Презентация к внеклассному занятию по МХК Русская икона
МИР РУССКОЙ ИКОНЫ
Икона – (греч.) «образ», «изображение»
Ранняя иконопись XII-XIII веков Византийская икона пришла в XII веке на Русь. Первые русские иконописные изображения почти полностью повторяли византийские. К тому же первыми иконописными мастерами на Руси были “греки”, как тогда называли византийских мастеров. И знаменитые мозаики киевской Софии, и отдельные иконы того времени, сегодня почитаемые как исконно русские, передают нам византийские принципы иконописи.
Покров Богородицы Спас Нерукотворный Образы другого мираБлаговещениеБлаговещениеИкона «Отечество» (новозаветная Троица)
Новгородская иконописная школа. Святой Георгий в житии. Начало 15 века. Чудо Георгия о змие. Дерево, яичная краска. Новгородская школа, посл. четверть 15 в.
Икона Николая Чудотворца написана в 1297 году Алексеем Петровым. Редчайший случай для древнерусского искусства, когда работа была датирована и подписана мастером.Икона Николая Чудотворца
Основа иконыСама икона — это множество слоев, наложение которых друг на друга хорошо отражает труд иконописца. Основой русской иконы почти всегда является хорошо просушенная деревянная доска. Для больших икон несколько досок сплачивают вместе при помощи поперечных вставок с обратной стороны. С лица иконную доску оклеивают грубой тканью — паволокой. Она сглаживает неровности доски, перекрывает щели между несколькими досками и, главное, спасает изображение от растрескивания при усыхании досок. На паволоку наносят слой левкаса (от греческого белый) — мела, перемешанного с животным клеем. Левкас позволяет еще тщательнее выровнять поверхность и делает нижний слой белым, бескрасочным, нейтральным к изображению.Богоматерь Умиление Белозерская. Первая пол. 13 в.
Написание иконыКраски так же наносят на доску в несколько слоев. А поскольку чаще всего это яичная темпера, то слои эти просвечивают один из-под другого. Вначале на слой левкаса с эскиза переносят рисунок. Это, так называемая, “прорисовка”. Часто иконописец этим не удовлетворяется, и проскребает контур будущего изображения, создавая “графью”. Затем следует “роскрышь” — нанесение тонкого слоя основной краски на одинаково окрашенные поверхности по всему полю иконы. Затем делают “пробеливание” — постепенное высветление выпуклых деталей изображения. А на затененные, невысветленные места изображения наносят “затинки” или “приплески”.
Палладиум земли РусскойВладимирская Богоматерь. 12 век. Третьяковская галерея.
Древнейшие из русскихАрхангел Гавриил из деисусного чина (ангел «Златые власы») — самая древняя икона коллекции Русского музея. Дерево, темпера. 12 в.
Отменный живописец Феофан ГрекФеофан Грек. «Троица». Фреска церкви Спаса на Ильине в Новгороде.Пантократор. Фреска из церкви Спаса на Ильине улице в Новгороде.Феофан Грек. Иоанн Предтеча. Икона из деисусного чина иконостаса Благовещенского собора Московского кремля. Фрагмент. Конец 14 в.
Донская Богоматерь Успение Богородицы
Инок Андрей РублевБлаговещенский собор Московского Кремля был построен в 1484-1489 гг. псковскими мастерами. Это один из личных домовых храмов великих московских князей, а затем и русских царей. Собор — один из редчайших памятников архитектуры и живописи. Огромную ценность представляет его иконостас, выполненный в 15-18 в
Схема древнерусского иконостаса: 1 — царские врата; 2 — местный ряд; 3 — деисусный чин; 4 — праздничный чин; 5 — пророческий чин; 6 — праотеческий чин.
Андрей Рублев. «Спас» из Звенигородского деисусного чина. Начало 15 века. Третьяковская галерея.«Звенигородский Спас» — одно из самых выразительных и проникновенных произведений Андрея Рублева. Открытый короткий взгляд Спаса полон человечности и участия в судьбах людей. Изыскан колорит иконы, в которой использована прозрачная розовая охра, подчеркивающая плавность и мягкость спокойных линий.
Андрей Рублев. «Архангел Михаил» из Звенигородского деисусного чина. Начало 15 в. Третьяковская галерея
Троице- Сергиева лавра
Троице-Сергиева лавра. Иконостас Троицкого собора. 15 век.Троице-Сергиева лавра. Троицкий собор (1422-1423) с Никоновским приделом (1548). Вид с востока.
Андрей Рублев. «Троица». 1420-е годы. Икона из Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря. Третьяковская галерея. Высокий гуманизм Андрея Рублева, ясность и чистота его нравственных идеалов с наибольшей полнотой и силой проявились в самом совершенном его творении — иконе «Троица». Основой композиционного решения является круг, образуемый сочетаниями сияющих ангелов. «Троица» Андрея Рублева стала высоким образцом для многих поколений русских иконописцев.
«Нежная яркость красок» ДионисияДионисий. Одигитрия. Икона из Вознесенского монастыря Московского Кремля. 1481 год.Дионисий. Богоматерь с младенцем. Фреска Рождественского собора Ферапонтова монастыря. 1502 год.Дионисий. Рождество Богородицы. Фреска Рождественского собора Ферапонтова монастыря. 1490 год.
Дионисий. Распятие. Икона из Троицкого собора Павлова Обнорского монастыря. 1500 год.
Житийные иконыДионисий. Деяния Сергия Радонежского. Икона из Успенского собора в Дмитрове. Вторая половина 15 века.Дионисий. Деяния митрополита Алексия. Икона из Успенского собора Московского Кремля. Вторая половина 15 века.
«Царский изограф» Симон УшаковТеремной дворец. Престольная палата.
Московский Кремль. Грановитая палата. Роспись была восстановлена в 19 веке по старым образцам. Слева князь Владимир
Икона «Дмитрий Солунский». Византия, 11—14 вв. Стеатит, серебро; резьба, чеканка, золочение. По преданию, эту икону прислал византийский император московскому князю Дмитрию Донскому в честь победы на Куликовом поле 8 сентября 1380.
Казанская икона Божией Матери, хранящаяся в Казанском соборе Санкт-Петербурга.
МИР РУССКОЙ ИКОНЫ