Система оценки планируемых результатов освоения ООП ООО. Теория и практика (пезентация)


Система оценки планируемых результатов освоения ООП ООО. Теория и практика Педагогический марафон 21.02.2014г. Бердышева Елена Геннадьевна, зам. директора по УВР Главным смыслом введения федеральных государственных образовательных стандартов «второго поколения» (ФГОС) является создание условий для решения стратегической задачи развития российского образования – повышение качества образования, достижение новых образовательных результатов. Нормативно-правовые документы, обеспечивающих введение ФГОС Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ 2об образовании в Российской Федерации»;Приказ Минобрнауки РФ от 17 декабря 2010 г. №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;Приказ Минобрнауки РФ от 28 декабря 2009 г. №2106 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников»;Приказ Минобрнауки РФ от 23 июля 2013 г. №611 «Об утверждении формирования и функционирования инновационной структуры в системе образования»;письмо Минобрнауки РФ от 19 апреля 2011 г. №03-255 «О введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;письмо Федеральной службы по надзору в сфере образовании и науки от 16 июля 2012 г. №05-2680 «Методические рекомендации по организации и проведению федерального государственного контроля качества образования». Функции системы оценки:достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования;обеспечение эффективной обратной связи, позволяющей осуществлять управление образовательным процессом. Цель системы оценки:1.оценка образовательных достижений учащихся (с целью итоговой оценки);2.оценка результатов деятельности образовательных учреждений и педагогических кадров (соответственно с целью аккредитации и аттестации). Структура планируемых результатов 1.Ведущие целевые установки и основные ожидаемые результаты основного общего образования – это блок результатов, отражающий такие общие цели образования, как формирование ценностно-смысловых установок, развитие интереса, целенаправленное формирование и развитие познавательных потребностей и способностей, обучающихся средствами различных предметов. 2. Планируемые результаты освоения учебных междисциплинарных программ, которые приводятся в блоках «Выпускник научится» и «Выпускник получит возможность научиться» к каждому разделу учебной программы. Они описывают примерный круг учебно-познавательных и учебно-практических задач. Конечным образовательным результатом будут:личностные,метапредметные,предметные результаты. В результате изучения всех без исключения предметов у учащихся будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться. Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования включает в себя две согласованные между собой системы оценок:- внешнюю оценку (оценка, осуществляемая внешними по отношению к школе службами);- внутреннюю оценку (оценка, осуществляемая самой школой – обучающимися, педагогами, администрацией) и направленная на обеспечение выполнения ООП ООО. Среди отличительных особенностей предлагаемой системы оценки следует особо выделить:• комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования);• использование планируемых результатов освоения основных образовательных программ в качестве содержательной и критериальной базы оценки;• оценка успешности освоения содержания отдельных учебных предметов на основе системнодеятельностного подхода, проявляющегося в способности к выполнению учебно-практических и учебно-познавательных задач; • оценка динамики образовательных достижений учащихся;• сочетание внешней и внутренней оценки как механизма обеспечения качества образования;• использование персонифицированных процедур в целях итоговой оценки и аттестации обучающихся и неперсонифицированных процедур в целях оценки состояния и тенденций развития системы образования, а также в иных аттестационных целях;• уровневый подход к разработке планируемых результатов, инструментария и представлению данных; • использование накопительной системы оценивания (портфолио), характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений;• использование наряду со стандартизированными письменными или устными работами таких методов оценки, как проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения и др.;• использование контекстной информации об условиях и особенностях реализации образовательных программ при интерпретации результатов педагогических измерений. Принципы оцениванияПринцип 1Цель оценивания не в определении, кто лучше, а кто хуже, а в создании условий для достижения учащимися наивысших результатов. Принцип 2Оцениваемый и оценивающий должны заранее знать условия и критерии оценивания, которые должны быть предельно ясными для того и другого. Принцип 3Условия и критерии оценивания должны быть достаточно многообразны, чтобы получить наиболее объективную информацию о состоянии развития ребенка, достижении им ранее запланированных результатовПринцип 4Важнейший этап процедуры оценивания: обратная связь между оценивающим и оцениваемым. Не только учитель, но и ребенок должен представлять себе то, над чем ему необходимо работать в ближайшее время. Принцип 5Оценивая ту или иную свою способность знать, понимать или делать что-то, поступать соответствующим образом, ребенок должен всегда иметь перед собой ролевую модель. КРИТЕРИАЛЬНО-УРОВНЕВОЕ ОЦЕНИВАНИЕ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ Существуют три основных подхода в оценке образовательных достижений учащихся: критериально-ориентированный, позволяющий оценить, насколько учащиеся достигли заданного уровня знаний, умений и отношений. Результат будет показывать, соответствует ли уровень достижений данного ученика требованиям стандарта или другим критериям. При данном подходе результаты могут интерпретироваться двумя способами: в первом случае делается вывод о том, освоен или не освоен проверяемый материал (достиг стандарта или нет), во втором — дается уровень или процент освоения проверяемого материала (на каком уровне освоен стандарт или какой процент из всех требований стандарта усвоен). ориентированный на индивидуальные нормы конкретного ученика, реального уровня его развития в данный момент времени. Результатом оценки в этом случае является темп усвоения и объем усвоенного материала по сравнению с его начальным стартовым уровнем. нормативно-ориентированный, нацеленный на статистические нормы, определяемые для данной совокупности учащихся. Учебные достижения отдельного ученика интерпретируются в зависимости от достижений всей совокупности учащихся, выше или ниже среднего показателя — нормы. Происходит распределение учащихся по рангам. Органичное соединение трех вышеназванных подходов в оценке образовательных достижений школьников позволяет говорить о критериально-уровневом оценивании, который рассматривается как способ повышения качества обучения. Ориентация учащихся на различные требования к усвоению учебного материала определяет необходимость организации уровневого подхода, в основе которого лежит теория Л.С. Выготского о зоне ближайшего развития. Под уровневым подходом понимается совокупность методов, форм и средств обучения, организуемых с учетом индивидуальных особенностей учащихся на основе выделения разных уровней усвоения знаний при овладении обязательным базовым уровнем подготовки. Уровневый подход к усвоению учебной программы позволяет: проводить обучение в соответствии с возможностями и способностями каждого ученика; осуществлять работу с различными группами детей; выделять 2 уровня учебных достижений: базовый и повышенный.  Содержание уровневого подхода к оценке учебных достижений учащихся заключается в следующем: - оценка должна отражать педагогические цели (то есть ожидаемые результаты в соответствии с образовательными компетенциями); - ориентиром для определения педагогических целей в каждом конкретном случае является таксономия, определяющая цели в познавательной и других сферах развития; - приоритетным способом проведения оценки является стандартизированное тестирование, которое должно быть направлено на оценку того, что необходимо определить у ученика; - компьютерное тестирование должно стать альтернативой письменных контрольных работ;- оценка учебных достижений должна быть основана на критериях достижений целей обучения;  - промежуточное оценивание осуществляется в ходе процесса обучения с целью положительного воздействия на развитие учащихся;- дифференцированный подход к оценке уровня знаний предполагает приспособление оценки к уровню развития каждого ученика; - адекватность оценки обеспечивается за счет соответствия индивидуальной образовательной программы уровню развития ученика; - в специальном обучении широкое применение должны получить портфолио как эффективный способ оценки учебных достижений. Таким образом, в условиях уровневого подхода особенность оценки заключается в ярко выраженном соответствии уровню усвоения учебной программы, отражающему тот или иной уровень развития ученика.  Необходимый уровень (базовый) – решение типовой задачи; Повышенный уровень – решение нестандартной задачи;Максимальный (необязательный) уровень («превосходно») Критерии оценивания – по признакам трёх уровней успешности. Компетенции образовательного учрежденияосуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, установление их форм, периодичности и порядка проведения;- индивидуальный учет результатов освоения обучающимися образовательных программ;- проведение самообследования, обеспечение функционирования внутренней системы оценки качества образования: -разработка и утверждение (по согласованию с учредителем) программы развития (ст.28,ФЗ-273) Образовательная организация принимает локальные нормативные акты по основным вопросам, в том числе регламентирующие формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся (Ст.30, ФЗ- 273) педагогические работники имеют право выбора и использования педагогически обоснованных форм, методов, способ и приемов обучения и воспитания, в том числе рабочих программ, отдельных учебных курсов, предметов. (ст.47, ФЗ-273). Одна из первоочередных задач при введении ФГОС в основной школе:разработка Системы оценки основной школы;разработка Положения о системе оценивания знаний обучающихся 5-9 классов. В связи с этим возникают следующие вопросы. Вопрос 1: сколько же на самом деле уровней и чем они отличаются?Вопрос 2: как перевести уровни в отметки, если уровня 3, а отметок 5 (4 – без единицы)?Вопрос 3: как сохранить преемственность между начальным и средним звеном школы в условиях использования новой системы оценки? Литература "Диагностика учебной успешности в начальной школе" (Под ред. П.Г.Нежнова, И.Д.Фрумина, Б.И.Хасана, Б.Д.Эльконина.- М.: Открытый институт «Развивающее образование», 2009)Итоговая аттестация выпускников начальной школы. Комплексная работа / [В. Ю. Баранова, М. Ю. Демидова, Г. С. Ковалёва и др.]; под ред. Г. С. Ковалёвой. — М.: Просвещение, 2011.«Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе» (Москва, Просвещение, 2011 – под редакцией Г.С. Ковалёвой, О.Б. Логиновой)Планируемые результаты начального общего образования (Москва, Просвещение, 2011 - под редакцией Г.С. Ковалёвой, О.Б. Логиновой)Система оценки планируемых результатов освоения программы начального образования (standart.edu.ru›attachment.aspx?id=145 ) Система оценки ОС «Школа 2100»СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Общий итог работы учащихся и его общая оценка за учебный год складывается:1)из выполненных всех тематических и итоговых работ, количество которых определяется количеством учебных тем (блоков) – это демонстрация базового уровня знаний, умений (применение в стандартных ситуациях).2)из результата выполнения итоговой работы (проекта), которая должна показать возможность учащихся выходить за пределы одного предмета, умение интегрировать полученные знания, действовать в нестандартных ситуациях (продвинутый уровень обучения).3)из представленного «портфеля» ученика (рефлексивно-творческий уровень обучения). Все эти средства, формы и методы должны обеспечить самое главное – комплексную оценку результатов. Иными словами, не отдельные отметки по отдельным предметам, а общая характеристика всего приобретённого учеником – его личностные, метапредметные и предметные результаты. Планируемые результаты профессиональной деятельности педагогических работников в условиях ФГОС В.П.Шадриков, И.В.Кузнецова «Методика уровня квалификации педагогических работников» Таким образом, система оценки:имеет комплексный подходпозволяет оценить способность к выполнению учебно-практических и учебно-познавательных задачсочетает внешнюю и внутреннюю оценкиимеет уровневый подход к разработки планируемых результатовнакопительная система оценивания (портфель)