Выступление на педсовете Работа с одарёнными детьми на уроках математики


«Работа с одаренными детьми на уроках математики»Подготовила учитель математики Прибыткова Л.И.МБОУ ООШ с.Березняговка Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.Что же понимается под термином «одарённость»?В обыденной жизни одарённость-синоним талантливости. Направление работы с одарёнными детьми.Разноуровневый подход к детямОбучение самостоятельной работеОбучение исследовательской работе Типы олимпиадных задачЛогические задачиМатематические ребусыИнвариантыГеометрические задачи(на разрезание и др)Арифметические задачи, текстовые задачи: решаемые с конца, на переливание, взвешивание, на движение, выигрышные ситуации. . Признаки наличия математических способностей у ребенка Быстрое овладение математическими знаниями, умениями и навыками. Быстрота понимания объяснения учителя.Логичность, самостоятельность мышления.Находчивость и сообразительность при изучении математики.Быстрое и прочное запоминание материала.Высокая степень развития способности к обобщению, анализу и синтезу математического материала.Пониженная утомляемость при занятиях математикой.Способность быстро переключаться с прямого на обратный ход мысли. Анализ учебников математики показывает, что не один из учебников не содержит необходимого набора задач, направленных на развитие одаренных учащихся, т.е. задач на развитие различных познавательных процессов, обеспечивающих достижение целей развития способных детей. Современные образовательные стандарты, программы математического образования для общеобразовательной школы лишь отмечают развивающие возможности математики, но не уделяют внимания их использованию для развития одаренных детей в процессе обучения. Помощь одаренным учащимся в самореализации их творческой направленности    создание для ученика ситуации успеха и уверенности, через индивидуальное обучение и воспитание;организация научно-исследовательской деятельности;организация и участие в интеллектуальных играх, творческих конкурсах, предметных  олимпиадах, научно-практических конференциях.разработка и реализация межпредметных научно-исследовательских проектов.изготовление компьютерных презентаций, видеороликов, исследований.  Поощрение одаренных детей    Публикация в СМИ    Публикация на сайте школы    Награждение Рекомендации учителям в работе с одаренными детьмиУчителю не следует уделять слишком много внимания игровому обучению с ярко выраженным элементом соревнования. Одаренный ребенок будет чаще всего оказываться победителем, что может вызвать неприязнь соучеников и не благоприятствует созданию атмосферы всеобщей заинтересованности, к которой стремится учитель. Учитель не должен возводить одаренного ребенка на пьедестал или делать из него вундеркинда в глазах других учеников. Успехи его будут должным образом оценены, а неуместное выпячивание его исключительности достижений рождает чаще всего раздражение, ревность и отторжение вместо ожидаемой похвалы. Другая крайность — преднамеренное публичное принижение уникальных способностей и даже сарказм со стороны учителя,— конечно, недопустима. Рекомендации учителям в работе с одаренными детьмиНе занимайтесь наставлениями, помогайте детям действовать независимо, не давайте прямых инструкций относительно того, чем они должны заниматься . Не сдерживайте инициативы и не делайте за них то, что они могут сделать самостоятельно . Научите школьников прослеживать межпредметные связи и использовать знания, полученные при изучении других предметов. Приучайте детей к навыкам самостоятельного решения проблем, исследования и анализа ситуации. Используйте трудные ситуации, возникшие в школе или дома, как область приложения полученных навыков при решении задач. Помогайте детям научиться управлять процессом усвоения знаний . Примеры задач, используемых во внеурочное время1.092.092.093.096.09 Акробат и собачонка весят два пустых бочонка. Шустрый пес без акробата Весит два мотка шпагата. А с одним мотком ягненок Весит - видите - бочонок. Сколько весит акробат в пересчете на ягнят? Задача на развитие логического мышленияЖили-были две фигуры: Круг и Квадрат. На их улице было 3 дома: один дом был с окном и трубой, другой с окном, но без трубы, третий с трубой, но без окна. Каждая фигура жила в своем доме. Круг и квадрат жили в домах с окнами. Квадрат любил тепло и часто топил печку. Кто в каком доме жил? Тремя линиями отделить деревья от зайцев.  Переложить 1 палочку так, чтобы домик был перевернут в другую сторону. Задачи в стихах Решила старушка ватрушки испечь.Поставила тесто да печь затопила. Решила старушка ватрушки испечь,А сколько их надо — совсем позабыла. Две штучки — для внучки, Две штучки — для деда, Две штучки — для Тани, Дочурки соседа... Считала, считала, да сбилась, А печь-то совсем протопилась! Помоги старушке сосчитать ватрушки (В. Кудрявцева) Задачи-шуткиНа столе три стакана с ягодами. Вова съел один стакан ягод. Сколько стаканов осталось на столе? (Три)Шли двое, остановились, один у другого спрашивает: «Это черная?». – «Нет, это красная». – «А почему она белая?» – «Потому, что зеленая». О чем они вели разговор? (О смородине)На столе лежат два апельсина и четыре банана. Сколько овощей на столе? (Нисколько)На груше росло десять груш, а на иве на две груши меньше. Сколько груш росло на иве? (Нисколько)На какое дерево сядет воробей после дождя? (На мокрое)Чего больше в квартире: стульев или мебели? (Мебели)Ты да я да мы с тобой. Сколько нас всего? (Два)Как можно сорвать ветку, не спугнув на ней птичку? (Нельзя, улетит). Занимательные вопросы Сколько ушей у трёх мышей?Сколько лап у двух медвежат?У семи братьев по одной сестре. Сколько всего сестёр?У бабушки Даши внучка Маша, кот Пушок и собака Дружок. Сколько всего внуков у бабушки?Над рекой летели птицы: голубь, щука, 2 синицы, 2 стрижа и 5 угрей. Сколько птиц? Ответь скорей!Горело 7 свечей. 2 свечи погасили, а остальные продолжали гореть. Сколько свечей осталось? (2, остальные сгорели).В корзине три яблока. Как поделить их между тремя детьми так, чтобы одно яблоко осталось в корзине? (Отдать одно яблоко вместе с корзиной).На берёзе три толстых ветки, на каждой толстой ветке по три тоненьких веточки. На каждой тоненькой веточке по одному яблочку. Сколько всего яблок? (Нисколько – на берёзе яблоки не растут.)