Презентация проекта на тему Воспитание и развитие духовно — нравственных качеств личности ребенка средствами фольклора
Педагогический проект Воспитание и развитие духовно – нравственных качеств личности ребенка средствами фольклора Автор: Пелагеина Е. В.Учитель музыки МБОУ гимназии г. Советский АктуальностьКаждый ребенок –личность, в каких условиях развивается, воспитывается, от того, что вложил педагог в душу ребенка, будет зависеть, чего он достигнет в дальнейшем, как будет строить свои отношения с окружающим миром. Одна из актуальных задач, стоящих перед общеобразовательными учреждениями заключается в подготовке ответственного гражданина, способного самостоятельно мыслить, строить свою жизнь и деятельность в соответствии с собственными интересами, окружающих его людей и общества в целом.С связи с реализацией Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения, решаются задачи не только обучения и развития, но и воспитания подрастающего поколения: «Образование – это не только обучение и развитие, но и воспитание». Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной школы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования. Одно из важных свойств музыкального искусства является то, что оно обращено к чувствам человека его мыслям и сознанию.Сохранение и возрождение народных традиций, национальной самобытности разных народов – актуальная проблема формирования и воспитания духовно – нравственных качеств личности ребенка Цель проекта: заключается в создании воспитательной среды для формирования духовно – нравственных качеств личности школьников средствами музыкального фольклора Для достижения данной цели поставила следующие задачи: 1. Изучить и проанализировать литературные источники по теме.2. Создать и реализовать программу фольклорного кружка «Росиночка»3. Разработать диагностический инструментарий показателей развития духовно – нравственного воспитания школьников средствами внеурочной деятельности.4. Сформировать методическую и дидактическую копилку сценариев народных праздников, рекомендации для учителей, детских проектов и творческих работ. Сущность педагогического проекта заключается в создании воспитательной среды для формирования и развития духовно – нравственных качеств личности школьников средствами музыкального фольклора. В основу проекта положены ключевые воспитательные задачи, базовые национальные ценности российского общества. В своей деятельности опираюсь на концепцию духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России ФГОС второго поколения.Цель духовно-нравственного развития и воспитания учащихся: воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. Ведущей идеей воспитательной системы гимназии является развитие личности школьника, его интересов и способностей. Поэтому весь воспитательный процесс направлен на раскрытие личностного потенциала школьника, мотивации к самореализации и к личностным достижениям.Объект проекта: внеурочная деятельность учащихся 1-7 классовПредметом проекта является влияние музыкального фольклора на нравственное воспитание школьников. Новизна педагогического проекта В разработке программы дополнительного образования «Росиночка», которая связывает музыкальное искусство с декоративно-прикладным искусством, хореографией, театрализацией.Во влиянии внеурочной деятельности на развитие, познавательной активности, творческих способностей учащихся и формировании духовно – нравственных качеств личности. При написании проекта изучила много литературы.Понятие «нравственность» включает внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы правила поведения, определяемые этими качествами. Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.- патриотизм (любовь к Родине, к своему народу);- семья (любовь, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших);- труд и творчество (творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие, бережливость);- искусство и литература (красота, гармония, духовный мир человека, смысл жизни, эстетическое развитие); Принципы педагогического опыта: Сотрудничество – комплексная работа и взаимодействие с максимальным количеством партнеров из разных сфер общественной жизни. Принцип следования нравственному примеру Целостность Принцип интеграции - один из ведущих принципов современного образования, заключается в интеграции разных предметов. Принципы гуманизации - необходимости постоянного духовно-нравственного, этического совершенствования. Гуманизация обучения, строится на том, что каждая личность неповторима, каждый ребенок – чудо.Принцип системно-деятельностной организации воспитания. Включает в себя организацию учебной, внеклассной, внешкольной, в том числе общественно полезной, деятельности школьников. Комплексом условий реализации данного проекта являются: Ресурсы временные 2008-2014Интелектульные: экспертное заключение рецензия на программуКадровые: классные руководители, родители, хореограф, педагог организатор.Социум (приложение4) дом интернат «Дарина», семья, шефы УТТ транспортное предприятие, детский сад «Ромашка», ДЮК «Юность»В процессе реализиции проекта большое внимание уделяю 1. Систематизации целенаправленной работы по формированию духовно – нравственных качеств личности. 2. Мониторинг результативности нравственных качеств. 3. повышение мотивация учащихся4. Создание образовательной среды, позволяющей активно включать каждого ученика в познавательную деятельность. 5. Методическое и информационное обеспечение. Материально-технические ресурсы учебный кабинет музыки, оборудованный современными техническими средствами обучения Информационные ресурсы: дополнительная и справочная литература, нотные и программно-методические материалы, ЦОРы, ИКТ (создание презентаций Музыкальные инструменты Механизм реализации проекта-Разработка программы дополнительного образования - подбор приемов и методов;- создание банка сценариев, сборника народных праздников Инновационные методы и технологии Идеи деятельностного подходаИдеи развивающего обученияЗдоровьесберегающие технологииМетоды обучения в сотрудничествеТехнология личностно-ориентированного подхода В своей работе использую классификацию методов нравственного воспитания автора Логиновой В. И.Методы формирования нравственного поведения (приучение, упражнение, руководство деятельностью); методы формирования нравственного сознания (убеждения в форме разъяснения, внушение, беседа); методы стимулирования чувств и отношений (пример, поощрения, наказания). Этапы реализации проекта 1 этап – подготовительный 2008-2009 год на первом этапе я изучила методическую литературу имеющийся опыт и провела анализ2.Корректировка собственных наработокОжидаемый результат -на данном этапе я создала банк данных изученного материала2 этап - проектировочный- 2009-2010 год 1. Разработка программы фольклорного кружка и практическое внедрение в учебный процесс - положительная динамика музыкальных способностей детей3 этап - практический- 2010 – 2013годы Это детализация созданного проекта приближающая его для использования в конкретных условиях реальными участниками воспитательных отношений4 этап –аналитический 2013-2014год-Задачи этапа 1. Обобщение и распространения опыта2. Провести итоговую диагностику 3. Обобщить и распространить наработанный опыт Ожидаемый результат этапа - проведение мастер – класса - динамика участия в конкурсах федерального, регионального, муниципального уровня. Ожидаемые результаты реализации проекта Повышение интереса учащихся к фольклорному кружкуУвеличения числа школьников, посещающих фольклорный кружок проект Положительная Мотивацияучащихся Создание программы фольклорного кружка Достижения воспитанников Реализация программы Предполагаемые результаты: Метапредметные: -умение применить полученные знания в жизни;- умение ориентироваться в музыкально – поэтическом творчестве;- знание многообразия музыкального фольклора народов России, в том числе родного края; - освоение нравственных ценностейЛичностные: -готовность к самоопределению; - уметь разыгрывать народные песни, принимать участие в коллективных играх драматизациях;- воспитание самостоятельной, коммуникативной, творческой личности умение выражать свое мнение и аргументировать его. Результат. Распространение педагогического опыта 1. Создана рабочая программа фольклорного кружка «Росиночка» В районном конкурсе программ дополнительного образования отмечена Дипломом лауреата 1 степени 2009 г., Диплом 1 степени 3. Разработано методическое пособие «Музыкальные инструменты народов севера». Ежегодно принимаю участие во Всероссийском конкурсе «Педагогические инновации», Москва2006г. «Развитие творческих способностей детей через фольклор» Диплом лауреата I степени2007г. Комплект сценариев, занятий к предмету «Музыка» по теме «Музыкальное образование в школе» Диплом лауреата III степени2008г. «Народный праздник – Пасха» интегрированный урок Диплом лауреата III степени2009г. Методическое пособие «Музыкальные инструменты народов севера» Диплом лауреата III степени2010г. «Здоровьесберегающие технологии на уроках музыки и во внеклассной работе» Диплом лауреата III степени Обобщение и распространение педагогического опыта в рамках профессионального сообщества Выступления на РМО: обмен опытом, показ мастер – классов«Народный праздник – Пасха»интегрированное занятие г. Югорск обмен опытом курсы повышения квалификации для учителей эстетического цикла. Данный урок был представлен на конкурсе «Урок –года 2007», где был отмечен Дипломом 1 степени.«Неделя науки и творчества» Выступления на педсоветах, семинарах.Обмен опытом на сайтах: Педсовет, Инфоурок, Сайт творческих учителей, Школлеги. Результаты воспитанников 2007 г. «ЮНТАГОР» II окружной фестиваль детского и юношеского творчества Диплом лауреата I степени2007 «Минута славы» городской конкурс Диплом лауреата I степени, Диплом лауреата, Диплом лауреатаII степени, Диплом III степени.2010 г. «Все, что было не со мной, помню» районный конкурс Военно-патриотической песни Диплом лауреата III степени2010 г. «Солдаты России» вокальный конкурс Диплом лауреата II степени2011г. «Виват, Россия!» Вокальный конкурс Диплом лауреата II степени номинация вокал2011 «Творческий конкурс» «Президентские состязания» Всероссийский спортивно – оздоровительный фестиваль школьников г. Владивосток Диплом II степени2011г. «Районный конкурс инсценированной военно – патриотической песни» Диплом участника2011г. «Виват, Россия!» Вокальный конкурс Диплом лауреата III степени номинация вокальные группы Перспективы дальнейшего развития проекта С С введением с этого года в школах Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения в первых классах планирую продолжить работу по духовно – нравственному воспитанию средствами фольклора. Участвую в апробации программы по учебному предмету «Музыка», включающий модули «Коллективное хоровое музицирование» и «Коллективное инструментальное музицирование» по России.В настоящее время работаю над программой интегрированного курса «Искусство» региональный компонент, где продолжиться работа по знакомству с культурным наследием народов севера, с иторией становления ХМАО. Цель программы:формирование духовно – нравственных качеств личности школьников средствами музыкального фольклора Приложение1Программа фольклорного кружка «Росиночка» Задачи :1.Знакомить детей с различными формами народной культуры на доступном фольклорно – этнографическом материале;2. Развивать и воспитывать духовно-нравственную личность, несущую культурно-ценностные традиции народов России из поколения в поколение.3. Развивать музыкальные способности, приобретать навыки вокально- хорового исполнения в народной манере.4. Формировать и развивать коммуникативные навыки.5. Воспитывать интерес и уважение к народному искусству. Новизна образовательной программы «Росиночка» Расширение содержания Включение детей в творческую деятельность Разновозрастный состав учащихся Межпредметная интеграция Учебный план № Наименование разделов Всегочасов Теор. Практ. 1 Введение 1 1 2 Народное искусство 3 3 3 Музыкальные инструменты 5 - 5 4 Вокально-хоровая работа 10 - 10 5 Народная хореография 6 - 6 6 Народный календарь 4 4 7 Народные игры 4 4 Всего: 33 8 25 Работу провожу по 3 направлениям Занятия познавательного цикла Совместная деятельность- проведение праздников Самостоятельная деятельность, творчество Виды деятельности вокально-хоровая работа игра на муз инструментах хореография театрализация творчество народные игры Сотрудничество фольклорного кружка с социальными партнерами Советское УТТ Ветераны ВОВ Семья (концерт для родителей) Проводы Зимы МОУ гимназия ДЮК «Юность» Участие в конкурсах Всероссийский конкурс «Педагогические инновации» Результаты участия в конкурсах воспитанников Почетные грамоты и благодарственные письма