СМЫСЛОВОЕ ЧТЕНИЕ как метапредметный результат освоения образовательной программы (выступление на педсовете)
СМЫСЛОВОЕ ЧТЕНИЕ как метапредметный результат освоения образовательной программы * * Смысловое чтение определено федеральным государственным стандартом (далее - ФГОС) основного общего образования и утверждено приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 за № 1897 как один из метапредметных результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования. * * Смысловое чтение – это такой вид чтения, которое проверяет не скорость чтения ученика (количество слов, прочитанных за минуту), а нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста.Цель смыслового чтения – максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлечённую из текста информацию.Таким образом, смысловое чтение текста – это: поиск информации в тексте и понимание прочитанного;интерпретация прочитанного текста;оценка информации, заключенной в тексте. * * Смысловое чтение - один из важнейших критериев освоения учащимися образовательной программы средства (инструменты) контроля * * * * Сочинение по литературе – форма государственной итоговой аттестации Не секрет, что успешное написание сочинения находится в прямой зависимости от: А) умения обучающегося формулировать проблему; Б) приводить аргументацию; В) высказать свою точку зрения и прочая и прочая. В соответствии с требованиями ФГОС над этой задачей работает методическое объединение учителей-словесников. * * СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ сформированности СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ как метапредметного результата освоения образовательной программы Для контроля уровня сформированности читательской грамотности в 2014/15 учебном году вновь было введено сочинение по литературе как форма государственной итоговой аттестации выпускников 11 класса. Не секрет, что успешное написание сочинения находится в прямой зависимости от умения обучающегося формулировать проблему, приводить аргументацию, высказать свою точку зрения и прочая и прочая. В соответствии с требованиями ФГОС над этой задачей работает методическое объединение словесников. * * Но возникает вполне закономерный вопрос: только ли МО словесников должно работать над формированием смыслового чтения, если во ФГОСах оно обозначается как МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ результат освоения образовательной программы? * * Во ФГОСах чётко указывается на данное обстоятельство: "В основной школе на ВСЕХ предметах будет продолжена работа по формированию и развитию основ читательской компетенции (смыслового чтения), в результате чего: 1) Обучающиеся овладеют чтением как средством осуществления своих дальнейших планов. 2) У них будет сформирована потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире. 3) Выпускники усовершенствуют технику чтения и приобретут устойчивый навык осмысленного чтения. 4) Учащиеся овладеют различными видами и типами чтения: ознакомительным, изучающим, просмотровым, поисковым и выборочным; выразительным чтением; учебным и самостоятельным чтением. 5) Они овладеют основными стратегиями чтения художественного и других видов текстов. 6) Будут способны выбрать оптимальную стратегию чтения, отвечающую конкретной учебной задаче". СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ сформированности СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ как метапредметного результата освоения образовательной программы Концепция оценки учебных достижений учащихся меняется в соответствии с новыми требованиями, предъявляемыми к результатам образования. Государство постепенно подводит нас к кардинальным изменениям в этой области. Касаются эти изменения и смыслового чтения. И если первый вид контроля – итоговое сочинение по литературе – не прошел незамеченным, то второй его вид – проверка читательской грамотности – как бы остался в тени и пока не всеми воспринимается всерьёз. А напрасно. * * ТЕСТИРОВАНИЕ «ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ» * * ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ Словосочетание «читательская грамотность» появилось в 1991 г., когда ученые пытались найти понятие, определяющее чтение не столько со стороны техники, сколько как возможность размышлять о прочитанном и использовать прочитанное для достижения личных и общественных целей, в первую очередь — для дальнейшего обучения. Во многих странах мира уже несколько лет проводятся мониторинговые исследования «Изучение качества чтения и понимания текста», организованные Международной ассоциацией по оценке учебных достижений IEA. Сегодня читательская грамотность рассматривается как один из самых важных параметров готовности выпускника школы к жизни в современном обществе. * * ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ История термина Словосочетание «читательская грамотность» появилось в 1991 г., когда учёные пытались найти понятие, определяющее чтение не столько со стороны техники, сколько как возможность размышлять о прочитанном и использовать прочитанное для достижения личных и общественных целей, в первую очередь — для дальнейшего обучения. * * ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ Таким образом, читательская грамотность рассматривается как один из самых важных параметров готовности выпускника школы к жизни в современном обществе. * * ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ Долгое время Советский Союз считался одной из самых интеллектуально образованных стран. В 1991 г. ЮНЕСКО в поставила советское образование на 3 место в мире. А в 2007 г. Российская Федерация опустилась в том же рейтинге на 27 место. Прошло еще 2 года, и, согласно данным мониторинга читательской грамотности, российские школьники заняли 43 место из 65 возможных (1 место – Китай, 2 – Южная Корея, 3 – Финляндия; 63 – Перу, 64 – Азербайджан, 65 – Кыргызстан). Для контроля над ситуацией и был разработан тест, поэтапно проверяющий уровень сформированности смыслового чтения. В нашей школе (в средней и старшей) такой вид мониторинга проводится третий год. * * ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ Образование в СССР В 1991 г. ЮНЕСКО в поставила советское образование на 3 место в мире. Образование в РоссииА в 2007 г. РФ опустилась в том же рейтинге на 27 место. * * ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ Мониторинг «Изучение качества чтения и понимания текста»Во многих странах мира почти 25 лет проводятся мониторинговые исследования «Изучение качества чтения и понимания текста», организованные Международной ассоциацией по оценке учебных достижений IEA. * * ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ Участие России в мониторинге (2009 г.)Результаты говорят сами за себя:российские школьники заняли 43 место из 65 возможных.1 место – Китай, 2 – Южная Корея, 3 – Финляндия; 63 – Перу, 64 – Азербайджан, 65 – Кыргызстан.В мониторинге задания 6 уровней (1 и 2 уровни – базовые). 27% учащихся не дошли до 2 уровня. * * ТЕСТИРОВАНИЕ «ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ» Для контроля над ситуацией и был разработан тест, поэтапно проверяющий уровень сформированности смыслового чтения.Данный вид работы направлен НЕ на проверку уровня обученности учащихся, НЕ столько на степень овладения их знаниями в той или иной дисциплине, сколько на оценку СПОСОБНОСТИ учащихся работать с текстами разных видов и применять имеющиеся у них знания на практике. В нашей школе (в средней и старшей) такой вид мониторинга проводится третий год. ТЕСТ 2-ая часть;проверка читательской грамотности (смыслового чтения) на текстах из области негуманитарных дисциплин 1-ая частьпроверка читательской грамотности (смыслового чтения) на текстах из области русского языка и литературы Процент выполнения работы – от 60 до 85 Процент выполнения работы – от 30 до 65 * * 1. В чем причина такого разрыва?2. Как нивелировать его?3. Скажутся ли результаты работы на результатах ЕГЭ и предметных олимпиад? Итак, в тесте 2 текста. Оба текста имеют:одинаковый объём;одно и то же количество заданий;одинаковый уровень сложности заданий;однотипные виды заданий, проверяющие сформированность читательских умений, то есть различные процессы читательской деятельности: а) первый – находить и извлекать информацию из данного текста; б) второй – интерпретировать эту информацию, используя попутную информацию из контекста; в) третий – размышлять о сообщениях текста, оценивать их, проводить параллели и делать верные выводы. ТЕСТ 1-ый уровень:Поиск необходимой (заданной вопросом) информации в тексте Тексты из области гуманитарных дисциплин Процент выполнения работы – одинаковый Тексты из области НЕгуманитарных дисциплин ТЕСТ 2-ой уровень:задания, требующие объяснить и привести аргументацию (не менее 2 аргументов) Тексты из области гуманитарных дисциплин Тексты из области НЕгуманитарных дисциплин 3-ий уровень:критически проанализировать рассматриваемую проблему, используя информацию из различных источников для обоснования того или иного решения * * Сочинение по литературе – форма государственной итоговой аттестации Не секрет, что успешное написание сочинения находится в прямой зависимости от: А) умения обучающегося формулировать проблему; Б) приводить аргументацию; В) высказать свою точку зрения и прочая и прочая. В соответствии с требованиями ФГОС над этой задачей работает методическое объединение учителей-словесников. * * Различные виды сочинений и эссе на ЕГЭ нацелены на отработку умений обучающегося: А) формулировать проблему; Б) приводить аргументацию; В) высказать свою точку зрения и прочая и прочая. работа с текстами на каждом уроке (анализ сюжета, композиции, характеристика героев); ГУМАНИТАРНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ (русский язык, литература, обществознание, история) устные ответы и требование к ним (тезис, доказательства, мини-вывод); письменные работы (развернутый ответ на вопрос, сочинение-рассуждение, эссе) Учащиеся НЕ знают, как критически отнестись к авторскому сообщению ОСНОВНЫЕ ТРУДНОСТИ(НЕгуманитарные дисциплины) Учащиеся НЕ могут выразить своё мнение по поводу прочитанного «технического» текста Учащиеся НЕ умеют включать сообщение текста в контекст собственного опыта Учащиеся испытывали значительные трудности при письменном ОФОРМЛЕНИИ ответов ЧТО ДЕЛАТЬ? VII – VIII классыумение составить план прочитанного;воспроизводить текст по предложенному плану;умение пользоваться образцами решения задач;запоминание определений, формул, теорем. IX – XI классыработа с иллюстрациями (рисунками, чертежами, диаграммами);использование новой теории в различных учебных и жизненных ситуациях;подтверждение научных фактов;различные виды конспектирования. ЧТО ДЕЛАТЬ? Приём «Инсерт» (маркирование текста при чтении)Приём «Ключевые слова»Ромашка Блума (учимся задавать вопросы разных типов) простые: Где, когда, при каких обстоятельствах что-то происходило? уточняющие: Если я правильно понял, то…? объясняющие (причины и следствия): Почему? Зачем? Что из этого получилось? вопросы-предположения: Что бы изменилось, если бы…? оценочные: Почему это хорошо, а то плохо? Правильно ли поступил..? вопросы на выявление эмоционального отношения: Понравился ли вам…? вопросы, требующие постановки себя на место героя: Как бы ты поступил…? Приём «Ключевые слова» Составьте статью по теме «Пирамида» по следующим ключевым словам: многогранник, треугольники, n-угольник, основание, Египет, Евклид, энергия, вершина, 44 метра, высота, ребро, правильная, высота проходит через центр вписанной в основание окружности, апофема. Немного о ЕГЭ и олимпиадах Недавно в России проводились исследования, в ходе которых было выявлено, почему школьники НЕ решают сложные задания на ЕГЭ по техническим предметам: учащиеся НЕ могут правильно интерпретировать задания, потому что НЕ понимают вопроса. А это значит, что не только на гуманитарных предметах (русский язык, литература, история, обществознание), но и на прочих уроках необходимо:усилить работу с текстами; уделить особое внимание умению высказывать свою точку зрения на проблему, поднятую в тексте;требовать «доказательности» ответа;отработать схемы записи ответов. Читательская грамотность и ЕГЭ Смысловое чтение (читательская грамотность) – это основной фактор повышения успешности каждого ученика. В первую очередь это отразится на результатах ЕГЭ, потому что группы читательских умений напрямую связаны с умениями, которые должны продемонстрировать выпускники при работе с КИМами. Задания блока А Поиск информации Задания блока С Задания блока В Интерпретация информации Оценка информации Как показали результаты мониторингов, учащиеся показали умение находить нужную информацию в тексте (первый уровень).Наибольшую сложность во ВТОРОЙ части теста вызвали те задания, где требовалось объяснить и привести аргументацию (не менее 2 аргументов), критически проанализировав рассматриваемую проблему, используя информацию из различных источников для обоснования того или иного решения. Учащиеся НЕ могут выразить своё мнение по поводу прочитанного, НЕ умеют включать сообщение текста в контекст собственного опыта, НЕ знают, как критически отнестись к авторскому сообщению.Кроме того, учащиеся испытывали значительные трудности при письменном ОФОРМЛЕНИИ ответов. Вместо заключения… Читательская деятельность требует повышенного внимания: год от года, от класса к классу усложняются тексты (не столько по объёму, сколько по структуре), всё более и более востребованными становятся умения высказать свою точку зрения на проблему, поднятую в тексте; работать в ситуации конфликтной информации и т.д.Сегодня главная задача учителя не только научить, но и показать, где и как могут быть применены полученные знания, повысить интерес учащихся к предмету, вывести их на уровень осмысления. * * СОЧИНЕНИЕ по РУССКОМУ ЯЗЫКУ Части сочинения,показывающие уровеньметапредметных навыков1. Вступление2. Второе доказательство3. Вывод Но есть ещё один вид контроля – сочинение на выпускном экзамене по русскому языку. Вот именно в этом виде работы и проверяется метапредметность читательской грамотности (уровень владения выпускником смыслового чтения).