Мастер — класс для учителей и учащихся Методика подготовки к выполнению заданий ЕГЭ по обществознанию


Пишем эссе вместе От теории к практике Что такое эссе? ЭССЕ Лат. exagium - взвешивание Фр. assaiопыт, проба, попытка,набросок, очерк Эссе – это прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, трактующее частную тему и представляющее попытку передать индивидуальные впечатления и соображения, так или иначе с нею связанные.(Краткая литературная энциклопедия) Эссе – это жанр философской, литературно-критической, историко – биографической, публицистической прозы, сочетающий подчеркнуто индивидуальную позицию автора с непринужденным, часто парадоксальным изложением, ориентированным на разговорную речь.(Большой энциклопедический словарь) Требования к эссе: Эссе должно восприниматься как единое целое, идея должна быть ясной и понятной.Эссе не должно содержать ничего лишнего, должно включать только ту информацию, которая необходима для раскрытия вашей позиции, идеи.Эссе должно содержать убедительную аргументацию заявленной по проблеме позиции.Эссе должно показывать, что его автор знает и осмысленно использует различные теоретические понятия, термины; привлекает для аргументации разные мнения, позиции; раскрывает различные аспекты данной проблемы, альтернативные пути ее решения.Эссе должно иметь грамотное композиционное построение, быть логичным, четким по структуре. Чего следует избегать при написании эссе: Непонимания сути заявленной темы.Отсутствия структурированности в изложении.Неумения придерживаться ответа на основной вопрос (пространных отвлечений от темы). Использования риторики (утверждений) вместо аргументации (доказательств).Небрежного оперирования данными, включая чрезмерное обобщение.Слишком  обширной  описательной части, не подкрепленной аналитическим материалом.Изложения других точек зрения без ссылок на авторов данных идей и без высказывания собственной позиции.Повторов без необходимости. Как готовить к эссе? 1. Обучение  развернутому ответу с элементами аргументации с использованием  приема незаконченного предложения»: «Я считаю (я думаю, я уверен), что..., так как (потому что, в связи с тем, что)……..»2. Введение понятий «тезис», «аргумент». Необходимо правильно преподнести данные понятия, которые будут заучены осмысленно.3. Обучение подбору аргументов в поддержку и опровержение какого-либо положения, позиции с использованием  изученных обществоведческих понятий и терминов.4. Обучение приемам аргументации собственной позиции в ходе ведения учебных дискуссий. Ученик обучается выражать своё собственное мнение  по поводу конкретной ситуации и строить доказательство в его защиту (уроки - диспуты, дискуссии, круглые столы, семинары, конференции) Как готовить к эссе в школе? В контексте ФГОС метапредметные  результаты  образовательной  деятельности -   способы  деятельности,  применимые  как  в  рамках  образовательного  процесса, так  и  при  решении  проблем  в  реальных  жизненных  ситуациях,  освоенные обучающимися  на  базе  одного,  нескольких  или  всех  учебных  предметов  Как готовить к эссе в школе? При написании эссе универсальный  характер  учебных  действий  проявляется  в  том,  что  они  носят  надпредметный,  метапредметный  характер,  обеспечивают  целостность общекультурного  личностного  и познавательного  развития  и  саморазвития  ребенка Как готовить к эссе в школе? Обществознание + литература Подумай и объясни, какой смысл вложил в слово «урок» А.С. Пушкин в своей фразе : «Сказка ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок!»(Обществознание. 6 кл./под ред. Л.Н. Боголюбова, Н.Ф. Виноградова; М.: Просвещение, 2011. С 112) 36.1 Философия «Все наши теории – это не что иное, как обобщение опыта, наблюдаемых фактов» (В.А. Амбарцумян)36.2 Экономика «Спрос и предложение – это процесс взаимного приспособления и координации» (П.Т. Хейне)36.3 Социология, социальная психология «Начало личности наступает намного позже, чем начало индивида» (Б.Г. Ананьев)36.4 Политология «"Разделяй и властвуй" – мудрое правило, но "объединяй и направляй" ещё лучше» (И.В. Гёте)36.5 Правоведение «Закон не знает сословных преступлений, не знает различий по кругу лиц, в среде коих совершается его нарушение. Он ко всем равно строг и равно милостив» (А.Ф. Кони) Оценка эссе по обществознанию Критерий К1. Раскрытие смысла высказывания Если К1=О, то дальше работа не проверяется! Критерий К2. Характер и уровень теоретической аргументации. Критерий К3. Качество фактической аргументации.