Презентация педагогический прект на тему СОЗДАНИЕ СИСТЕМЫ ГЕОЭКОЛОГИЧЕСКОГО КРАЕВЕДЕНИЯ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ГЕОГРАФИИ
СОЗДАНИЕ СИСТЕМЫ ГЕОЭКОЛОГИЧЕСКОГО КРАЕВЕДЕНИЯ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ГЕОГРАФИИУчитель географии МБОО СОШ №10Приходько А.В.г. Лобня 2015г
«…овладеть основами экологической культуры, экологического мышления…, …приобрести опыт экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности…,…опыт решения практических задач охраны окружающей среды и рационального природопользования…»
противоречия между: - необходимостью разработки научно-методических основ регионального геоэкологического образования и отсутствием теории и научно обоснованной методики решения этой проблемы; - сохраняющейся до настоящего времени ориентацией средней школы на трансляцию знаний, умений и навыков, и необходимостью готовить учащихся к активной творческой и социально-значимой экологической деятельности в своем регионе;- высоким социальным и педагогическим потенциалом систематического изучения экологического состояния своей местности, имеющего в качестве значимого результата ее геоэкологическую характеристику и невключенностью этой формы организации обучения в практику;
ПРОБЛЕМАсоциальный заказ страны, нуждающейся в личности, готовой к активной творческой, экологически обусловленной деятельности в своем регионе
Цель:разработка научно-методических основ регионального компонента геоэкологического образования и реализация его в системе школьного образования (на примере Московской области и г.Лобни).
Задачи: -поиск разумных и приемлемых компромиссов между природой, населением и производством, интересы которых находятся в постоянном противоречии. -обосновать и разработать основы регионального компонента геоэкологического образования, определить его структуру и содержание;- выявить особенности реализации геоэкологического краеведения в условиях Московской области ;- разработать систему геоэкологического краеведения и определить научно-методические условия ее эффективной реализации;- обосновать систему комплексного социально значимого изучения окружающей среды своей местности, как через основное, так и дополнительное образование.
Предмет исследования – теоретические основы и практика реализации регионального компонента школьного геоэкологического образования. Срок реализации проекта составляет 5 лет.
МЕТОДЫ- теоретический - эмпирический -моделирование -мониторинг-геоэкологическое прогнозирование
Ресурсы1. Обеспечение организационных условий 2. Обеспечение информационных условий 3. Обеспечение мотивационных условий 4. Обеспечение научно-методических условий 5. Обеспечение рефлексивного пространства для учителей, принимающих участие в проекте6. Обеспечение материально-технических условий
Первый этап поисково-эмпирический (2014 – 2015): -Изучили общие тенденции развития и состояние школьного географического и экологического образования в России. - Выявить особенности отечественного и зарубежного педагогического опыта в области экологического образования и геоэкологического краеведения.- Провести анкетирование по выявлению уровня знаний учащихся по региональной геоэкологии и оценке значимости ценностей природы.-Основные планируемые результаты этапа состоят в уточнении проблемы, цели и задач исследования.
Второй этап, практический (2015 – 2016) Второй этап, практический (2015 – 2016) заключался в построении учебного процесса на основе предлагаемого проекта:* Через реализацию его целей и задач, разработку общих дидактических основ регионального географического образования.* В определении состава и структуры регионального компонента геоэкологического образования, выстроенных с учетом возрастных особенностей учащихся, а также наличием опорных знаний и умений, сформированных у детей по мере изучения географии.* В создании творческих групп учителей для разработки уроков и внеурочной деятельности.* Апробацию программ основных вопросов содержания региональной географии в общеобразовательных курсах.* Внедрения программы элективного курса для 9 класса «География и экология Московской облости».
Блоки ГОС6 – 7 классы8 – 9 классы10 – 11 классы Объекты изученияПриродные сообщества своей местности.Основные отрасли хозяйства в своей местности.Природные комплексы, компоненты природы в крае и своей местности. Население и хозяйство в своей местностиПриродно-технические системы и их основные типы Особенности объектов, изучаемых геоэкологиейВзаимосвязи между компонентами природы и видами хозяйст-венной деятельности. Нарушения в природе, связанные с деятельностью человека .Геоэкологическое положение Московской обл и г.Лобня. Традиционное природопользование в крае и своей местности. Взаимосвязи в ПК. Антропогенное влияние на ПК в целом и на его компоненты, влияние природы на человека.Особые условия природопользования в крае. Виды природопользования и проблемы, связанные с ними. Связь глобальных региональных геоэкологических проблем. Познание и практикаКраеведческие исследования в своей местности. Выявление зависимости между живыми организмами и средой. Инвентаризация положительных иотрицательных воздействий на природу в своей местности. Правила поведения в природе. БлагоустройствотерриторииКраеведческое изучение Подмосковья и исследования в своей местности. Экологическая паспортизация хозяйственных объектов. Геоэкологический мониторинг. Составление простей- ших геоэкологических карт. Благоустройство территорииЭкологическая экспертиза хозяйственных проектов. Моделирование и проектирование элементарных схем природопользования в Московской обл и своей местности.Благоустройство территорииСостав и структура регионального компонента геоэкологического образования
Инвентаризация положительных иотрицательных воздействий на природу в своей местности. Правила поведения в природе
Акция: ПОСАДИ ДУБ
Третий этап, обобщающе-аналитический (2015 – 2016) * Провести теоретическое обобщение и дальнейшее внедрение результатов проекта в педагогическую практику.* Уточнить и сформулировать выводы, выявить перспективы последующего развития проекта.* Основные теоретические положения исследования отразить на школьном сайте,опубликоваь на различных педагогических сайтах.
Внутренние силы, поддерживающие проект (готовность учителей к участию в проекте, к самоанализу своей деятельности, стремление изменить окружающую действительность к лучшему, необходимость изменения механизмов, регулирующих состояние системы сегодня).Внешние силы, поддерживающие проект (идея экологического образования и воспитания в основополагающих документах в области образования, социальный заказ страны, требования конкурсов, грантов).Внутренние сопротивления, которые может встретить автор проекта (отсутствие мотивации других участников, страх перед нововведениями, заниженная самооценка участников проекта, отсутствие критериальной базы определения эффективности данного проекта).Риски проекта:
Работа над проектом способствует для педагога:повышению интереса к осуществлению инновационной деятельности,росту компетентности,росту уровня профессиональных навыков и умений, творческому росту. для учащихся: создаст возможности формировать метапредметные компетенции, которые проявятся в:овладении теоретическими и практическими умениями проектной деятельности;получении элементарных знаний об экологических законах в природе, экологической безопасности;умении оценивать характер воздействия человека на окружающую среду;организации природоохранной деятельности; повышении интереса подростков к изучению своей малой Родины, уровня их экологической культуры;
Литература:1.Геоэкология // Геологический словарь. В трёх томах / Гл. ред. О.В. Петров. — 3-е, перераб. и доп. — СПб.: ВСЕГЕИ, 2010. — Т. 1. А-Й. — С. 244.2. Голубев Г.Н. Основы геоэкологии.— 2-е, стер. — М.: Кнорус, 2013. — 352 с 3.Ясаманов Н.А. Основы геоэкологии: учеб. пособие. — М.: Академия, 2003. — 352 с.Интернет-ресурсы1. http://www.ecolife.ru/2.ru.wikipedia.org/wiki/Геоэкология3. http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/