Презентация по теме Создание условий для формирования читательской компетенции младших школьников
Создание условий для формирования читательской компетенции младших школьниковВыполнила : Новосельская М.В.учитель начальных классовШаля2016 г.Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Шалинского городского округа «Шалинская средняя общеобразовательная школа № 90»
Книга – это духовное завещание одного поколения другому.Вся жизнь человечества последовательно оседала в книге: племена, государства исчезали, а книга оставалась… А.И.Герцен
Последнее время учителя и родители всё чаще высказывают свою озабоченность тем, что дети стали меньше читать, не хотят и не умеют работать с текстом, что книга уходит на задний план, уступая место компьютеру и телевизору. По исследованиям работников библиотек, 90% людей приходят в библиотеку за книгами, нужными для учёбы или работы. Такое прагматическое чтение даёт пищу уму, но не формирует систему нравственных и эстетических идеалов личности.
Нельзя позволить компьютерным играм, современным мультфильмам, комиксам полностью затмить художественную литературу в жизни детей. Центральное место в перечне ключевых компетентностей занимает читательская компетентность.
Читательская компетентность учащихся начальной школы - это сформированная у детей способность к целенаправленному индивидуальному осмыслению книг до чтения, по мере чтения и после чтения.Цель: Создание педагогических условий для формирования читательской компетентности младших школьников.
положительное отношение к самой читательской деятельности ("люблю читать") заинтересованность конкретными книгами , увлечение самим процессом чтения("хочу эти книги")стремление поделиться с другими радостью от общения с книгой ("хочу, чтобы другие об этой книге узнали") Читательская компетентность
Предмет анализа:эффективные методы и приёмы по формированию читательской компетентности учащихся в учебной и во внеклассной деятельности.
Гипотеза: формирование читательской компетентности идёт более успешно при систематическом использовании в учебном процессе и во внеклассной работе современных образовательных технологий, методов, приёмов и средств.
Задачи исследования: Изучить, выявить и внедрить в учебный и воспитательный процесс методы, приёмы и педагогические технологии, направленные на формирование читательской компетентности младших школьников.Разработать и организовать систему контроля уровня сформированности показателей читательской компетентности.С помощью диагностик, анкетирования, тестирований проследить динамику формирования читательской компетентности младших школьников. Проанализировать полученные результаты и образовательные достижения учащихся.
Планируемые результаты:повышение успеваемости и качества знаний по литературному чтению; совершенствование уровня сформированности техники чтения; положительная динамика мотивации чтения; раскрытие творческих способностей детей; расширение кругозора, интеллектуального и творческого развития детей; применение учащимися активных методов для организации самостоятельной творческой и познавательной деятельности
Читательские интересы
Данные независимых международных исследований PIRLSУМК «Школа России» обеспечивает лучшие в России результаты, отражающие: приоритет понимания над воспроизведением текста,причинно-следственный, аналитический подход в работе с текстом;акцент на собственном аргументированном суждении;неформальный, занимательный характер вопросов;полноту средств, формирующих сложные умения;практическое совпадение авторских акцентов с проверяемыми PIRLS умениями.
Учебный курс «Литературное чтение» (авторы А. Г. Горецкий, Л. Ф. Климанова) развивает у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, расширяет их читательские возможности и знания об окружающем мире, о своих сверстниках, о природе, об истории нашей Родины, обеспечивает развитие речи; формирует потребность в чтении книг. Частью его является внеклассное чтение на уроках и дома.
Приёмы работы с информацией:Приёмы активного чтения Приёмы активизации ранее полученных знаний Приёмы графической организации учебного материалаПриёмы, требующие творчества учащихсяМетоды и приёмы, используемые при групповой работе
Приёмы активного чтения: «Чтение с пометами» «Толстые и тонкие вопросы» «Чтение с остановками»Приёмы активизации ранее полученных знаний: «Ассоциация» «Ключевые слова» «Да – нет-ка»Приёмы графической организации учебного материала: «Составление кластера» «Перепутанные логические цепочки»Приёмы, требующие творчества учащихся: «Синквейн» и «Диаманта» «Цветопись» «Пятиминутное эссе»Методы и приёмы, используемые при групповой работе: «Шесть шляп критического мышления «Учебный мозговой штурм» «Письмо по кругу»
МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ Творческие задания практического действияРабота с иллюстрацией к тексту Рецензирование детьми созданных рисунков Лепка и аппликация Моделирование обложки книги Книжки – самоделки
style.rotation
Упражнения на определение смысловой структуры текста Подобрать к каждому заголовку ( пункту плана) соответствующую часть текста ( определить, где она заканчивается). Работа с деформированным текстом: - собери рассыпанные слова в предложение; - собери предложения из частей. Разбей текст на смысловые части. Выдели главную мысль в каждой смысловой части текста. Дополни предложение.
Упражнения на повышение уровня внимания и памяти:подчеркнуть в ряду буквы; найти среди буквенного набора слова, подчеркнуть их; найти общее понятие для слов каждого ряда; найди слово в слове; преобразуй слово; прочитай справа налево; восполнение пропусков букв в словах; поиск в тексте заданных слов; зрительные диктанты.
Задания творческого характера речевой деятельности Составление вопросов и тестов по данному тексту. Творческое пересказывание. Продолжение произведения (придумывание конца). Творческое сочинение. Словотворчество. Работа с читательским дневником. Письмо литературному герою. Письма любимым предметам.
Творческие задания игрового действия Работа с кроссвордами Составление викторин Драматизация Составление сказочных объявлений и телеграмм «Цифровой диктант» « Живые картинки»
Нестандартные урокиУрок – сказка Урок – путешествие Урок – КВН Урок – соревнование Урок – исследование Урок – деловая игра Урок – лекция Урок – экскурсия
Внеклассная работа:Работа с родителямиРабота с библиотекойВнеклассные мероприятия
Формы работы с родителямиколлективная (родительское собрание, беседа, дискуссия, круглый стол );групповая (тематическая консультация);индивидуальная (консультация);анкетирование.
АНКЕТИРОВАНИЕ
АНКЕТИРОВАНИЕ
РАБОТА С БИБЛИОТЕКОЙ тематические книжно - иллюстративные выставки; выставки к знаменательным и памятным датам;дискуссии; викторины и конкурсы рисунков;коллективное чтение;беседы; состязание чтецов; литературные гостиные; - библиотечные часы;- поэтические конкурсы:
Цель ведения читательского дневника не только развить навыки чтения, привить любовь к книгам, но и развитие творческих способностей.Дневник читателя
ppt_wr
ПОРТФЕЛЬ ЧИТАТЕЛЯ Раздел 1. Я- читательЯ и мои любимые занятия;Мои любимые детские книги;Читательская анкетаЗаповеди читателяРаздел 2. Моё чтение Раздел 3. Мои творческие работыРаздел 4. Мои литературные проектыРаздел 5 Мой читательский звездопадРаздел 6. Мои читательские достиженияРаздел 7. Мои любимые писатели
Выводы: Высокий уровень успеваемости и качества знаний учащихся по литературному чтению
Повышение уровня сформированности техники чтения
Динамика осмысленного чтения
Динамика правильности чтения
Динамика выразительности чтения
Повышение интереса учащихся к чтению
Нам не дано предугадать,Как наше слово отзовётся.Посеять в душах благодать,Увы, не всякий раз даётся.Но мы обязаны мечтатьО дивном времени, и веке,Когда цветком прекрасным статьСумеет личность человекаИ мы обязаны творить,Презрев все тяготы мирские,Чтоб истин светлых заложитьЗадатки в души молодые,Чтоб верный путь им указать,Помочь в толпе не раствориться...Нам не дано предугадать,Но мы обязаны стремиться! Ф. И. Тютчев
Спасибо за внимание