Гражданско-патриотическое воспитание обучающихся на уроках географии через изучение государственной символики


Гражданско-патриотическое воспитание обучающихся на уроках географии через изучение государственной символики Цель Выяснение отражения природных особенностей и хозяйственной специализации территорий на гербах городов и стран мира. Актуальность Работа в этом направлении очень актуальна, т.к. патриотическое воспитание играет огромную роль в становлении личности ребёнка. Все мы знаем, что чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром. Именно важность воспитания гражданина, неравнодушного к своей Родине, побуждает нас на уроках географии говорить о государственных символах. ГипотезаЕсли создать условия для воспитания патриотизма обучающихся посредством вариативной, обогащённой и индивидуализированной образовательной среды, то обучающийся будет проявлять патриотические чувства выше по сравнению с ребёнком, для которого не были созданы аналогичные условия. Организация исследовательской работы по геральдике{5940675A-B579-460E-94D1-54222C63F5DA}5-7 классыТворческий этап:совершенствование навыков научной организации труда,формирование познавательного интереса,творческое развитие обучающихся,развитие представлений об отражении природных особенностей и хозяйственной специализации на гербах городов, стран. {5940675A-B579-460E-94D1-54222C63F5DA}8-9 классыРазвивающий этап:совершенствование навыков научной организации труда,развитие и расширение познавательных интересов обучающихся,формирование исследовательских навыков,развитие информационной культуры обучающихся,формирование и развитие своего личностного отношения и любви к своей малой родине. {5940675A-B579-460E-94D1-54222C63F5DA}10-11 классыИсследовательский этап:совершенствование исследовательских навыков,совершенствование информационной культуры обучающихся,самостоятельное применение обучающимися знаний, умений и навыков. Так, при изучении Африки, которая является прародиной человека, важно показать, что многие страны Африканского континента имеют древнейшую культуру. До наших дней сохранились храмы и дворцы правителей средневековых государств. Это находит соответствующее отражение на гербах стран Африки. Кроме того, страны Африки различаются своим географическим положением. Учащиеся легче запоминают положение государств, если проводить соответствующие ассоциации с геральдикой. Есть страны, расположенные на островах, например, Кабо-Верде, лежащая на островах Зелёного Мыса. На гербе этой страны изображены десять звёзд, которые обозначают десять обитаемых островов, составляющих государство. При изучении Нигерии, самой большой по численности населения страны Африки, важно объяснить учащимся, что на гербе белыми линиями показаны две реки Нигер и Бенуа, которые делят страну на две части –южную низменную и северную возвышенную. Чёрный щит на гербе Нигерии означает плодородную почву (Нигерия- сельскохозяйственная страна с развивающейся промышленностью) На материке Австралия находится только одно государство - Австралийский Союз. Учащиеся должны знать, что герб Австралии представляет из себя щит, поддерживаемый кенгуру и страусом эму (животными, которые обитают только в этой стране). Щит разбит на шесть частей, на каждой из которых изображён, в свою очередь, герб одного из штатов, входящих в состав государства. Лучи семиконечной звезды вверху также символизируют шесть штатов и один федеральный округ –Канберру. В 8 классе ученики должны знать, что для российской геральдики характерно отражение природных особенностей местности. Поэтому при изучении природы и природных ресурсов России важно показать ребятам отражение тех или иных природных особенностей на флагах и гербах Российского государства. Так, на многих гербах российских городов изображены элементы рельефа: горы (г. Ставрополь), вулканы (г. Петропавловск-Камчатский), озёра (волны Байкала на гербе Бурятии), реки (г. Благовещенск), и т.д. Причём горы, например, присутствуют на гербах почти всех республик Северного Кавказа. Гора Эльбрус изображена на гербах Карачаево-Черкесии и Кабардино-Балкарии, а самая высокая вершина горного Алтая – гора Белуха изображена на гербе республики Алтай. При изучении растительного и животного мира России важно показать учащимся отражение этих биологических ресурсов в символике. Так, на гербе города Ярославля изображён медведь. Вообще ярославская эмблема - одна из древнейших в российской геральдике. Медведь перекликается с преданием, по которому город был заложен в том месте, где Ярослав Мудрый убил напавшую на него медведицу. А на гербе города Красноярска изображён лев – символ силы и мужества. На гербе города Владивостока уссурийский тигр тоже символ силы и мужества, кроме того, тигр указывает и на географическое положение города, т.к. только в этих местах водятся эти уникальные звери. Отражение природных особенностей и хозяйственной специализации на гербах городов Московской областиОсобенно часто хозяйственная специализация городов находила свое выражение в гербах, созданных в советское время, когда каждая отрасль промышленности, присутствующая в городе, изображалась на его гербе в виде специального знака. Типичный пример-герб города Щелково. Описание герба г. ЩелковоКомпозиция, образованная ткацким челноком и его нитью в трилистник — символами широко развитой текстильной промышленности, началом которой было ткацкое производство, издавна известное в бывшем Богородском уезде Московской губернии. Вертикально расположенный ткацкий челнок, сопровождаемый нитью, ассоциируется со стартом космического корабля, раскрывая идейный замысел герба «От ткацкого челнока до космического корабля». В верхней части щита стилизованные голубые волны реки Клязьмы. Герб города ЖуковскогоНа гербе города Жуковский изображены 3 самолета, наглядно показывающие,что Жуковский один из самых крупных в России центров проектирования и испытания самолетов.   Описание герба муниципального образования «город Фрязино»Раскрытая книга — главный символ наукограда, символ познания, науки и творческого прогресса.Электрон на орбите — электронная техника — основное направление научной и промышленной деятельности градообразующих предприятий.Голубая шиповидная полоса — символ водной поверхности реки Любосеевки, на берегах которой возникло старинное поселение Фрязино и Большого озера — неотъемлемой части города. Герб сельского поселения Медвежье-Озёрское Основные фигуры герба — медведь и два лазоревых угла, завершенных серебряными волнами, которые символизируют Верхнее и Нижнее Медвежьи озера. Крест символизирует многие христианские святыни, в том числе Сергиевский храм в селе Алмазово с Казанской иконой Божьей Матери. Звезды символизируют Центр космической связи. Расположенные в ряд они составляют аллегорический путеводный тракт, показывая то, что все селения, входящие в состав Медвежье-Озёрского поселения, исстари располагались вдоль двух главных дорог края: Стромынского и Черноголовского тракта. Информационные ресурсы1. Сопрыков В.Н. «Государственная символика регионов России» М: „ Парад ” 20042. Дрочук В. С. «Рассказывает геральдика» М: „Наука ” 19773. www.symbolarium.ru энциклопедия символики и геральдики4. http://geraldika.ru/