Презентация на тему: «Компетентностный подход – путь повышения качества образования»
«Если вы не представляете, с какими ситуациями могут сталкиваться ваши ученики в будущем, учите их тому, что они могут применить в любых ситуациях».Р. Мартен 37 стран, средний балл которых статистически значимо выше среднего балла России Каких учебных заданий нам не хватает? содержащих большой объем как текстовой информации, так и информации в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков, схем;составленных на материале из разных предметных областей, для выполнения которых надо интегрировать разные знания и использовать общеучебные умения;требующих привлечения дополнительной информации или, напротив, содержащих избыточную информацию и «лишние данные»;комплексных и структурированных заданий, состоящих из нескольких взаимосвязанных вопросов. ?????????????????????????????
Повод к размышлению … Более эффективными школами России (по результатам исследований PISA и TIMSS являются:Более крупные образовательные учреждения с хорошей материальной базой,c укомплектованным штатом учителей,c хорошими образовательными ресурсами (библиотекой, лабораторным оборудованием, компьютерами и т.д.),больше учителей, удовлетворенных своей работойбольше мотивированных учащихсядоброжелательные отношения между учащимися и учителямивысокие требования к учащимсяхорошая дисциплина ученики верят в собственные силы и способности и владеют эффективными стратегиями обучения Вывод: Российские школьники Компетенция С.Е. Шишов, В.А. Кальней Школа: мониторинг качества образования. – М., 2000. – стр. 73-74 общая способность, основанная на знаниях, опыте ценностях, склонностях, которые приобретены благодаря обучению это отчужденное, заранее заданное социальное требование (норма) к образовательной подготовке ученика, необходимой для его эффективной продуктивной деятельности в определенной сфере. В.В. Краевский, А.В. Хуторской Основы обучения. Дидактика и методика. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 135 с. Компетентность готовность к осуществлению практических деятельностей, требующих наличия понятийной системы и, следовательно, понимания, соответствующего типа мышления, позволяющего оперативно решать возникающие проблемы и задачи Образовательный процесс в начальной, основной и старшей школе: Рекомендации по организации опытно-экспериментальной работы. – М., 2001. – стр.231 компетентность – это характеристика, даваемая человеку в результате оценки эффективности/результативности его действий, направленных на разрешение определенного круга значимых для данного сообщества задач/проблем. Компетенции и компетентностный подход в современном образовании // Серия: «Оценка качества образования» / Отв. редактор Курнешова Л.Е. – М.: Московский центр качества образования, 2008. – 96 с. Компетентный – осведомлённый, авторитетный в какой-либо области (Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова).Компетентный – знающий, сведущий в определённой области, имеющий право по своим знаниям или полномочиям делать или решать что-либо, судить о чём-либо (Краткий словарь иностранных слов М.,1952). В чем разница? знания в определенной области умения действовать в рамках этой компетенции Компетенция – это Компетентность – это Компетентность = знаю + умею + хочу + делаю. Быть компетентным означает способность (умение) «мобилизировать» в данной ситуации полученные знания и опыт. Ключевые компетенции это важные специфические компетенции, которые используются в различных сферах и служат залогом жизненного успеха и эффективного функционирования общества» [7]. Определение и отбор компетенций (DeSeCo): теоретические основания. Стратегический доклад. http://www.ippd.univers.krasu.ru/bibl/pedagog_razvitie/p10_o001.doc Выводы: 1. Ключевые компетенции представляют собой различные универсальные средства, инструменты (способы, методы, приемы) достижения человеком значимых для него целей (результатов). 2. Ключевыми компетенциями в той или иной степени должен овладеть каждый член общества. 3. Ключевые компетенции позволяют человеку достигать результатов в неопределенных, проблемных ситуациях, для разрешения которых никогда нет полного комплекта наработанных средств. 4. Определение и отбор ключевых компетенций осуществляется на основе социологических исследований и общественного обсуждения и зависит от того, какие способности и качества человека являются ценными в данное время, в данном обществе. 5. Компетенции проявляются и приобретаются человеком в деятельности, имеющей для него ценность. Ключевые компетенции отечественного образования Ценностно – смысловые компетенцииОбщекультурные компетенцииУчебно-познавательные компетенцииИнформационные компетенцииКоммуникативные компетенцииСоциально-трудовые компетенцииКомпетенции личностного самосовершенствования Учебно-познавательные компетенции: • ставить цель и организовывать её достижение, уметь пояснить свою цель; • организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно-познавательной деятельности;• задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме; • выдвигать гипотезы; выбирать условия проведения наблюдения или опыта, описывать результаты, формулировать выводы;• выступать устно и письменно о результатах своего исследования; Коммуникативные компетенции: • уметь представить себя устно и письменно, написать анкету, письмо, поздравление;• уметь представлять свой класс, школу, страну;• владеть способами взаимодействия с окружающими людьми; выступать с устным сообщением, уметь задать вопрос, корректно вести учебный диалог;• владеть разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо);• владеть способами совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуациях общения; умениями искать и находить компромиссы; Информационные компетенции: • владеть навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, Интернет;• самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее;• ориентироваться в информационных потоках, уметь выделять в них главное и необходимое; • овладеть навыками использования информационных устройств;• применять для решения учебных задач информационные и телекоммуникационные технологии: аудио и видеозапись, электронную почту, Интернет. Что же такое компетентностный подход? Это организация такого процесса обучения, который имеет своей основной целью и результатом формирование ключевых компетентностей.При этом подходе ключевые компетентности рассматриваются в учебном процессе как образовательные результаты. Принципы реализации компетентностного подхода компетентность — это деятельностная категория, т. е. проявляется только в определенной деятельности;компетентность не сводится к знаниям или навыкам, но включает их в себя;для определения компетентности большое значение имеет контекст, т. е. человек, компетентный в одном виде деятельности, может быть некомпетентным в другом;для проявления компетентности большое значение имеет значимость (субъективная ценность, личный опыт) для индивида поставленных задач, его заинтересованность в решении проблемы. Технологии и методы, используемые в НАЧАЛЬНОЙ школе -игровые технологии;-развивающее обучение;-проблемное обучение;-разноуровневое обучение;-обучение в сотрудничестве;-личностно-ориентированное обучение;-исследовательские методы в обучении;-проектные методы обучения;-информационно-коммуникативные технологии. Технологии и методы, используемые в НАЧАЛЬНОЙ школе Технология проблемного обученияТехнология критического мышленияМетод проектаИсследовательские методы Игровые формы (кластеры, фишбоун,ромашка Блюма, зиг-заг)Кейс-стади Компетентностно-ориентированные задания Требования к компетентностно-ориентрированным заданиям Контекст «жизненность тематики»Содержательная принадлежность (тема, раздел)Деятельностный компонент.Модельный ответ.пример формулировки правильного ответа;другие формулировки правильного ответа;примеры ответов, которые частично верны;оценочные баллы (указание количества баллов за верный или частично верный ответ). Как узнать компетентностно-ориентированное задание? Во-первых, это деятельностное задание; Во-вторых, оно моделирует практическую, жизненную ситуацию; В третьих, оно строится на актуальном для учащихся материале; В-четвёртых, его структура задаётся следующими элементами: Стимул (погружает в контекст задания и мотивирует на его выполнение) Задачная формулировка (точно указывает на деятельность учащегося, необходимую для выполнения задания) Источник (содержит информацию, необходимую для успешной деятельности учащегося по выполнению задания) Инструмент проверки (задаёт способы и критерии оценивания результата) Преамбула: Вакцинация – важная мера для профилактики инфекций. Осенью в школе проводилась плановая иммунизация учеников вакциной против гриппа. Петя не согласился ставить прививку, сославшись на то, что с утра чувствует недомогание. Задания: Объясните, правильно ли поступил Петя, отказавшись от такой важной профилактической процедуры? Обсудите в группе понятия отражающие виды иммунитета. Сделайте вывод о том, в каких случаях необходимо вводить сыворотку, а в каких – вакцину и почему? Сообщив врачу о том, что чувствует недомогание и, отказавшись от прививки, Петя поступил правильно, так как вакцина содержит ослабленный токсин, не опасный для здорового организма. Не исключено, что при недомогании в организме уже может быть возбудитель болезни, и вакцина может только усилить болезнь, лучше воздержаться от прививки, отложив ее до выздоровления. Вакцина вводится только здоровому человеку тогда, когда необходимо создать длительный иммунитет для профилактики. Если человек болен, вводят сыворотку, так как иммунитет нестойкий, но развивается сразу и сыворотка может вылечить больного. 3 балла – ответ не содержит биологических ошибок и включает все перечисленные элементы ответа.2 балла – ответ включает два из названных элементов или включает три элемента, но содержит негрубые биологические ошибки. 1 балл - ответ включает один из названных элементов и не содержит биологических ошибок или включает два элемента, но содержит негрубые биологические ошибки. 0 баллов - ответ включает один любой из названных элементов и содержит негрубые биологические ошибки или ответ неправильный. Индикаторы для оценки сформированности компетенций развитие навыков анализа и критического мышления;соединение теории и практики;представление примеров принимаемых управленческих решений;представление примеров последствий принимаемых решений;демонстрация различных позиций и точек зрения Требования к уровню сформированности ключевых компетентностей учащихся Уровень I Уровень II Уровень III Уровень IV соблюдает нормы речи в простом высказывании,соблюдает нормы изложения простого текста,работает с вопросами на уточнение,соблюдает процедуру при работе в группе. соблюдает нормы речи в сложном высказывании,соблюдает нормы изложения сложного текста,работает с вопросами на понимание,взаимодействует с членами группы, договорившись о процедуре. использует невербальные средства воздействия на аудиторию,определяет цель и адекватную форму письменных коммуникаций,работает с вопросами в развитие темы,совместно с членами группы получает результат взаимодействия использует риторические и логические приемы,определяет средства письменной коммуникации, адекватные цели,работает с вопросами на дискредитацию,успешно справляется с кризисами взаимодействия совместно с членами группы. Логика реализации компетентностного подхода в педагогической деятельности учителя: Результаты, использования технологии проблемного обучения 1. Осознание детьми характера своей умственной деятельности;2. формирование у них умений творчески мыслить, выдвигать и проверять гипотезы;3. активное вовлечение большинства учащихся в процесс решения проблем. Кейс-стади метод анализа конкретных ситуаций. Для организации обучения используются описания конкретных ситуаций (от английского «case» – случай). учащимся предлагают осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. При этом сама проблема не имеет однозначных решений. Проектное обучение Проблема (исследовательская или практическая);План работы;Поиск информации;Наличие продукта (результат всей работы);Презентация продукта. Индикаторы для оценки сформированности компетенций Оценка целеполаганияОценка формулировки проблемыОпределение планаОпределение результативности проектаПубличная защита проектаДеятельность по внедрениюЭкспертиза проектов, разработанных другими Активные методы ИграТренинги ИКТДистантанционное обучение