Презентация КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ


КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА НА УРОКАХРУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ Учитель русского языка и литературы Э.У.Вильданова Высокая речевая культура человека, его хорошее знание и чутье языка – это самая лучшая опора, самое верное подспорье и самая надежная рекомендация для каждого человека в его общественной жизни и творческой деятельности.В. В. Виноградов Одной из важнейших задач уроков русского языка и литературы, заключается в применении текстоориентированного подхода при обучении устной и письменной речи обучающихся 5-11 классов. Вторая задача уроков русского языка и литературы – повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст. Третья важная задача - научить детей писать сочинения различных видов и жанров. Выпускные экзамены в 9 и 11 классах направлены на проверку этого умения: изложение с элементами сочинения в 9 классе, сочинение-миниатюра на ЕГЭ задача учителя заключается в том, чтобы в каждом ребёнке развить способность владеть словом, понимать слово, рассматривать его с разных сторон. Объектом исследования является процесс развития творческих способностей обучающихся. Предмет – система развития творческих способностей на уроках русского языка и во внеурочной деятельности. Цель – создание педагогических условий для развития творчески мыслящей личности, способной к самовыражению, самоопределению и успешной социализации. Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:1) обосновать необходимость развития творческих способностей обучающихся в современных условиях2) использовать систему форм, методов и приёмов работы по развитию у обучающихся творческих способностей3) расширить образовательное пространство обучающихся с целью самовыражения и приобретения ими опыта общения4) провести диагностику и анализ результатов развития творческих способностей обучающихся. Важным условием творческой деятельности является чувство удивления, новизны, а еще готовность принять нестандартное решение. Большой интерес вызывают задания, которые учат детей не бояться фантазировать, помогают смотреть на обыденные вещи под новым, непривычным углом зрения. Рассматривая развитие способностей, психологи отмечают, что оно обусловлено 3 фактами:- средой жизнедеятельности;- социальными формами деятельности;- индивидуальными особенностями личности. Когда изучаем раздел «Лексика», на каждом уроке мы играем в игры, которые помогают пополнить словарный запас учеников. Кроссворды, шарады (составление и отгадывание), «дежурная буква», ребусы, ринги и др. Анализ текста позволяет: - обеспечить взаимосвязь в изучении слова и текста- ликвидировать разрыв между изучением языка и обучением речи - обеспечить реализацию как внутрипредметных (межуровневых), так и метапредметных связей (в первую очередь курсов русского языка и литературы)- усилить внимание к вопросам воспитания в процессе обучения Обучение написанию сочинения не самоцель. Надо просто стараться давать ученикам возможность саморазвиваться, самовыражаться, учиться думать и говорить, сопоставлять, конкретизировать, доказывать, учить их быть «самими собой», а также ораторскому искусству и сценическому мастерству, умению интервьюировать и отвечать на вопросы, осуществлять свое желание нравиться, беречь друзей и смеяться над собой — надо совершенствовать их на опыте собственных несовершенств. На первом уроке развития речи в 5 классе сначала провожу словарно-орфографическую работу, объясняю значение слова «сочинение». Это слово славянского происхождения, в переводе обозначает «чин» - порядок. Первое сочинение я провожу в основном для того, чтобы получить хотя бы приблизительное представление об общем уровне развития связной речи учащихся своего класса. Чтобы каждый показал, на что он способен.Темы.1. Как я провел летние каникулы.2. Памятный случай.З. Интересная поездка, прогулка, находка. Сочинения. Выделяются две основные группы тем: репродуктивная и творческая. Темы первой группы предполагают раскрытие какого-либо отдельного факта, явления, связанного с опытом детей или отдельным учебным предметом. Вторая группа – темы творческие, написание которых требует от ребенка творческой переработки всего фонда полученных знаний. Творческие работы в соответствии с изучаемым грамматическим материалом и программой по развитию связной речи в определенной системе: от небольших работ творческого характера (миниатюры) к работам на специальных уроках по развитию речи. «Один вечер из жизни школьного портфеля», «Репортаж из аквариума в моей комнате» - богатая фантазия, образность мышления находят своё выражение: дети «оживляют», «очеловечивают» неодушевленные предметы. Ребятам нравятся такие уроки творчества. Они творят, не боясь получить плохую оценку за грамотность. Как правило, я оцениваю только содержание и оригинальность сочинений Учащиеся не всегда умеют обосновать, аргументировать свои суждения (или испытывают большие затруднения в отборе аргументов) даже при наличии определенных знаний. Следовательно, одна из главных задач развития речи — научить школьников аргументированно выражатъ свои знания и убеждения. Важнейшей составной процесса реализации личностно ориентированного обучения и неотъемлемой частью гуманитарного образования в школе является речевое развитие школьников, осуществляемое на уроках русского языка через работу с текстом Работа над текстом в 5-6 классах проводится следующим образом:вопросно-ответная форма;составить вопросы для класса;найти ключевые слова в тексте. Процесс обучения и воспитания, направленный на развитие инициативно-творческого мышления и индивидуальных способностей школьников можно отобразить в такой цепочке: актуализация, создание ситуации, проблема, идея, творческий процесс, творческий продукт, рефлексия, афиширование, самооценка, самокоррекция, новый творческий продукт. . От центральной проблемы «Может ли искусство, красота преобразить человека?» мы идем к размышлениям над проблемой «Какие качества человека прославляет древнерусское искусство?», которая, в свою очередь, позволяет осмыслить проблему «Каков он, гений земли русской?» и в конечном итоге, сосредоточить внимание на проблеме «Какие качества русской души открывают нам произведения искусства? В чем загадка, тайна русской души?». Какие задания могут помочь подготовить ученика к экзаменам новой формы? Определите его тему и основную мысль.Озаглавьте текст.Разделите его на смысловые части в соответствии с данным планом. Обратите внимание, что каждая часть выделяется в тексте красной строкой.План1. "А что если подразнить?"2. "Кто же свистел?"3. "А так-то ты сможешь?" Докажите, что слова "синица, ее, по-синичьи, синица, она, синичка, у синицы" организуют межфразовую связь предложений текста. Можно ли эти предложения поменять местами? Почему? Попробуйте пересказать текст от третьего лица. Как вы думаете, почему писатель пишет, что "березы слушать не станут, отвернутся"? Какой смысл вложен в предложение "Лес не проведешь"? Какие птицы нравятся вам? Что вы можете рассказать о них? Составьте примерный план своего рассказа. Цель:актуализировать знания о структуре текста-рассуждения; выработать навык выделения смысловых частей текста. Какова тема текста? Какова основная мысль? Проблема, поставленная в тексте, актуальна? К какому стилю можно отнести данный текст? Докажите свою точку зрения. Согласны ли вы с автором, что нужно хранить память о прошлом, в частности восстанавливать и охранять памятники старины? Какие средства использует автор, чтобы более точно и ярко передать свои мысли? Какую роль играет повествование в тексте? Как строится рассуждение? Найдите тезис в тексте (предложения 6–8). Обратите внимание, что тезис дан в виде восклицаний, с использованием метафор. Почему? Найдите аргументы. Почему нет прямого вывода в тексте? (Усиление воздействующей функции, призыв к действию).