УЧЕБНЫЙ ПРОЕКТ НА ТЕМУ: «ДИПЛОМНЫЙ ПРОЕКТ, КАК СРЕДСТВО ДЕМОНСТРАЦИИ ПВК СПЕЦИАЛИСТА»


УЧЕБНЫЙ ПРОЕКТ НА ТЕМУ: «ДИПЛОМНЫЙ ПРОЕКТ, КАК СРЕДСТВО ДЕМОНСТРАЦИИ ПВК СПЕЦИАЛИСТА»АВТОРЫ ПРОЕКТА: Волгунова Елена АндреевнаНевзорова Наталья АлександровнаТяпкина Ирина ФёдоровнаГБПОУ БТТ & ГБПОУ ПАМТ им. И.И. Лепсе2016гПроектная деятельность – это процесс «выращивания новейших форм общности педагогической общественности и учащихся, нового содержания и технологий образования, способов и технологий деятельности и мышления» В.А. БОЛОТОВ ФОРМУЛИРОВКА ПРОБЛЕМЫ, ОПИСАНИЕ ПРОБЛЕМЫПРОБЛЕМА: отсутствие межпредметных связей при изучении дисциплин снижает мотивацию студентов при выполнении ДП по специальности «Информационные системы»ОПИСАНИЕ ПРОБЛЕМЫ: анализ работы студентов с дипломными проектами за последние годы позволяет сделать вывод о том, что уровень овладения обучающимися ПВК на специальности «Информационные системы» достаточно низок. К тому же при выполнении ДП студенты не могут определить факторы, влияющие на получение экономического эффекта от внедрения проектируемой информационной системы. Данный проект позволит настроить обучающихся на серьезное отношение к выполнению ДП, повысить мотивацию при изучении дисциплин, качество ДП и ответственность студентов, даст возможность общения с квалифицированными специалистами и работодателями, позволит приобрести навыки работы в группе. ТИПЫ УЧЕБНОГО ПРОЕКТАВарианты интеграции типов учебных проектовОбоснование интеграцииТип (типы) учебного проекта в соответствии с проблемойИнформационныйисследовательскийПроведение исследования на основе систематизации и анализа информации Исследовательский практико-ориентированныйИнформационныйтворческийВыполнение творческой работы (задания) на основе сбора информацииИнформационныйпрактико-ориентированныйПредставление результата анализа и обобщения информацииИсследовательский практико-ориентированныйПредставление результата на основании проведенного исследования (в виде методики реализации межпредметных связей) ЦЕЛЬ УЧЕБНОГО ПРОЕКТА{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Цель проектаНазначениеКогнитивнаяформулирование аргументированных выводов, приведение доказательств, статистическая обработка полученных опытных данных.Креативная разработка методического пособия на основе систематизации и обобщения данныхОргдеятельностная развитие коммуникативной и рефлексивной культуры Выбор проблемной ситуации; Определение типов учебного проекта; Постановка цели учебного проекта; Определение темы проекта; Классификация проекта по различным основаниям; Организация деятельности студентов; Поиск необходимой информации для проекта;Исследование проблемы;Сбор и обработка данных, Получение результата; Сравнение планируемых и реальных результатов, обобщение, выводы;Анализ успехов и ошибок, поиск способов коррекции ошибок, исправление проекта в соответствии с реальным состоянием дел: интерпретация результатов, выбор формы презентации (представления) результатов;Защита проекта; Коллективное обсуждение результата проекта, самооценка деятельности ЗАДАЧИ УЧЕБНОГО ПРОЕКТА {21E4AEA4-8DFA-4A89-87EB-49C32662AFE0}КРИТЕРИЙХАРАКТЕРИСТИКАПо области примененияОрганизационный проектПо предмету трудаЧеловек – человекПо сфере примененияОбразовательная организация По интересамПрофессионально – трудовыеПо материальному воплощениюКомплексныеПо организации проектной деятельности ГрупповыеПо организации проектной деятельностиИнтегрированные (межпредметные)По уровню творчестваРепродуктивныеПо продолжительности выполненияДолгосрочные (30 – 35 часов)КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОЕКТА ПО РАЗЛИЧНЫМ КРИТЕРИЯМ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗРАБОТКИ ПРОЕКТА{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Этапы разработки учебного проекта Временной интервал, час.Подготовительный2-3Проектировочный4-5Аналитический14-16Контрольно-корректировочный8Заключительный2-3 ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗРАБОТКИ ПРОЕКТАПодготовительныйДеятельность студентов: коллективное обсуждение проблемы; распределение ролей и функций участников проектировочной группы. Формулировка темы, цели, результата.Результат: сформулированная тема, цель, результат, роли и функции участников проектировочной группы на основе коллективного обсуждения проблемыПроектировочныйДеятельность студентов: разработка плана-схемы, распределение обязанностей по выполнению заданий; построение конкретного плана деятельности.Результат: технологическая карта учебного проекта. Проспект проекта в виде календарного плана.АналитическийДеятельность студентов: Самостоятельная обработка и обобщение информации, выводы.Результат: паспорт проекта, новые рабочие программы, сборник практических заданийКонтрольно-корректировочныйДеятельность студентов: участие в семинарах, посещение дополнительных занятий, открытых защит, участие в кружке, общение с выпускниками, работодателями и студентами других ОУ. участие в конкурсе проектов.Результат: семинар, экскурсии, открытые защиты, скорректированные учебно-методические материалыЗаключительныйДеятельность студентов: Самооценка деятельности на основе критериальной базы.Результат: защита проекта в соответствии с выбранной формой (устная защита с применением мультимедийной презентации). SWOT-АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫВнутренние факторыСильные стороныСлабые стороны В основе принятия решений участниками лежит больший объем знаний и компетенций; Решение проблемы учебного проекта подвергается большей проработке; Взаимное обучение участников; Результаты анализа допущенных студентами ошибок при выполнении и защите ДП; Устойчивые навыки проектирования информационных систем; Устойчивые навыки проведения расчетов по заданному алгоритму. Преподаватели не учитывают специализацию студентов при проектировании содержания программ; Преподавателем экономики не учтена специализация студентов при выполнении практических работ и курсовой работы по дисциплине; Отсутствие у студентов навыков определения факторов, влияющих на результат проекта.Внешние факторыВозможностиУгрозы Привлечение в качестве экспертов из числа работодателей и специалистов в области информационных систем и экономики; Организация встречи с выпускниками по специальности «Информационные системы». Необдуманное использование интернет-источников (плагиат): Некачественно выполненные дипломные работы. МЕРОПРИЯТИЯПосле проведения корректировочного этапа результатом явилось то, что слабые стороны проекта нивелировались и угрозы ликвидировались за счет сильных сторон и возможностей.Для повышения эффективности проекта были разработаны следующие дополнительные мероприятия: {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}МЕРОПРИЯТИЯ, УЧИТЫВАЮЩИЕ СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫПосещение проектировочной группой открытых защит по ДП, КП и т.д.Организация семинара «Самооценка деятельности групп в рамках проекта»Проведение заседаний методического совета «Реализация межпредметных связей»Создание рабочей группы по анализу результатов проведённых защит ДП и КПОрганизация кружка «НЕТ ПЛАГИАТУ!» {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}МЕРОПРИЯТИЯ, УЧИТЫВАЮЩИЕ ВОЗМОЖНОСТИВстреча с выпускниками по специальности «Информационные системы»Посещение проектировочной группой открытых защит по ДП, КП в других ОУОбмен опытом с преподавателями и студентами других ОУКонсультации со специалистами в области информационных систем и экономикиПроведение экспертизы материалов проекта работодателями и специалистами в области информационных систем и экономикиРазработка экспертных матриц для оценки дипломных проектахМЕРОПРИЯТИЯ ЗАИНТЕРЕСОВАННЫЕ СТОРОНЫ ПРОЕКТАЗаинтересованные стороныВ чем они заинтересованы?Как их можно использовать?СтудентыПолучение знаний и навыков в соответствии со своей специализацией. Всесторонняя подготовка к ДП. Презентация перед работодателями.Участие в семинарах, посещение дополнительных занятий, открытых защит, участие в кружке, общение с выпускниками, работодателями и студентами других ОУ. Участие в конкурсе проектовПреподавателиОрганизовать реализацию межпредметных связей. Качественно подготовить студентов к выполнению ДПСоставление, корректировка учебно-методической документации. Организация мероприятийАдминистрация ОУВ качественной подготовке специалистов. В достижении высоких показателей качества защиты ДПИздание методического пособия. Организация экскурсий на предприятия. ОУ. Участие в конкурсе проектовРаботодателиВ высококвалифицированных кадрахВ качестве экспертов при проведении защит и оценке результата проекта. Проведение экскурсий на предприятия.Другие образовательные учрежденияСоздание положительного имиджа ОУ. В обмене опытом.В качестве экспертов при проведении защит и оценке результата проекта. В качестве консультантов при выполнении проектаРодителиВ успешном окончании обучения и трудоустройстве своих детей Проведение воспитательной работы и контроля за студентами. РЕЗУЛЬТАТ ПРОЕКТА И ФОРМА ЕГО ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}РЕЗУЛЬТАТ ПРОЕКТА:Методическое пособие: «Реализация межпредметных связей при дипломном проектировании»ФОРМА ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТА:Устная защита с использованием мультимедийной презентации ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОЕКТАОценка учебного проекта осуществляется командой экспертов, состоящей из преподавателей, представителей администрации, работодателей и специалистов в области информационных систем и экономики. При оценке проекта используется метод модерации.В качестве критериев используются следующие характеристики оценки учебного проекта: научность представления содержания и результатов проектной деятельности, доступность и практикоориентированность, эстетика оформления и культура представления, регламент представления проекта. Все характеристики представления учебного проекта оцениваются одним баллом от 0 до 5.Суммирование выглядит следующим образом: 20 баллов – «отлично»; 18-15 баллов – «хорошо»; 14-11 баллов – «удовлетворительно»; менее 10 баллов – «неудовлетворительно». СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ1. В.Н. ФРОЛОВА, Л.Н. ШИЛОВА - УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ «УЧЕБНЫЙ ПРОЕКТ КАК ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ ВОЗМОЖНОСТЕЙСТУДЕНТОВ» - ГБОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования» Кафедра теории и методики профессионального образования, 2016 г. ЗА ВНИМАНИЕ, УВАЖАЕМЫЕ КОЛЛЕГИ!