Презентация Требования к презентации (рекомендации по составлению и использованию учебной презентации)
Требования к презентации рекомендации по составлению и использованию учебной презентацииСухова О.А.Преподаватель БОУ СПО «Орловский технический колледж» Преимущество презентации позволяет адаптироваться под обучающихся;уменьшает непроизводительные затраты живого труда на уроке;повышает мотивацию учения;обеспечивает наглядностью;позволяет проиграть видео и аудио-файлы;быстрота и удобство использования. Основные принципы разработки презентаций Оптимальный объём.Выбор объёма зависит от цели, для которой презентация создаётся, от предполагаемого способа её использования и от контингента учащихся (возраст, подготовка).Наиболее эффективен зрительный ряд объёмом не более 20 слайдов.Не должно быть «лишних» слайдов, которые не сопровождаются пояснением.Доступность.Обязателен учёт возрастных особенностей и уровня подготовки учащихся.Нужно обеспечить понимание каждого слова, предложения, понятия, раскрывать их, опираясь на знания и опыт учащихся, использовать образные сравнения. Научность.Необходимо построение всех положений, определений и выводов строго на научной основе.Учёт особенностей восприятия информации с экрана.Когда человек читает текст, да ещё с экрана компьютера, мозг работает в замедленном режиме. Если же информация представлена в графическом виде, то мозг работает быстрее. Поэтому текстовую информацию нужно свести к минимуму, заменив её схемами, диаграммами, рисунками, фотографиями, анимациями, фрагментами фильмов.Разнообразие форм.Это требование предполагает учёт индивидуальных возможностей восприятия. Кто-то лучше воспринимает фото, кто-то схемы или таблицы. Нужно использовать различные формы представления. Занимательность.Включение (без ущерба научности содержания) смешных сюжетов оживляет занятие, создаёт положительный эмоциональный настрой, что способствует усвоению материала и более прочному запоминанию.Эстетичность.Гармоничные цветовые сочетания, выдержанность стиля и эстетичность в оформлении слайдов, музыкального сопровождения.Динамичность.Необходимо подобрать оптимальный для восприятия темп смены слайдов, анимационных эффектов. При этом необходимо избегать неоправданной торопливости в смене слайдов, затрудняющей полноценное восприятие материала. Общие требования к презентации Презентация состоит из слайдов. Лучше всего придерживаться правила: один слайд – одна мысль.Убедительными бывают презентации, когда на одном слайде даётся тезис и несколько его доказательств.Специалисты советуют использовать на слайде не более 30 слов и 5 пунктов списка.Нельзя написать на слайде всё, что будете говорить. Разместите только важные тезисы, термины, картинки, схемы, диаграммы, т.е. то, что хорошо воспринимается аудиторией.В презентации не должно быть ничего лишнего, каждый слайд должен представлять собой звено, логически связанное с темой и работающее на общую идею презентации. Структура презентации 1. Титульный лист.2. Содержание (план презентации, основные разделы или вопросы, которые будут рассмотрены).3. Заголовок раздела.4. Краткая информация.Пункты 3 и 4 повторяются столько, сколько необходимо. Главное, здесь придерживаться концепции:ТЕЗИС – АРГУМЕНТЫ – ВЫВОД.5. Резюме, выводы.Выводы должны быть выражены ясно и лаконично на отдельном слайде.6. Спасибо за внимание.Здесь обязательна ваша контактная информация. Этапы создания презентации Планирование презентации – определение целей, изучение аудитории, формирование структуры и логики подачи материала.Составление сценария – логика, содержание.Разработка дизайна презентации.Определение соотношения текстовой и графической информации. При создании презентации нужно учитывать Мысленно ( или на бумаге) подготовить структуру доклада.По каждому шагу сделать заметки.Представить презентацию в виде «бумажных» слайдов.Учесть замечания и внести поправки. Требования к тексту Заголовки должны привлекать внимание аудитории.Слова и предложения должны быть короткими.Временная форма глагола должна быть одинаковая.Минимум предлогов, наречий, прилагательных.Читаемость текста на фоне слайда презентации.Длина строки не более 36 знаков.Использование шрифта без засечек (легче читать) и не более трёх вариантов шрифта.Расстояние между строками внутри абзаца 1, а между абзацами – 2 интервала.Текст не должен дублировать выступающего, а лишь дополнять, акцентировать внимание на важном. Расположение информации Горизонтальное расположение информации.Наиболее важная информация – в центре экрана.Комментарии к картинке должны быть внизу. Требования к шрифту Размер заголовка – не менее 32 пунктов и не более 50, оптимально – 36. Для основного текста – не менее 18 пунктов и не более 32, оптимально – 24 пункта.Не более 2-3 типов шрифтов в одной презентации (лучше один).Для выделения информации следует использовать жирный шрифт, курсив, подчёркивание.Нельзя злоупотреблять прописными буквами (они читаются хуже строчных). Требования к дизайну Использование единого стиля оформления.Соответствие стиля оформления презентации (графического, звукового, анимационного) содержанию презентации.Использование для фона слайда психологически комфортного тона.Фон должен являться элементом заднего (второго) плана: выделять, оттенять, подчёркивать информацию на слайде, а не заслонять её.Использование не более трёх цветов на одном слайде (один для фона, один для заголовков и один для текста).Целесообразность использования анимационных эффектов. Способы выделения текста Рамки, граница, заливка.Различный цвет шрифта.Рисунки, диаграммы, схемы для иллюстрации наиболее важных фактов. Объём информации Ключевые пункты отражаются по одному на каждом слайде.На одном слайде должно быть не более трёх фактов, выводов, определений.Анимационные эффекты не должны быть самоцелью.Картинки стараться «сжимать» до экранного разрешения – это ускоряет работу.Гибкость – основа успешной презентации. Будьте готовы внести изменения в презентацию в ответ на реакцию учащихся.Не стоит заполнять один слайд слишком большим объёмом информации. Правила использования графики Графика должна дополнять текстовую информацию или передавать её в более наглядном виде.Каждое изображение должно нести смысл.Необходимо использовать изображения только хорошего качества.Изображения лучше помещать левее текста: из-за того, что мы читаем слева - направо, то взгляд сначала обращается на левую сторону слайда. Правила использования анимации Анимация не должна быть слишком активной.Особенно нежелательны такие эффекты, как: вылет, вращение, волна, побуквенное появление текста.В учебной презентации для подростков, такие эффекты, как движущиеся строки по горизонтали и вертикали, запрещены нормативными актами. Правила использования звукового сопровождения Необходимо выбрать оптимальную громкость, чтобы звук был слышен всем, но не был оглушительным.Главное правило озвучивания презентации: в каждый конкретный момент времени звуки исходят только из одного источника (из презентации или от преподавателя). Правила использования цвета Одним из основных компонентов дизайна учебной презентации является учёт физиологических особенностей восприятия цвета человеком.К наиболее значимым из них относят:стимулирующие (тёплые) цвета способствуют возбуждению и действуют как раздражители (в порядке убывания интенсивности воздействия): красный, оранжевый, жёлтый;дезинтегрирующие (холодные) цвета успокаивают, вызывают сонное состояние: фиолетовый, синий, голубой, сине-зелёный, зелёный;нейтральные цвета: светло-розовый, серо-голубой, жёлто-зелёный, коричневый. Правила использования цвета Сочетание двух цветов – цвета знака и цвета фона – существенно влияет на зрительный комфорт, причём некоторые пары цветов не только утомляют зрение, но и могут привести к стрессу (например, зелёные буквы на красном фоне или красные буквы на синем фоне).Наиболее хорошо воспринимаемые сочетания цветов шрифта и фона: белый на тёмно-синем, лимонно-жёлтый на пурпурном, чёрный на белом, жёлтый на синем. Рекомендации по использованию цвета Составление цветовой схемы презентации начинается с выбора трёх базовых цветов: фона – текста – заголовка.Для фона и текста необходимо использовать контрастные цвета: текст должен хорошо читаться, но не резать глаза.Лёгкие пастельные тона лучше подходят для фона, чем белый цвет.Для фона предпочтительны холодные тона.Вместо того, чтобы использовать сплошной цвет, лучше выбрать плавный переход гармонично сочетающихся цветов.Любой активный фоновый рисунок повышает утомляемость глаз и снижает эффективность восприятия материала. Типичные недостатки Отсутствие титульного листа.Отсутствие введения, в котором представлены цели и задачи изучения темы и краткая характеристика содержания.Отсутствие оглавления (для развёрнутых разработок).Отсутствие логического завершения презентации, содержащего заключение, обобщение и выводы.Перегрузка слайдов текстовой информацией (не более трёх мелких фактов и не более одного важного).Неравномерное и нерациональное использование пространства на слайде.Орфографические и стилистические ошибки. Использование рисунков, фотографий плохого качества и с искажениями пропорций.Отсутствие или неясность связей в схемах или между компонентами материала на слайде.Слишком быстрая смена слайдов и анимационных эффектов, отсутствие учёта скорости и законов восприятия зрительной информации.Неудачный выбор цветовой гаммы.Использование разных фонов на слайдах в рамках одной презентации.Отсутствие единства стиля страниц. Виды слайдов Для обеспечения разнообразия следует использовать разные виды слайдов:слайды с текстом;слайды с таблицами;слайды с диаграммами. Это важно Длительность непрерывного просмотра презентации не более 20 минут.Презентация не должна быть скучной, монотонной, громоздкой (оптимально 10 – 15 слайдов).Весь урок не должен быть завязан на презентации.Составление электронной презентации учащимися может быть одним из видов домашнего задания.На титульном листе указываются данные автора (ФИО и название учебного заведения), название презентации и дата разработки.На последнем слайде указывается перечень используемых источников. Соответствие темы программе учебной дисциплины, разделу.Соответствие целей поставленной теме, достижение поставленных целей и задач.Соответствие целям и задачам.Содержание умозаключений.Вызывают ли интерес у аудитории.Количество (не более 4-5). 1.Тема презентации2. Дидактические и методические цели и задачи презентации. 3.Выделение основных идей презентации. оцениваемые параметры критерий Критерии оценивания презентаций Достоверная информация.Все заключения подтверждены достоверными источниками.Язык изложения материала понятен учащимся.Актуальность, точность и полезность информации. Графические иллюстрации.Статистика.Диаграммы и графики.Примеры.Сравнения.Цитаты и т.д. 4. Содержание.5. Подбор информации для создания презентации. Критерии оценки презентации Хронология.Тематическая последовательность.Структура по принципу «проблема – решение».От вступления к основной части.От одной основной идеи (части) к другой.Яркое высказывание – переход к заключению.Повторение основных целей и задач.Выводы и подведение итогов. 6. Подача материала.7. Логика и переходы во время презентации.8. Заключение. Критерии оценки презентации Шрифт (читаемость).Корректно ли выбран цвет (фона, шрифта, заголовков).Элементы анимации.Грамматика.Наличие ошибок правописания и опечаток. 9. Дизайн презентации.10. Техническая часть. Критерии оценки презентации Заключение Учёт указанных особенностей конструирования и оформления презентации в значительной степени влияет на эффективность восприятия представленной в презентации информации. Спасибо за внимание!