«Формирование информационных умений младших школьников на основе работы с текстом на уроках окружающего мира»


Тема: «Формирование информационных умений младших школьников на основе работы с текстом на уроках окружающего мира» Работа с информацией. осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;понимание и преобразование информации;умение применять и представлять информацию в заданном виде;- умение оценивать достоверность получаемой информации. Цель: Отобрать и систематизировать комплекс упражнений, направленный на формирование информационных умений на уроках окружающего мира. Познавательные УУД. - поиск и выделение необходимой информации;- смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;- извлечение необходимой информации из прослушанных текстов;постановка и формулирование проблемы, а так же: - применение логических операций: сравнение и классификация;нахождение причинных зависимостей; стилей;Моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей). Система работы: Цель: формирование информационных умений обучающихся Анализ УМК Н.Ф. Виноградовой«Начальная школа ХХШ века» «Начальная школа XXI века» Работу с информацией предложено структурировать по четырём разделам Получение, поиск и фиксация информации Понимание и преобразование информации Применение и представление информации Оценка достоверности получаемой информации. Подбор заданий, направленных на формирование информационных умений. Результативность. Уровни сформированности информационных умений: (Методика М. Ступницкой). Сильная группа2. Средняя группа 3. Слабая группа Диагностические задания на этапе «Получение, поиск и фиксация информации» Тема урока. Цель: Приём: Задание. Инфоормационныеумения. Двигательная система4 класс Научить находить в тексте доказательства по данному вопросу. Работа с текстом учебника. Верно ли высказывание «Если бы в теле человека не было костей, оно было бы похоже на тряпичную куклу» Умение находить в тексте подтверждающую информацию. Диагностические задания на этапе «Получение, поиск и фиксация информации» Тема урока. Цель: Приём: Задание. Инфоормационные умения. Рельеф России4 класс Отрабатывать умения работать с картой, глобусом. Поиск информации на карте, глобусе, плане. Используя выбранную вами карту маршрута и описание форм рельефа из справочника, опишите, какие формы рельефа встречаются на данном маршруте.(прилагаются сведения что такое низменность, плоскогорье, гора, овраг, долина) Умение находить необходимую информацию в разных источниках. Диагностические задания на этапе «Понимание и преобразование информации» Тема урока. Цель: Приём: Задание. Инфоормационные умения. Мы живём в Российском государстве(3 класс) Научить систематизировать информацию. Систематизация объектов. Укажи цифрами последовательность изменения названия нашей страны.…Россия 3…СССР 6…Русь 1…Россия – Российская Федерация 7…Московская Русь 2..Российская империя 4…РСФСР 5 Умение систематизировать предложенную информацию Диагностические задания на этапе «Понимание и преобразование информации» Тема урока. Цель: Приём: Задание. Инфоормационные умения. Рельеф России. (4 класс) Отрабатывать умение представлять информацию в виде схемы. Систематизация объектов. Умение систематизировать предложенную информацию Диагностические задания на этапе «Применение и представление информации» Тема урока. Цель: Приём: Задание. Инфоормационные умения. Школа в 19 веке. (4 класс) Научить рассказывать по плану. Составление рассказа о герое по плану. Рассмотрите репродукцию картины Б.М. Кустодиева «Школа в Московской Руси». Выберите героя и расскажите о нём по плану.Как его зовут?Как он одет?Что он делает?Нравится ли ему учиться?Прилежно ли он учится? Умение составлять рассказ по плану, используя репродукции картин и материал учебника. Темы проектов: Может ли организм человека жить без витаминов.Почему люди болеют цингой.Наша пища и витамины.Дыхательная система у рыб.Дыхательная система у земноводных.Эмоции человека.Может ли человек жить без чувств.Чувства человека в произведениях живописи.Эмоции животных в рисунках и фотографиях.Вредные привычки.Природные зоны. Диагностические задания на этапе «Оценка достоверности получаемой информации» Тема урока. Цель: Приём: Задание. Инфоормационные умения. Права граждан России4 класс Поиск недостоверной информации. Найди ошибку в тексте. Игра «Найди ошибку» по Всеобщей декларации прав человека.(По мотивам сказки А.Толстого «Буратино») - Найди ошибочные по смыслу предложения и отметь их номера.1).Схватив крысу Шушару за хвост, Буратино нарушил право на личную неприкосновенность.2). Говорящий Сверчок посоветовал Буратино воспользоваться правом на получение бесплатного образования.3). Буратино хотел попасть в театр, потому что у него было право наслаждаться искусством.4). Буратино лишил Тортилу принадлежащего ей имущества, силой отняв у неё золотой ключик.5). Напавшие на Буратино ночью кот Базилио и лиса Алиса пытались отнять у него деньги и лишить, таким образом, принадлежавшего ему имущества.6). Сыщики доберманы- пинчеры подвергли Буратино произвольному аресту, а дежурный бульдог призвал утопить его в пруду без установления судом виновности Буратино.7).Полицейские не нарушили право папы Карло на неприкосновенность жилища, силой ворвавшись в его каморку. Ошибочные по смыслу предложения – 4, 7 Умение находить верные или неверные решения. Планируемые результаты начального общего образования Раздел «Получение, поиск и фиксация информации» (базовый уровень) – работа с источниками информацииВыпускник научится: воспринимать на слух и понимать различные виды сообщений (бытового характера, художественные и информационные тексты); осознанно читать тексты с целью удовлетворения интереса, приобретения читательского опыта, освоения и использования информации; использовать такие виды чтения, как ознакомительное, изучающее, поисковое; осознавать цель чтения и выбирать в соответствии с ней нужный вид чтения; работать с информацией, представленной в разных форматах (текст, рисунок, таблица, диаграмма, схема); ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках;составлять список используемой литературы и других информационных источников, заполнять адресную и телефонную книги. Планируемые результаты начального общего образования Раздел «Понимание и преобразование информации» (базовый уровень)Выпускник научится: определять тему и главную мысль текста, делить текст на смысловые части, составлять простой план текста, подробно и сжато устно пересказывать прочитанный или прослушанный текст; находить информацию, факты, заданные в тексте в явном виде: числовые данные, отношения (например, математические) и зависимости; вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по алфавиту, по числовым параметрам (возрастанию и убыванию);понимать информацию, представленную в неявном виде: например, выделять общий признак группы элементов, характеризовать явление по его описанию; находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведенное утверждение, и т. д.; интерпретировать и обобщать информацию: интегрировать содержащиеся в разных частях текста детали сообщения; устанавливать связи, не высказанные в тексте напрямую, интерпретировать их, соотнося с общей идеей текста; формулировать, основываясь на тексте, простые выводы; понимать текст, не только опираясь на содержащуюся в нем информацию, но и обращая внимание на жанр, структуру, язык текста; преобразовывать информацию из сплошного текста в таблицу (дополнять таблицу информацией из текста); преобразовывать информацию, полученную из рисунка, в текстовую задачу; заполнять предложенные схемы с опорой на прочитанный текст; анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять место и роль иллюстративного ряда в тексте. Планируемые результаты начального общего образования Раздел «Применение и представление информации» (базовый уровень)Выпускник научится: передавать собеседнику/партнеру важную для решаемой учебной задачи информацию, участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного; использовать полученный читательский опыт для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте; составлять устно небольшое монологическое высказывание по предложенной теме, заданному вопросу;описывать по определенному алгоритму объект наблюдения, сравнивать между собой два объекта, выделяя два-три существенных признака; по результатам наблюдений находить и формулировать правила, закономерности и т. п.; группировать, систематизировать объекты, выделяя один-два признака;определять последовательность выполнения действий, составлять простейшую инструкцию из двух-трех шагов (на основе предложенного набора действий, включающего избыточные шаги). Планируемые результаты начального общего образования Раздел «Оценка достоверности получаемой информации»Выпускник научится: (базовый уровень) на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов; в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в них противоречивую, конфликтную информацию. Анкета. № Вопросы. 2012 г. (3 класс) 2013 г.(4 класс) 1 Какие вы знаете источники информации? Книга, телефон, газета, интернет, телевидение, журналы. Книга, телефон, газета, интернет, телевидение, журналы. 2. В каких источниках вы можете получить на уроке нужную вам информацию? Учебник, тетрадь,словарь. Учебник, тетрадь,словарь, инструкция,Интернет. 3. Какой дополнительной научно-популярной литературой вы пользуетесь? Детская энциклопедия. Детская энциклопедия, справочники. 4. В каких случаях вы используете дополнительную литературу? Когда задают на дом дополнительный материал. При подготовке проектов к уроку. 5. Назовите ваши любимые телепередачи. Тайны мира, мода из комода. Галилео, карусель. Спасибо за внимание!