Коррекция гиперактивного поведения младшешкольного возраста


ТЕМА: «КОРРЕКЦИЯ ГИПЕРАКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» Юлдыбаева Алина Шамилевнаучитель начальных классовМОАУ СОШ №37 Цель: составить и апробировать на практике комплексную программу коррекции гиперактивного поведения детей младшего школьного возраста и оценить ее эффективность. Задачи исследования:Проанализировать литературу на предмет причин гиперактивного поведения младших школьников;Выяснить современнве методики и алгоритмы работы с гиперактивным поведением. Осуществить их анализ.На основе осуществленного анализа разработать комплексную методику работы с детьми, у которых наблюдается гиперактивное поведение;Составить и внедрить в психолого-педагогическую практику комплекс коррекционно – развивающие занятий.Проанализировать и описать результаты экспериментальной работы. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭТАП Для оценки степени склонности ребенка к гиперактивному поведению используются следующие методики : - Методика «ДА и НЕТ» - Методика «Вежливость» - Методика «Обведение контура». Методика «ДА и НЕТ»Методика «Вежливость»Методика «Обведение контура». № Ф.И. ребенка уровень произвольности внимания количество ошибок уровень 1 Камиль А. 0 Высокий 2 Радмила А. 1 Средний 3 Данил Б. 0 Высокий 4 Саида Б. 2 Низкий 5 Диана В. 1 Средний 6 Тимур Г. 0 Высокий 7 Денис Д. 2 Низкий 8 Тимур Д. 0 Высокий 9 Анастасия З. 0 Высокий Радмир И. 1 Средний Лутфия К. 0 Высокий Владислав К. 1 Средний Аделина Н. 1 Средний Артемий П. 3 Низкий Ярослав П. 1 Средний Дмитрий П. 0 Высокий Данил Р. 1 Средний Юлия Р. 1 Средний Марк Р. 4 Низкий София С. 1 Средний Сабина С. 1 Средний Арсений С. 0 Высокий Аделия С. 4 Низкий Алина С. 3 Низкий Артур Т. 0 Высокий Аделина Т. 1 Средний Ангелина Ф. 1 Средний Арина Ш. 0 Высокий Глеб Ш. 0 Высокий Денис Ю. 1 Средний Показатели уровня произвольности внимания детей в 1 «б» классе по методике «ДА и НЕТ» Рис.1. Показатели уровня произвольности внимания детей по методике «ДА и НЕТ» № Ф.И. ребенка уровень произвольной сферы количество ошибок уровень 1 Камиль А. 1 Средний 2 Радмила А. 1 Средний 3 Данил Б. 0 Высокий 4 Саида Б. 3 Низкий 5 Диана В. 1 Средний 6 Тимур Г. 0 Высокий 7 Денис Д. 3 Низкий 8 Тимур Д. 1 Средний 9 Анастасия З. 0 Высокий Радмир И. 1 Средний Лутфия К. 0 Высокий Владислав К. 1 Средний Аделина Н. 1 Средний Артемий П. 2 Низкий Ярослав П. 1 Средний Дмитрий П. 0 Низкий Данил Р. 1 Средний Юлия Р. 1 Средний Марк Р. 4 Низкий София С. 1 Средний Сабина С. 1 Средний Арсений С. 0 Высокий Аделия С. 4 Низкий Алина С. 3 Низкий Артур Т. 0 Высокий Аделина Т. 1 Средний Ангелина Ф. 1 Средний Арина Ш. 0 Высокий Глеб Ш. 0 Высокий Денис Ю. 1 Средний Показатели уровня произвольной сферы детей в 1 «б» классе по методике «Вежливость» Рис.2. Показатели уровня произвольной сферы детей по методике «Вежливость» № Ф.И. ребенка уровень концентрации внимания количество ошибок уровень 1 Камиль А. 1 Средний 2 Радмила А. 1 Средний 3 Данил Б. 1 Средний 4 Саида Б. 3 Низкий 5 Диана В. 1 Средний 6 Тимур Г. 0 Высокий 7 Денис Д. 3 Низкий 8 Тимур Д. 1 Средний 9 Анастасия З. 1 Средний Радмир И. 1 Средний Лутфия К. 0 Высокий Владислав К. 1 Средний Аделина Н. 1 Средний Артемий П. 2 Низкий Ярослав П. 1 Средний Дмитрий П. 0 Низкий Данил Р. 1 Средний Юлия Р. 1 Средний Марк Р. 4 Низкий София С. 1 Средний Сабина С. 1 Средний Арсений С. 0 Высокий Аделия С. 4 Низкий Алина С. 3 Низкий Артур Т. 0 Высокий Аделина Т. 1 Средний Ангелина Ф. 1 Средний Арина Ш. 0 Высокий Глеб Ш. 0 Высокий Денис Ю. 1 Средний Показатели уровня концентрации внимания детей в 1 «б» классе по методике «Обведение контура» Рис.3. Показатели уровня концентрации внимания детей по методике «Обведение контура» № Ф.И. ребенка уровень произвольности внимания уровень произвольной сферы уровень концентрации внимания уровень 4 Саида Б. Низкий Низкий Низкий 7 Денис Д. Низкий Низкий Низкий Артемий П. Низкий Низкий Низкий Дмитрий П. Низкий Низкий Низкий Марк Р. Низкий Низкий Низкий Аделия С. Низкий Низкий Низкий Алина С. Низкий Низкий Низкий Показатели детей по всем методикам в 1 «б» классе ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ В ПРОГРАММУ ВКЛЮЧЕНЫ 4 КОМПАКТ-ДИСКА: ПРОГРАММА «РЕЛАКСАЦИЯ»,НАПРАВЛЕННАЯ НА УСТРАНЕНИЕ НАПРЯЖЕННОСТИ И ТРЕВОГИ, ПРОГРАММА «НАСТРОЕНИЕ» НАПРАВЛЕНА НА УСТРАНЕНИЕ ДЕПРЕССИИ И ПОВЫШЕНИЕ АКТИВНОСТИ. ПРОГРАММА «УВЕРЕННОСТЬ» НАПРАВЛЕНА НА ПОВЫШЕНИЕ УВЕРЕННОСТИ В СЕБЕ, ПРОГРАММА «ЗДОРОВЬЕ» НАПРАВЛЕНА НА ПОВЫШЕНИЕ СОПРОТИВЛЯЕМОСТИ ОРГАНИЗМА К РАЗЛИЧНЫМ ЗАБОЛЕВАНИЯМ. КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ Структура занятий.1. Растяжка (4 – 5 минут).2. Дыхательные упражнения (3 – 4 минуты).3. Глазодвигательные упражнения (3 – 4 минуты).4. Упражнения для развития мелкой моторики рук (10 минут).5. Функциональные упражнения(развитие внимания, произвольности, самоконтроля). Коммуникативные и когнитивные упражнения, элиминация гнева и агрессии (20 – 25 минут).6. Релаксация (4 – 5 минут). Посещение музея УЧИМСЯ РАБОТАТЬ В ГРУППЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ПРАВИЛА РАБОТЫ С ДЕТЬМИ 1. Работать с ребёнком в начале дня, а не вечером. 2. Уменьшить рабочую нагрузку на ребёнка. 3. Делить работу на короткие , но частые периоды. Использовать физкультминутки. 4. Быть драматичным, экспрессивным педагогом. 5. Снизить требование к аккуратности в начале работы, чтобы сформировать чувство успеха. 6. Посадить ребёнка во время занятий рядом со взрослым. 7. Использовать тактильный контакт (элементы массажа, прикосновения, поглаживания) 8. Договариваться с ребёнком о тех или иных действий заранее. 9. Давать короткие, чёткие и конкретные инструкции.10. Использовать гибкую систему поощрений и наказаний.11. Поощрять ребёнка сразу же , не откладывая на будущее.12. Предоставить ребёнку свободу выбора. 13. Оставаться спокойным Для ребенка с синдромом гиперактивности наиболее действенными будут средства убеждения «через тело»(лишение лакомства, дежурство) ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО ГИПЕРАКТИВНЫХ ДЕТЕЙ К УЧИТЕЛЯМ Дорогие учителя!!!Чтобы вам было легче с нами жить, а мы вас любили:1. Не загружайте нас скучной и нудной работой. Больше жизни! Больше динамики! Мы всё можем!2. Не вздумайте давать нам длинных инструкций! На пятнадцатом слове нас больше интересует, какого цвета носки у соседа, чем ваша поучительная речь. Говорите конкретно по делу, не более десяти слов.3. Не требуйте от нас, чтобы мы были одновременно внимательными, аккуратными и усидчивыми. Это выше наших сил! 4. А вообще – запомните: похвала и порицание действуют на нас сильнее, чем на других. ПРИЗНАКИ ГИПЕРАКТИВНОСТИ: 1. Не может спокойно сидеть на месте, когда этого от него требуют.2. Легко отвлекается на посторонние стимулы.3. С трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игр.4. Часто переходит от одного незавершенного действия к другому.5. Не может заниматься тихо, спокойно.6. Болтливый.7. Часто мешает другим, пристает к окружающим.8. Часто теряет вещи.9. Иногда совершает опасные действия, не задумываясь о последствиях (например, выбегает на улицу, не оглядываясь по сторонам). ЧЕРТЫ ГИПЕРАКТИВНОГО РЕБЕНКА Излишняя подвижность суетливость импульсивность болтливость эмоциональность ОСНОВНАЯ ЗАДАЧА УЧИТЕЛЯ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ СИНДРОМ ГИПЕРАКТИВНОСТИ Адаптировать двигательную активность детей, как вспомогательную основу к решению задач коррекции речи и внимания на занятиях. ВЫВОД В коррекционной работе по проблеме гиперактивности должен участвовать психолог, педагог , родители, поскольку только комплексная работа приводит к положительным результатам. По итогам всей коррекционной работы отмечается:- спокойная обстановка в классе;- повышение работоспособности учащихся;- дружелюбное отношение к друг другу;-активность в делах класса- чувства коллективизма- чувство сострадания- самостоятельность Спасибо за внимание!