Презентация к уроку нравственности на тему «Землю красит солнце, а человека труд» (2 класс)
Духовно - нравственное воспитаниеТрудовое воспитание младших школьниковУчитель начальных классов Почтовской общеобразовательнойшколы I-III ступенейРымарь Елена Алексеевна
Духовно - нравственное воспитание.Актуальность проблемы.Общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.В современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребёнка, на ещё только формирующуюся сферу нравственности.
Духовно - нравственное воспитание.Актуальность проблемы.Само по себе образование не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности, ибо воспитанность - это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку. К.Д. Ушинский писал: «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания»Вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют младшего школьника о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях данного поступка для окружающих людей.
Традиции Православия в духовно - нравственном воспитании Веками складывались традиции православия – источника духовности, откуда берут начало все ценности человеческой жизни: любовь к матери, близким, к людям, к Родине; трудолюбие, добро, милосердие, честность, справедливость, без которых не может быть правильного жизнеустроения людей, их воспитания. Сегодня возрождение Украины невозможно представить без возвращения к традиционной культуре, без духовного и нравственного оздоровления общества.
Духовно - нравственное воспитаниеТеоретическая основаИсследуемая нами проблема нашла отражение в фундаментальных работах А.М.Архангельского, Н.М.Болдырева, А.С.Макаренко, И.Ф.Харламова и др., в которых выявляется сущность основных понятий теории нравственного воспитания, указываются способы дальнейшего развития принципов, содержания, форм, методов нравственного воспитания.А.Ницше считал:«Быть моральным, нравственным, этичным – значит оказывать повиновение издревле установленному закону или обычаю» «Мораль – это важничанье человека перед природой».
Духовно - нравственное воспитаниеТеоретическая основаВ научной литературе указывается, что мораль появилась на заре развития общества. Определяющую роль в ее возникновении сыграла трудовая деятельность людей. Без взаимопомощи, без определённых обязанностей по отношению к роду человек не мог бы выстоять в борьбе с природой. Мораль выступает как регулятор взаимоотношений людей. Руководствуясь моральными нормами, личность тем самым способствует жизнедеятельности общества.Мораль поддерживается силой общественного мнения и обычно соблюдается в силу убеждения при этом мораль оформляется в различных заповедях, принципах, предписывающих, как следует поступать. Из всего этого мы можем сделать вывод, что взрослому человеку порой трудно выбирать, как поступить в той или иной ситуации не «ударив лицом в грязь». А что же говорить о детях? Еще В.А. Сухомлинский говорил , о том что необходимо заниматься нравственным воспитанием ребенка, учить «умению чувствовать человека».
Система нравственного воспитанияРассматривая систему нравственного воспитания, Н.Е.Ковалёв, Б.Ф.Райский, Н.А.Сорокин различают несколько аспектов:Нравственное воспитаниеОсуществление согласованных воспитательныхвлияний учителя и ученического коллектива.Использование приёмов формирования учебной деятельности нравственным воспитанием.Взаимосвязь и взаимодействие воспитываемых в данный момент моральных качеств у детей.Последователь-ность развития тех или иных качеств личности по мере роста и умственного созревания детей.
Роль учителя, классного руководителя в воспитании ребенкаУчителю принадлежит приоритетная роль в воспитании и обучении школьников, в подготовке их к жизни и общественному труду. Учитель всегда является для учащихся примером нравственности и преданного отношения к труду. Проблемы нравственности школьников на сегодняшнем этапе развития общества особенно актуальны.Специфической особенностью процесса нравственного воспитания следует считать то, что он длителен, а результаты его отсрочены во времени.Существенным признаком процесса нравственного воспитания является его концентрическое построение: решение воспитательных задач начинается с элементарного уровня и заканчивается более высоким. Для достижения целей используются все усложняющиеся виды деятельности. Этот принцип реализуется с учетом возрастных особенностей учащихся.Процесс нравственного воспитания динамичный и творческий: учителя постоянно вносят в него свои коррективы, направленные на его совершенствование.
Направления воспитательной работы Непосредственное воздействие на ученика: -изучение индивидуальных способностей, его развития, окружения, интересов; -реализация комплекса методов и форм индивидуальной работы;Создание воспитывающей среды: -сплочение коллектива; -формирование благоприятной эмоциональной атмосферы; -включение учащихся в разные виды социальной деятельности;Коррекция влияния различных субъектов социальных отношений ребенка: -социальная помощь в семье; -нейтрализация негативных воздействий социума; -взаимодействие с другими образовательными учреждениями.
Инновационные технологииИспользование инновационных технологий в воспитании подразумевает повышенное внимание к каждому ребёнку, заботу о его физическом и психическом здоровье, повышенные требования к уровню воспитания школьника.Приоритетная роль принадлежит активным методам, в частности проектным технологиям воспитания. Именно они призваны формировать у воспитанников умения критично и всесторонне рассматривать проблему, делать собственные выводы, принимать участие в общественной жизни, способность ориентироваться и адаптироваться в новых социальных условиях, защищать свои интересы, уважать интересы и права других, самореализоваться.
Инновационные технологииМетодика КТД – это способ организации жизни детского коллектива, по которому дети и взрослые как товарищи по совместной работе планируют свою деятельность через накопление, осознание и выбор мыслей, предположений, идей каждого, формируя отношения дружбы, уважения, взаимопонимания и заботы. То есть методика КТД – это методика человечности, деятельности, творчества. Главная цель КТД – воспитывать общественно–активную творческую личность, которая способна умножить общественную культуру, сделать вклад в построение правового демократического общества.
Коллективное творческое делоОсновные положения КТДДиалог всех точек зрения;Уважение к личности ребенка, её уникальности;Социальная направленность деятельности;Коллективная деятельность как способ создания сильного творческого поля;Использование феномена группового влияния на индивидуальные способности личности;Создание условий для выявления и формирования основных черт творческой деятельности.
КТДВиды КТДОбщественно-политические.ПознавательныеСпортивно-туристическиеХудожественныеОрганизационныеТрудовые
«Национальная программа воспитания учащихся 1-12-х классов» В разделе «Ціннесне ставлення до праці» определеныКритерии(для учащихся начальной школы)Начальный уровень сформированности понятий и представлений о труде.Воспитательные достижения.Осознание значимости труда в жизни человека.Ответственность за результаты собственной работы и работы других.Стремление и способность сотрудничества совместной деятельности.Выявление требовательности к себе, ответственности, аккуратности, бережливости, дисциплинированности, старательности.Представление о разных видах профессий и личностных качествах, необходимых современному работнику.
Трудовое воспитание. (Практика) Воспитательная ценность урока.Подбор особого дидактического материала. Урок чтения
Воспитательная ценность урока.Подбор особого дидактического материала. Математика Развитие речи
Воспитательная ценность урокаПодбор особого дидактического материалаРусский язык Основы здоровьясловарная работа)
Трудовое воспитание.Воспитательная работа классного руководителя.Беседы «Любому делу – своё время», «Всякая вещь создана трудом» и т.д.Инсценирование сказок.Урок по курсу «Я и Украина» Сказка «Колосок»
Воспитательная работа классного руководителя.Час мечты «Когда я вырасту»КТС «Подарки малышам детского сада»Проект «Трудовые традиции украинской семьи»Выставки поделок «Город веселых мастеров»
Воспитательная работа классного руководителя.Экскурсии, походы на предприятия. Интервью у работников школы (повара, техперсонала, медработника, психолога) Медработник библиотекарьПовар техперсонал
Трудовое воспитание.Связь с семьёй:Организация выставок «Семейное творчество» (вышивка, бисероплетение, вязание, резьба по дереву), «Хобби – выставка»Конкурс «Маленькая хозяйка»Конкурс поделок из овощей и фруктов
Связь с семьёй:Фотоальбом «Трудолюбивая семья», «Профессии моих родителей» Юсуфов Л. И. Овощевод
Связь с семьёй:Фотоальбом «Трудолюбивая семья», «Профессии моих родителей» Джемалядинова Г. Ш.Рахимова Є. Ю.Люманова Л. М.Продавцы
Связь с семьёй:Фотоальбом «Трудолюбивая семья», «Профессии моих родителей» Писарюк А. Б.СапожникОстровский Я. В.Газосварщик
Связь с семьёй:Фотоальбом «Трудолюбивая семья», «Профессии моих родителей» Усеинов М. А.ВодительАметов Р. Ш. Работник МЧС
Связь с семьёй:Фотоальбом «Трудолюбивая семья», «Профессии моих родителей» Усеинова М. Б. Фельдшер скорой помощиШевлякова Н. С.МедсестраСавченко Н. Н.Медсестра
Трудовое воспитание.Работа кружковОрганизация выставок детских работ «Рук творенье» (аппликация, оригами, вышивка, работы из природного материала)
Трудовое воспитание.Изучение культуры нашей РодиныИсследование истории родного краяЭкскурсия в этнографический музей (с. Холмовка)
Трудовое воспитание.Воспитание на примере жизни выдающихся земляков :Денщик Л.Н. Директор Почтовской сош. Награждена почетной грамотой Верховной Ради АРК, Премией АРК за достижения в образовании и науке, имеет почётное звание “Відмінник народної освіти України”, занесена в книгу “Первые лица Крыма” (с.198)
Воспитание на примере жизни выдающихся земляков :Трищило Н. Е. Главный врач Почтовской участковой больницы.Заслуженный врач АРК, лауреат премии АРК в номинации «Организация сельского здравоохранения».
Воспитание на примере жизни выдающихся земляков :Филиппова Д. В. – с 1968 по 2005 г. работала терапевтом в Почтовской участковой больнице. С 1974 г. - главный врач Почтовской участковой больницы.Заслуженный врач АР Крым
Гржибовский Н. Г . С 1946 года по 1976 год в совхозе-заводе им. В. П. Чкалова бригадиром садоводческой бригады. 1958 г. за выдающийся труд Николаю Гиляровичу было присвоено звание «Героя социалистического труда» с вручением Золотой звезды и ордена Ленина. С выставки достижения народного хозяйства привез две золотые медали, две серебряные и четыре бронзовые.Воспитание на примере жизни выдающихся земляков :
Выводы Проблему духовно – нравственного воспитания исследовали и философы, и психологи, и педагоги – ученые. Но и сейчас она актуальна. В. А. Сухомлинский писал: «Если человека учат добру - … будет добро». Только учить надо постоянно, требовательно, настойчиво, в игровых формах, используя инновационные технологии, с использованием индивидуальных и возрастных особенностей детей. Тогда наши дети, воспитанники станут высоконравственными личностями: вежливыми, внимательными к другим людям, научатся бережно относиться к труду. Не это ли главная цель работы учителя?