Читательские интересы современной молодежи (на примере студентов Белгородского правоохранительного колледжа


ОГАОУ СПО «Белгородский правоохранительный колледж имени Героя России В.В. Бурцева» ЧИТАТЕЛЬСКИЕ ИНТЕРЕСЫ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЁЖИ(на примере студентов Белгородского правоохранительного колледжа) Выполнила студентка Лященко Ирина группы П111Руководитель: преподаватель русского языка и литературы Е. В. Мишурова Белгород, 2015 Введение Сегодня в России проблема чтения стоит как никогда остро. Современное поколение мало читает. Чтению большое внимание уделяет и наш президент. Он говорит: «Мы долгое время были одной из самых читающих стран мира. Есть опасность, что этот статус мы можем утратить. У нас растет число людей, которые вообще не читают книг. Это тревожный факт. В данной ситуации повышение читательского интереса является общенациональной задачей.»Падение интереса к чтению волнует всё прогрессивное общество. Подростки находятся под влиянием телевидения и Интернета, на чтение художественной литературы у них не остаётся ни времени, ни желания. А ведь классическая литература оказывает огромное воспитательное влияние на душу молодого поколения, а также на их речь. Объектом исследования - досуговая деятельность студентов правоохранительного колледжа.Предмет исследования – круг читательских интересов и уровень читательской активности студентов колледжа.Цель исследования – определить, какое место занимает книга в жизни студентов правоохранительного колледжа. Задачи: Изучить литературу по теме.Выявить значение чтения в жизни студентов.Проанализировать жанрово-тематические интересы студентов.Проанализировать отношение студентов к чтению.Обобщить и систематизировать полученные данные. Методы исследования В процессе работы нами были использованы следующие методы:Теоретические (анализ литературы, синтез, систематизация).Практические (анкетирование, интервьюирование). Гипотеза: Приступая к исследованию, мы исходили из предположения о том, что читательская активность студентов колледжа низкая из-за чрезмерного использования Интернет-ресурсов. Далее мы предположили, что факторами, влияющими на повышение читательской активности, являются внешнее стимулирование чтения, формирование читательских интересов в кругу сверстников, понимание значения чтения в жизни студента. Новизна исследования Новизна исследования состоит в изучении и обобщении читательской активности и читательских интересов студентов СПО (на примере Белгородского правоохранительного колледжа). Практическая значимость исследования: приведенные материалы помогут осознать, что активное и продуктивное чтение, особенно художественной книги, – неотъемлемая часть жизни цивилизованного человека, развивающая его образное мышление и творческие возможности в любой сфере деятельности. Исследование факторов снижения читательской активности студентов поможет также привлечь внимание сверстников к проблеме формирования читательских интересов. Значение чтения в жизни студентов Д. Дидро однажды написал о том, что люди перестают мыслить лишь в том случае, когда перестают читать. И это действительно правильное утверждение. Каждый человек прекрасно понимает, что чтение расширяет кругозор, повышает интеллектуальные способности, заставляет мыслить и анализировать. Психотерапевтические функции чтения Книга снижает стресс.Чтение защищает от болезни Альцгеймера.Чтение придает уверенности.Улучшает мозговую активность. Читательская активность студентов колледжа Мы проанализировали также читательскую активность студентов колледжа. С этой целью мы провели анкетирование 128 студентов первого курса (приложение 1). Вопросы для изучения отношения студентов колледжа к чтению Читаете ли Вы художественную литературу?Как часто Вы читаете художественную литературу?Как попадают к Вам произведения художественной литературы?Откуда Вы обычно узнаете о новых книгах?Посещаете ли Вы библиотеки для чтения художественной литературы?Как часто Вы посещаете библиотеки с целью чтения художественной литературы?Какие библиотеки Вы посещаете с этой целью?Удаётся ли Вам найти нужные книги в библиотеках?Каким образом Вы узнаёте о новых поступлениях художественной литературы в библиотеке?Чем Вы занимаетесь в свободное время?Сколько времени Вы уделяете просмотру TV-программ?Кто из членов Вашей семьи читает художественную литературу?С какими из этих высказываний Вы согласны?На Ваш взгляд, чтение – это…На Ваш взгляд, к чтению более предрасположены… В результате было установлено, что читают художественную литературу 123 человека (96%), в основном это чтение программных литературных произведений. 40 человек читают художественную литературу ежедневно; 15 человек – несколько раз в неделю; 10 – несколько раз в месяц; 40– несколько раз в 3–4 месяца; 14 – несколько раз в полгода; 9 – несколько раз в год и реже. Несколько раз в неделю посещают библиотеки с целью чтения художественной литературы 25 человек; несколько раз в месяц – 41 человек; несколько раз в 3–4 месяца – 32 человека; несколько раз в полгода – 12 человек; несколько раз в год и реже – 18 человек. 29 человек посещают библиотеки для чтения художественной литературы; 62 – пользуются читальным залом; 29 – пользуются и абонементом, и читальным залом; 28 человек посещают городскую библиотеку; 128 –библиотеку колледжа. Проанализировав анкеты, мы пришли к выводу, что, как правило, читают студенты из читающих семей. Так, на вопрос о том, кто из членов семьи читает художественную литературу 50 человек ответили, что читают бабушки и дедушки; мать, отец – 43; сёстры, братья – 21; никто не читает – 14. Однако свободное время молодёжь предпочитает проводить не за книгой: встречаются с друзьями 27 человек; 25 смотрят телепередачи, видеофильмы; 24 просматривают развлекательные журналы и газеты; 10 посещают кинотеатры; 13 посещают клубы, дискотеки; 15 занимаются спортом; 14 сидят за компьютером (выполнение учебных заданий, игры, переписка и т. д.). Просмотру TV-программ всё свободное время уделяют 32 человека; около трёх часов в день - 48 человек; более трёх часов в день – 20; 2–4 часа в неделю – 28. Отношение студентов колледжа к чтению В результате проведенного исследования мы пришли к выводу, что среди побуждающих мотивов чтения преобладают учеба и проведение свободного времени. С какой целью читают художественную литературу студенты? юноши и девушки, читая художественную литературу, преследуют 2 главные цели: познавательную – «для получения новой информации» (43%), «повысить культурный уровень» (16%) и рекреационную – «развлечения и удовольствия» (33%). Было предложено и несколько собственных ответов: 3 студента написали, что «просто любят читать» и читают «для того, чтобы отвлечься», по 2 – «чтобы успокоить душу» и «обогащать словарный запас», единицы ответили, что «интересно читать» или читаю, «чтобы заняться любимым делом», «для получения полезной информации», «читать нужно по школьной программе». Какие эмоции вызывает у студентов чтение классики? Нельзя утверждать, что произведения классиков являются настольными, постоянно читаемыми книгами для молодых людей. Но то, что они в молодежной среде считаются все-таки неким эталоном нравственности, духовности - несомненно. Вывод Таким образом, можно сделать вывод, что подавляющее большинство студентов колледжа читают художественную литературу, но это в основном подготовка домашнего задания. Только 4% назвали чтение любимым досуговым занятием. Свободное время студенты предпочитают проводить в кругу сверстников, за компьютером или у телевизора. Мы выявили, что среди любимых авторов студенты называли Льва Николаевича Толстого (32 чел.); Федора Михайловича Достоевского (30 чел.); Николая Васильевича Гоголя (24 чел.); Михаила Афанасьевича Булгакова (22 чел.); Марка Твена (12 чел.); Пауло Коэльо (8 чел.). Чаще всего называли 1 фамилию, реже – 2 фамилии и очень редко – 3 фамилии писателей. Таким образом, почти 65% художественной литературы читается молодежью по учебной программе. В целом нужно отметить, что поэзия представлена по сравнению с прозой значительно слабее – примерно 17% читаемых авторов. Практически 90% поэтов – это так называемые «программные поэты». Каким книгам стоит отдавать предпочтение? Рекомендуется читать научную литературу. Именно научная литература прекрасно развивает интуицию, стимулирует интерес к саморазвитию и усовершенствованию личности. Также рекомендуется читать философскую литературу, ведь это достаточно интересная наука о человеческой жизни.Художественная литература улучшает письмо, правильность речи, а история помогает осознать жизнь, понять все события и легче (правильней) принять реальность. Не иметь книг-это высшая степень умственной бедности, не доводите себя до этого. Рескин Д. Литература Аскарова В.Я., Сафонова Н.К. Читающий подросток в мире взрослых: поиски гармонии. - Электронный ресурс. Режим доступа: http://metodisty.narod.ru/vsd05.htmВарганова Г. В. Чтение в системе социокультурного развития личности: сборник статей международного научно-практического семинара / Г.В. Варганова. - М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2007.Внеклассная работа. Читательские интересы старшеклассников (По Маранцману В.Г.). // Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.prosv.ru/ebooks/Marancman_Literatura_10kl_Metod/11.htmlГолубева Е.И. Ресурсы, мотивы и стимулы детского и подросткового чтения. На материале исследований начала ХХI века // Homo legens - Человек читающий. - М.: Школьная библиотека, 2006.Дрешер Ю. Н. Механизмы психотерапевтического воздействия чтения и их учет в библиотерапии. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.gpntb.ru/win/inter-events/crimea2004/213.pdf