобрение, поощрение разными обучающимися по-разному воспринимаются Обучение и воспитание должно строиться без наказания и окриков
Всегда заходите в кабинет до звонка. Убедиться, все ли готово к уроку. Стремитесь к организованному началу урока.Заканчивайте урок общей оценкой работы группы и отдельных ребят . Пусть все испытают чувство удовлетворенности от результатов труда на уроке. Постарайтесь заметить положительное в работе недисциплинированных ребят, но делайте это не слишком часто.Прекращайте урок со звонком. Удерживайтесь от излишних замечаний.Не допускать конфликтов с классом, а если он возник, не затягивайте его, ищите разумные пути его разрешения.Помните слова Н.А. Добролюбова о том, что справедливый учитель- это такой учитель, поступки которого оправданны в глазах учеников.
Психологический комфорт «Ничему меня не научитТо, что тычет, талдычит, жучит»Борис Слуцкий
Из свода правил учителейУлыбайтесь! Умудритесь быть счастливыми и красивыми!Будьте терпеливы!Внушайте каждому веру в свои силы.Учитесь создавать ситуацию успеха.Учите ребят дарить радость людям, отдавать каждому делу частицу сердца.Учитесь у ребят! Вместе переживайте радость познания, а неудачи делайте стартом для новой работы.Цените каждый миг совместного бытия. Вместе с детьми радуйтесь красоте: восходу и закату, картине художника, голосам птиц, изумляйтесь счастью подаренной жизни.
ppt_y
В наших руках возможность создать на уроке такую атмосферу, в которой дети будут чувствовать себя успешно, комфортно, а для успеха не важен возраст и положение!Всё зависит только от нас!
«Идеальный ученик должен быть СЧАСТЛИВЫМ»