Презентация по истории на тему Искусство Франции XVII века (7 класс)


Искусство Франции XVII века: архитектура, живопись. План 1. Историко-культурная ситуация Франции XVII в. А) Политическая, экономическая и религиозная ситуация во Франции XVII в.; Б) Основные достижения в области философии, науки, техники и художественной культуры; В) Своеобразие архитектуры Франции II половины XVII в.;2. Архитектура Франции XVII в.3. Общая характеристика французской школы живописи XVIII в.: художественные традиции и стилевая определенность.А) Своеобразие творчества французских мастеров демократического направления (Жак Калло, Жорж де ла Тур, Луи Ленен).Б) Творчества французских мастеров классицистического направления (Клод Лоррен).В) Особенности творчества французских мастеров придворного направления (Симон Вуэ, Шарль Лебрен) Историческая ситуация во Франции в 17 в. В XVII столетии во Франции установилась особая форма государственного устройства - абсолютизм. Знаменитая фраза короля Людовика XIV (1643—1715 гг.) «Государство — это я» имела под собой весомое основание: преданность монарху считалась верхом патриотизма.Королевской власти подчинялась и религиозная жизнь страны. Католическая церковь во Франции стремилась быть независимой от Папы Римского и во многих вопросах действовала самостоятельно. Идейные истоки развития культуры во Франции Сложилось новое философское направление — рационализм (от лат. rationalis — «разумный»), которое признавало основой познания разум человека. «Я мыслю, следовательно, я существую», — утверждал один из основоположников этого учения Рене Декарт (1596—1650). Именно способность человека мыслить, по мнению философов, возвышала его, превращала в подлинные образ и подобие Божие.На основе этих представлений сформировался новый стиль в искусстве — классицизм. Название «классицизм» (оплат. classicus — «образцовый») можно буквально перевести как «основанный на классике», т. е. произведениях искусства, которые признаны образцами совершенства, идеалом — как художественным, так и нравственным. Архитектура Франции В первой половине XVII в. столица Франции постепенно превратилась из города-крепости в город-резиденцию. Облик городов теперь определяли не крепостные стены и замки, а дворцы, парки, регулярная система улиц и площадей. Вершиной развития нового направления в архитектуре стал Версаль — грандиозная парадная резиденция французских королей недалеко от Парижа. Версаль. Луи Лево,Жюль Ардуэн-Мансар,Андре Ленотр.1669—1685 гг Значение Версаля Главная идея парка — создать особый мир, где всё подчинено стро­гим законам. Не случайно многие считают Версаль блестящим выражением французского национального характера, в котором за внешней лёгкостью и безукоризненным вкусом скрываются холодный рассудок, воля и целеустремлённость.Постепенно классицизм — стиль, обращённый к высшим духовным идеалам, стал провозглашать идеалы политические, а искусство из средства нравственного воспитания превратилось в средство идеологической пропаганды. Великолепие и роскошь Версаля поражали современников Жюль Ардуэн-Мансар.Вандомская площадь и колонна. 1685—1701 гг. Париж Жюль Ардуэн-Мансар.Собор Дома инвалидов. 1680—1706 гг. Париж. Клод Перро.Лувр. Восточный фасад. 1667—1673 гг. Париж. Преобразование Лувра Строительству главного, восточного фасада Лувра (1667—1673 гг.) — королевского дворца в Париже — придавалось столь важное значение, что проект для него выбирали по конкурсу. Среди участников были знаменитые мастера, но победу одержал никому неизвестный архитектор Клод Перро (1613—1688), так как именно его работа воплощала самые близкие французам идеи и настроения: строгость и торжественность, масштабность и предельную простоту Французская скульптура Во второй половине XVII в. класси­цизм стал официальным придвор­ным стилем, служившим прославле­нию монархии. От скульптуры, которая украшала дворцовые залы и парковые аллеи грандиозных коро­левских резиденций (и прежде всего Версаля), требовались не столь­ко классическая строгость и гармо­ничность, сколько торжественность и пышность. Мастера стремились к эффектным, выразительным ре­шениям, монументальным формам. И в этом им, несомненно, помогли традиции итальянского барокко, особенно творчество Лоренцо Бернини. Франсуа Жирардон.Аполлон и нимфы. 1666 г. Версаль Антуан Куазевокс.Принц Конде. 1686 г.Лувр, Париж. Антуан Куазевокс (1640—1720), как и Жирардон, много работал в Версале, оформляя зал Войны и Зеркальную галерею. В большом рельефе для зала Войны «Переход Людовика XIV через Рейн» (80-е гг.) мастер сделал В скульптурных портретах Куазевокса точные, психологически тонкие характеристики героев усиливаются приёмами барокко — неожиданными позами, свободными движениями, пышными одеяниями. Пьер Пюже.Александр Македонский и Диоген.Фрагменты. 1692 г. Лувр, Париж Живопись В начале XVII столетия основным центром развития живописи во Франции был не Париж, её столица, а восточная провинция Лотарингия и её главный город Нанси. ЛУИ ЛЕНЕН(между 1600 и 1610—1648) Луи Ленен писал в основном жанровые сцены из жизни крестьян. Его герои не приукрашены внешне, но исполнены благородства, достоинства и внутреннего покоя. Они живут в гармонии с Богом, окружающим миром и собой, проводя время в смиренном и кропотливом труде. Картины Ленена, продуманные и упорядоченные по композиции, строги по колориту, каждая мелкая деталь изображена тщательно. В попытках найти гармонию в жизни крестьян Ленен во многом предвосхитил идеи философа Жана Жака Руссо. В живописи XIX в. его творчество нашло продолжателя в лице Жана Франсуа Милле, прозванного современниками «художником-крестьянином». Луи Ленен. Семейство молочницы. 40-е гг. XVII в. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург. Жорж де Латур.Шулер. 1630—1640 гг. Лувр, Париж Никола Пуссен.Царство Флоры и Танкред и Эрминия. Мастер классицистического направления Клод Лоррен. Придворные живописцы ШАРЛЬ ЛЕБРЕН (1619—1690)В обширном наследии Шарля Лебрена прекрасно прослеживаются изменения, которые претерпевал французский классицизм.Получив звание первого живописца короля, Лебрен участвовал во всех официальных проектах, прежде всего в оформлении Большого дворца в Версале. Его росписи прославляли мощь французской монархии и величие Людовика XIV — Короля-Солнца. Конечно, нельзя отказать художнику в высоком уровне техники, но его мастерство только сильнее подчёркивает надуманность замысла, который сводится к заурядной придворной лести.Лебрен написал и множество портретов. Его заказчиками были в основном королевские министры и придворная аристократия. Шарль Лебрен. Портрет канцлера Пьера Сегье. 1661 г. Лувр, Париж. Заключение Постепенно в искусстве классицизма сложился комплекс норм, которые художники должны были соблюдать неукоснительно. Нормы эти были основаны на живописных традициях корифеев.Требовалось, чтобы сюжет произведения содержал серьёзную духовно-нравственную идею, способную благотворно воздействовать на человека. Согласно теории классицизма, такой сюжет можно было найти только в истории, мифологии или библейских текстах. Основными художественными ценностями при­знавались рисунок и композиция, не допускались резкие цветовые контрасты. Таким образом, творческие методы превратились в жёсткую систему правил, а процесс работы над картиной — в подражание. Неудивительно, что мастерство живописцев классицизма начало падать, и во второй половине XVII столетия во Франции не было уже ни одного значительного художника. Архитектура и скульптура плавно перетекли в рококо 18 века и развивались в рамках этого течения. Библиографический список Золотов Ю. К. Французский портрет XVII века, М., 1968.Калитина Н. Н. Встречи с искусством Франции, Л. — М., 1963.Лившиц Н. А. Французское искусство XV—XVIII веков. Очерки, Л., 1967.Прокофьев В. Французская живопись в музеях СССР. [Альбом], М., 1962.Фромантен Э. Старые мастера / Пер. с франц. Турчина В. С. — М.: Изобразительное искусство, 1996.