Программа внеурочной деятельности Мир. в котором мы живем (7 класс)
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение гимназия № 13 г. ТомскаРабочая программа внеурочной деятельности«Мир, в котором мы живем»7-9классы Авторы - составители: Рулинская Е.А., учитель технологии Бухаркина Н.А., учитель географии, Ганькова Т.А., учитель химииТомск - 2013
Рабочая программа «Мир, в котором мы живем» составлена на основе ФГОС ООО, Примерной программы основного общего образования, методического конструктора внеурочной деятельности школьников, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Направление внеурочной деятельности – туристко – краеведческая деятельностьориентирована на достижение результатов первого, второго и третьего уровней.Тип программы –комплексная образовательнаяЦелевая аудитория – учащиеся 7-9 классов
География Химия Технология
Предусматривается изучение программы в течение трех лет в объеме102 часа. Программа предполагает как проведение регулярных еженедельных занятий, так и возможность организовать занятия крупными блоками — «интенсивами» (походы, экскурсии, полевые практики).
Цель курсаФормирование интереса школьников к экскурсионно-краеведческой деятельности и развитие позитивных социально-ценностных установок, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.
Задачи1. Совершенствовать организацию и содержание обучения и воспитания подрастающего поколения средствами туризма и краеведения.2. Способствовать воспитанию у обучающихся патриотизма, бережного отношения к природному и культурному наследию родного края и мира в целом.3. Приобщать обучающихся к краеведческой и поисково-исследовательской деятельности.4. Совершенствовать нравственное и физическое воспитание обучающихся.5. Формировать систему социально-ценностных отношений между школьниками, родителями и педагогами посредством включения их в активную туристско-краеведческую деятельность.6. Формирование образа Земли как уникального природного дома человечества, нуждающегося в предельно бережном отношении каждого жителя к своему ближайшему природному окружению и к планете в целом.7. Обеспечение более широкой и разнообразной, чем это возможно в рамках основного курса, практической деятельности учащихся по изучению окружающей среды.8. Укрепление интереса к познанию окружающего мира, к учебным предметам естественнонаучного цикла.9. Формирование умения анализировать полученную информацию, применять полученные сведения в процессе учения.10. Воспитание коммуникативно-активной коммуникативно-грамотной личности.
Содержание программы7 класс. Краеведение. «Город, в котором я живу».Минеральные ресурсы Томской области.Водные ресурсы Томской области. Народы и народности Томской области. Составление комплексной карты.
Содержание программы8 класс. Родина моя. Основные месторождения полезных ископаемых России. Благородные металлы и алмазы России. Цветные металлы России. Уральские самоцветы. Мифы и легенды, гороскопы, лечебные свойства.Составление комплексной карты.Проектно - исследовательская деятельность «Составление туристического маршрута»
Содержание программы9 класс. Мир, в котором мы живем. Путешествия по странам. Крупнейшие минеральные месторождения мира, их размещение, экологические проблемы. Народы мира: их обычаи, традиции, ремесла. Проектно – исследовательская деятельность «Составление памятки туристу».
В учебно-тематическом плане количество часов внеаудиторных занятий превышает 60% от общего количества занятий. {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}№п/пГод обученияОбщее количество часовТеория Практика 11-ый год обучения3492522-ой год обучения3419153 3-ий год обучения341024Итого 1023963
Личностные УУДПотребность сотрудничества со сверстниками и взрослыми в разных ситуациях, доброжелательное отношение к сверстникам;Социально ориентированный взгляд на мир средствами туристической деятельности, установка на безопасный и здоровый образ жизни;Овладение навыками ораторского искусства;Готовность к осознанному выбору дальнейшей профессиональной направленности и образовательной траектории.
Метапредметные результаты использование основных интеллектуальных операций (анализ, сравнение, обобщение и систематизация материала) для изучения разных сторон окружающего мира; алгоритмизированное планирование процесса познавательно – трудовой деятельности;соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет – ресурсы и другие базы данных;работать в группе, учитывать мнения партнёров;умение определять средства, необходимые для реализации различных проектов и применять их на практике.
Виды и формы деятельности 1-й год обучения{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Раздел программыВиды и формы деятельностиКраеведение.«Город, в котором я живу».Беседы,Рассказ,Экскурсии,Работа с картой.Просмотр учебных фильмовМинеральные ресурсы Томской области.Рассказ,Работа с картой,Практические занятия на местности,Экскурсия Водные ресурсы Томской области.Беседа,Рассказ,Просмотр учебных фильмовМастер - класс,Аква – барЭкскурсия Лабораторные опытыНароды и народности Томской области.Беседа,Рассказ,Экскурсия,Мастер - класс
Мастер - класс
Экскурсия
Лабораторные опыты
Аква-бар
Круглый стол
Планируемые результаты освоения программы Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний о правилах ведения здорового образа жизни; о технике безопасности на занятиях и правилах бесконфликтного поведения; о неразрывной связи внутреннего мира человека и его внешнего окружения, о правилах поведения человека в лесу, у водоемов и т. д.; о правилах передвижения по дорогам; с опасными инструментами; о правилах общения с незнакомыми людьми; о способах ориентирования на местности и элементарных правилах выживания в природе; о принятых в обществе нормах отношения к природе, к памятникам культуры, к окружающим людям; об ответственности за поступки, за свое физическое и душевное здоровье; о действенных способах защиты природы; об истории и культуре родного края; об основах организации коллективной творческой деятельности.
Планируемые результаты освоения программы Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к своему здоровью и здоровью окружающих его людей, к спорту и физкультуре, к природе и различным ее проявлениям (природным богатствам, к родному Отечеству, его истории и народу, к труду, к другим людям.
Планируемые результаты освоения программы Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): приобретение школьником опыта самообслуживания, опыта заботы о младших, опыта самоорганизации и организации совместной деятельности с другими школьниками; опыта управления другими людьми и принятия на себя ответственности за других людей, опыт экскурсионной деятельности.
Формы отслеживания и оценивания результатов обученияПедагогическое наблюдение;Круглый стол – коллективное обсуждение работы;Репортаж.
Способы фиксации результатаФотоколлаж,Заполнение карты,Видеоролик,Выставка, Дегустация, Презентация.
РесурсыМатериально – технические: Кабинет для аудиторных занятий; компьютер, проектор, принтер, фото и видеоаппаратура, интерактивная доска, комплексные и тематические карты Томской области, России, мировые; лабораторное оборудование для проведения химических опытов; коллекция минералов, сплавов, технических материалов Информационно – методические: учебные пособия, электронные образовательные ресурсы, школьный сайт, внутренняя (локальная) сеть, внешняя сеть.Организационные: предполагают, что проведение мастер – классов по прикладному творчеству, химических опытов проходит при строгом соблюдении правил техники безопасности и соблюдении режима проведения занятий; при проведении экскурсий особое внимание уделяется правилам поведения в общественных местах, природных объектах и правилам дорожного движения
Информационные ресурсыЛитература для учителя:1.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.2.Д.В. Григорьев, В.П. Степанов Внеурочная деятельность школьника. Методический конструктор: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2011.3.Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя; под ред. А.Г. Асмолова. – 2-е изд.- М.: Просвещение, 2011.4.География. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Сферы». 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений; В.П. Дронов, Л.Е. Савельева. - М.: Просвещение, 2011.5.Примерные программы по учебным предметам. Технология. 5-9 классы: проект.- М.: Просвещение, 2010. Литература для обучающихся:1.«Полная энциклопедия школьника» И.Ю. Алексашина М.: «Дрофа» 2011.2.«Энциклопедия географии» КлайнГиффорд М.: «Махаон» 2010.3.Н.С. Евсеева, Л.Н. Окишева География Томской области. Природа, природные ресурсы: Учебное пособие для учащихся 8 класса общеобразовательных учебных заведений /под ред. П.А. Окишева. – Томск.: Изд – во НТЛ, 2005. Электронные издания:1.Киностудия WindowsLive2.Фотоальбом WindowsLive Интернет - ресурсы1.http://vestnik.kuzspa.ru/articles/129/2.festival.1september.ru. Организация внеурочной деятельности обучающихся по химии в свете требований ФГОС ООО.
Готовы к сотрудничеству!