Презентация на выступление на проблемном семинаре на тему Организация исследовательской деятельности младших школьников на уроке как важнейший компонент интеллектуального развития обучающихся
Организация исследовательской деятельности младших школьников на уроке как важнейший компонент интеллектуального развития обучающихся. Кучмезова Людмила Олеговна учитель начальных классовМКОУ СОШ №18 г. о.Нальчик Современный урок в начальной школе будет радостным и интересным, если он, активизируя творческие и познавательные силы учащихся, расширяя кругозор, ставит их перед принятием самостоятельного решения.Ребёнку гораздо легче изучать науку, действуя подобно учёному, - проводя собственные исследования, чем получать кем-то добытые знания. Дети вовлечены в интересную поисково-исследовательскую деятельность. В результате вовлечения ребёнка в исследовательскую деятельность происходит развитие познавательной потребности и потребности в творческой деятельности, повышается уровень самостоятельности при поиске и усвоении новых знаний, т.е. формируются общие умения и навыки учебной работы: познавательные, практические, организационные. Учащиеся учатся наблюдать, давать определения и понятия, пользоваться различными источниками для нахождения информации, планировать, делать вывод, самостоятельно обрабатывать отобранный материал, представлять результаты своей работы. Основные характеристики учебного исследования: 1) выявление в учебном материале проблемных точек, предполагающих неоднозначность; специальное конструирование учебного процесса «от этих точек» или проблемная подача материала; 2) развитие навыка формирования или выделения нескольких версий, гипотез в избранной проблеме, их адекватное формулирование; 3) развитие навыка работы с разными версиями на основе анализа свидетельств или первоисточников (методики сбора материала, сравнения и др.);4) работа с первоисточниками, «свидетельствами» при разработке версий; 5) развитие навыков анализа и принятия на основе анализа одной версии в качестве истинной В основе организации урока можно выделить шесть основных этаповметодики исследования, которые следуют друг за другом, и одиндополнительный:I. Мотивация (создание проблемной ситуации, обеспечивающей возникновение проблемы и предположений, на основе которых формулируется гипотеза)II. Исследование (поиск решения проблемы, фактов для обоснования или опровержения гипотезы)III. Обмен информацией (изложение результатов исследования)IV. Организация информации (сортировка или классификация полученных в результате исследования фактов)V.Связывание информации (открытие и формулирование нового знания: принципа, идеи, обобщения)VI. Подведение итогов, рефлексия (оценивание того, в какой мере достигнуто решение проблемы, обсуждение перспективы дальнейшей работы)VII. Применение (использование приобретённого нового знания в новых условиях для достижения подлинного понимания открытия) Предлагаю вашему вниманию фрагмент урока русского языка по теме «Предлог».Методы: проблемное изложение; сравнительный анализ.Форма: групповая, фронтальная.Цель: исследование предлога как части речи. Задачи:Научить отличать предлог от других частей речи;Содействовать развитию интеллектуально – творческого потенциала учеников;Формировать навыки исследовательской деятельности;Развивать мышление, речь, самоконтроль и взаимоконтроль;Создать условия для воспитания стремления к сотрудничеству, взаимопомощи. Сообщение темы урока- Сегодня мы с вами будем выступать в роли исследователей, и исследовать тему «Предлог».- Как вы думаете, а зачем мы займемся данным исследованием?- Прочитайте запись.По земле шагает снежный декабрь.- Что записано? (предложение).- Из чего состоит предложение? (из слов)- Чем является каждое отдельное слово? (частью речи)- Найдите изученные части речи. (Сущ., прил., гл. Предлог не знают!)- Что мы знаем о данных частях речи? (обозначает, отвечает на вопросы, является членом предложения).- А чем будет являться слово «по»? (вероятно, предлогом).- Как вы думаете, будет ли предлог являться частью речи? (предположения) Знакомство с планом и задачами исследования.- Чтобы разобраться в этом выдвинем гипотезу. Прочитайте ее, добавив недостающие слова.Если предлог часть речи, то он… что-то…на какие-то вопросы…членом предложения- Попробуем подтвердить или опровергнуть данное предположение.- Обратимся к тексту «Муравей и голубка» Маленький муравей спустился к ручью. Волна захлестнула беднягу. Голубка несла в клюве тонкую ветку. Птичка бросила ее утопающему. Муравей забрался на ветку. Он был спасен.- О чем этот текст?- Какова главная мысль? Я предлагаю провести исследование в группах по трем направлениям:1 группа – 1-й пункт – узнать, обозначает ли предлог что-либо (для этого над каждым словом напишите, что оно обозначает).2 группа – 2-й пункт – выяснить, отвечает ли предлог на какие-то вопросы (задайте вопросы ко всем словам в предложении).3 группа – 3-й пункт – найти ответ на вопрос, является ли предлог членом предложения (посмотрите, как связаны все слова в предложении). III. Исследование 1Обратить внимание на то, как делятся группы! (группы могут быть сформированы по-разному)Обратить внимание на то, что в группе работает каждый ученик, у каждого есть задание. Если работает смешанная группа и слабого ученика возникает вопрос при выполнении задания, он может обратиться за помощью к более сильному товарищу.Учащиеся в группах проводят исследование, делают выводы:1. предлог не обозначает ни предмет, ни признак предмета, ни действие предмета, ни что-либо еще.2. предлог не отвечает ни на один из известных нам вопросов.3. предлог не является членом предложения. IV. Проверка гипотезы.- Давайте ознакомимся с результатами ваших исследований (сообщение выводов).- Подтвердилась ли выдвинутая нами гипотеза? (нет).- Какой вывод можно сделать?Вывод: Предлог не часть речи. Исследование 2 Значит, в записанных предложениях допущены ошибки.- Обратимся к первому предложению, по которому работали и докажем правильность или ошибочность написания.По земле шагает снежный декабрь.- Можно ли между предлогом «по» и словом «земле» поставить вопрос или другое слово? Докажите.- Можно ли между частями слова поставить вопрос или другое слово? (нет)- Сделайте вывод.Вывод: предлог это отдельное слово, а значит и часть речи, но особая.- А зачем нужна эта часть речи? Для чего она служит? Исходя из этого утверждения, мы можем выдвинуть еще одну гипотезу.Если предлог не часть речи, то тогда он является …. частью слова и пишется со словами слитно Чтобы ответить на эти вопросы, вернемся к тексту «Муравей и голубка».Маленький муравей спустился ручью. Волназахлестнула беднягу. Голубка несла клюве тонкуюветку. Птичка бросила ее утопающему. Муравейзабрался ветку. Он был спасен.- Правильно и красиво звучит текст?- Чего в нем не хватает?- Для чего нужны предлоги?Вывод: Предлоги служат для связи слов в предложении. Подведение итогов исследований- Давайте подведем итог исследования и обобщим наши знания.- Подготовьтесь представить результат исследования (в группах делают общий вывод и предоставляют результат).Результат может быть представлен в виде схемы, таблицы, устного отчета, модели, рисунка и т.д.Предлог – это часть речи. Она служит для связи слов в предложении. Предлог не обозначает ни предмет, ни признак предмета, ни действие предмета, предлог не отвечает на вопросы, предлог не является членом предложения.- Совпали наши выводы? Молодцы. Пример мини- исследования на уроке математики: Пусть на уроке в 4-м классе выяснено следующее: чтобы найти число, большее единицы, которое при делении на 2, на 3 и на 5 дает в остатке 1, можно взять число (2∙3∙5 + 1). Один ученик спрашивает: «А если вместо 2, 3 и 5 взять другие числа?» Разбираемся, что такой способ всегда дает остаток 1. Другой спрашивает: «А будет ли оно самым маленьким среди таких чисел?» Школьники задумываются: а когда же он дает самое маленькое число? Произошел серьезный исследовательский диалог. И по мере того, как учащиеся овладевают типичными исследовательскими вопросами, учитель из транслятора готовых знаний превращается в руководителя семинара. Применение исследования на уроке ОРКСЭ. Словарная работа. ( исследовательская работа в группах)- Заглянем в книгу мудрости – в толковый словарь С.И. Ожегова. С.И.Ожегов: «Добро – всё положительное, хорошее, то, что полезно людям и обществу, способствует его сохранению; то, что предотвращает вражду». С.И.Ожегов: «Зло - нечто дурное, вредное, беда, несчастье, неприятность, досада, злость. 1 группа найдёт и запишет значение слова добро.2 группа - значение слова зло.Добро – это нравственная ценность, которая относится к человеческой деятельности, образец поступков людей и отношений между ними.Зло – противоположность добра, это то, что мораль стремится устранить. Творческая работа в группах. Добро и зло в представлении учеников. Работа будет творческой и выполняться будет цветными карандашами на листах. 1 группа составит изображение добра и зла в виде дерева или растения.2 группа составит изображение добра и зла в виде живого существа. Данный методический прием можно использовать на уроках освоения новых знаний. Исследования могут проводиться и индивидуально, и в парах, и в группах. Выполняя исследования в группах, дети и сильные, и слабые имеют возможность развить лидерские качества. Участие в исследовательской деятельности повышает уверенность в себе, что позволяет успешнее учиться. Очень важно, чтобы учитель при этом не самоустранялся, а направлял детей в нужное русло. Организация исследовательской деятельности создаёт благоприятные условия для развития универсальных учебных действий у младших школьников, а также способствует интеллектуальному развитию обучающихся. БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!