Коммуникативная компетентность как условие становления предпосылок универсальных учебных действий


Коммуникативная компетентность как условие становления предпосылок универсальных учебных действий Старший воспитатель Казанцева Н.Ю. * Дошкольная ступень Начальная ступень школы Преемственность ФГОС ДО и ФГОС НО – сохраняет самоценность дошкольного детства, - формирует фундаментальные личностные качества ребёнка, сохраняя «радость детства»   подхватывает достижения ребёнка и развивает накопленный им потенциал до уровня понимания и осмысления. Универсальные учебные действия (УУД) в широком смысле означает умение учиться, т. е. способность обучающегося к саморазвитию и самосовершенствованию путём присвоения нового социального опыта; в узком значении, этот термин можно определить как совокупность способов действий обучающегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. Личностные действия Регулятивные действия Познавательные универсальные действия Коммуникативные действия системы универсальных учебных действий Системно - деятельностного подхода Личностные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида личностных действий личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;   нравственно-этическая ориентация, в том числе,  и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей),  обеспечивающее личностный моральный выбор.   смыслообразование, т. е. установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом Регулятивные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности. целеполагание; планирование: прогнозирование; контроль; коррекция; оценка; саморегуляция. Познавательные универсальные действия включают: Общеучебные универсальные действия Логические универсальные действия Постановку и решение проблемы К коммуникативным действиям относятся: - планирование учебного сотрудничества - постановка вопросов - решение конфликтов - управление поведением партнёра - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли Многоступенчатая модель формирования коммуникативной компетентности Первая ступень – ранний возраст, целью которого является ранняя социализация, понимаемая нами, как предпосылки коммуникативной компетентности. Вторая ступень – младший дошкольный возраст, целью которого является, развитие речи как средства общения в различных формах и видах детской деятельности; Третья ступень – средний дошкольный возраст – овладение детьми конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми;Четвертая ступень – старший дошкольный возраст - развитие свободного общения со взрослыми и детьми, саморегуляция своего поведения, развитие толерантности и эмпатии. Средний возраст Младший возраст Ранний возраст Старший возраст Готовность к реализации коммуникативного компонента учебной деятельности Коммуникация как социализация Коммуникация как речевое развитие Коммуникация как интерактивное взаимодействие   Коммуникация как саморегуляция планирование учебного сотрудничества с воспитателем (учителем) и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия; постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; Виды коммуникативных действий: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. Виды коммуникативных действий: Коммуникативные действия, направленные на учет позиции собеседника или партнера по деятельности. Преодоление эгоцентрической позиции в межличностных и пространственных отношениях. Коммуникация как взаимодействие Психологические группы детей: чувствуют себя «хозяевами»; оказались в подчинении у первых; вне игры, дети не принимают их предпочитают игру в одиночестве. недостаточность общей культуры поведения не способность детей к раскрепощению. снижение речевой памяти. - неспособность детей к социальной реализации. - Проблемы детей: Организация групповых, парных форм работы – помогает осмыслить учебные действия, распределить нагрузку, дает эмоциональную и содержательную поддержку для слабых и робких детей.Организация групповых занятий с элементами тренинга (игры на развития коммуникации, сотрудничества и т.д.)Включение в проектную деятельность.Создание атмосферы поддержки и заинтересованности в группе, классе и в школе в целом. Развитие коммуникативной деятельности К 6 – 6,5 года дети должны уметь слушать и понимать чужую речь (необязательно обращенную к ним) Они должны владеть такими элементами культуры общения грамотно оформлять свою мысль в грамматически несложных выражениях устной речи уметь приветствовать, прощаться, выразить просьбу, благодарность, извинение и др.; уметь выражать свои чувства (основные эмоции), понимать чувства другого; владеть элементарными способами эмоциональной поддержки сверстника, взрослого. ориентация на партнера по общению, умение слышать и слушать собеседникавладение определенными вербальными и невербальными средствами общения;