СОЦИАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ«ГРАЖДАНИН» КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ


СОЦИАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ«ГРАЖДАНИН» КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ Министерство образования Российской Федерациимуниципальное бюджетное учреждениесредняя общеобразовательная школа № 49городского округа Тольятти Выполнила: Гарастюк Марина Станиславовна, учитель истории и обществознания Тольятти, 2013 г. Актуальность Одним из приоритетных направлений современного образования является гражданско-патриотическое воспитание школьников. Это главный акцент в работе образовательных учреждений, ведь именно они являются центрами совместной воспитательной деятельности школы, семьи и общества. Большим подспорьем в формировании гражданского сознания учащихся является социальное проектирование, которое дает детям возможность самостоятельно решать ряд последовательных задач: от постановки проблемы и цели, определения ее важности, до плана своих действий и логического завершения проекта. Социальное проектирование в Самарской области Самарский регион является лидером внедрения и распространения технологии социального проектирования в рамках гражданско-патриотического воспитания учащихся. Много лет популярностью в регионе пользуется конкурс социально-образовательных проектов «Гражданин», который направлен на формирование гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности у подрастающего поколения. Цель ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ ПО СРЕДСТВАМ СОЦИАЛЬНО - ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЕКТА «ГРАЖДАНИН» Социальная и практическая значимость СОЦИАЛЬНАЯ ПРАКТИКА ОБЕСПЕЦИВАЕТ:развитие у учащихся активной гражданской позиции и ответственности;умение работать в коллективеумение слушать и анализировать;воспитывает толерантность, отзывчивость, самостоятельность; Результативность ЛУЧШИЕ ПРОЕКТЫ МБУ СОШ № 49:«Миллионы в помойке» (2007 г.) Диплом III степени, областной тур.«Обратная сторона медали» (2009 г.) Диплом III степени, областной тур. «Человек баз адреса» (2010 г.) Диплом I степени, областной тур. «Где эта улица, где этот дом?» (2011 г.) Диплом I степени, областной тур. «С улыбкой по жизни» (2012 г.) Диплом I степени, областной тур. Победитель XII Всероссийской акции «Я – гражданин России» Результативность ЛУЧШИЕ ПРОЕКТЫ МБУ СОШ № 49:«Миллионы в помойке» (2007 г.) Диплом III степени, областной тур.«Обратная сторона медали» (2009 г.) Диплом III степени, областной тур. «Человек баз адреса» (2010 г.) Диплом I степени, областной тур. «Где эта улица, где этот дом?» (2011 г.) Диплом I степени, областной тур. «С улыбкой по жизни» (2012 г.) Диплом I степени, областной тур. Победитель XII Всероссийской акции «Я – гражданин России» Технология ЭТАПЫ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЕКТА «ГРАЖДАНИН» Выбор проблемы КРИТЕРИИ ВЫБОРА ПРОБЛЕМЫ:посильность задачи для школьников;соответствие возрасту;реалистичность;сумма затрат и сроки проекта;ожидаемые результаты. ПАРАМЕТРЫ ДЛЯ АНАЛИЗА ПРОБЛЕМЫ:важность с точки зрения всего сообщества;актуальность;Реализация силами учащихся Почему проблема актуальна?Почему проблема до сих пор не решена?Что о проблеме можно узнать из СМИ?Можно ли ее решить по средствам общественной политики? ВОПРОСЫ ДЛЯ ДИСКУССИИ: КРИТЕРИИ ВЫБОРА ПРОБЛЕМЫ:посильность задачи для школьников;соответствие возрасту;реалистичность;сумма затрат и сроки проекта;ожидаемые результаты. анализируют законодательные материалы разных уровней Сбор и анализ информации ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ГРУППЫ ПРАВОВЕДЫ СОЦИОЛОГИ АНАЛИТИКИ ЭКСПЕРТЫ изучают средства массовой информации и интернет проводят социологические исследования среди различных групп населения взаимодействует с экспертами для получения информации по проблеме Разработка собственного варианта решения проблемы ЦЕЛЬ – разработка программы действий по реализации социального проекта ПОДХОДЫ К ОБСУЖДЕНИЮ ПУТЕЙ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ СТРАТЕГИЧЕСКИЙ:выбор наиболее приемлемой стратегии, метода реализации проекта;разработка путей выполнения проекта с позиции: значимости, законности, посильности, эффективности; ТАКТИЧЕСКИЙ:составления перечня приемов, шагов, соотносимых со стратегией решения проблемы;обсуждение приемов, шагов, выбор приемлемых.составление реального плана Социальная переписка (письменные обращения в исполнительные и законодательные органы, передача своих предложений в СМИ, общественные организации.)Творческая созидательная деятельность учащихся (сбор металлолома и макулатуры; изготовление и продажа изделий ручного труда; трудовые акции школьников и т.д.)Рекламная компания для привлечения социальных партнеров. Реализация плана действий Подготовка к защите проектов ДОКУМЕНТАЛЬНЫЙ БЛОК (ПОРТФОЛИО) ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ БЛОК (СТЕНДЫ) 1 РАЗДЕЛ: материалы демонстрирующие аргументы учащихся в выборе проблемы проекта.2 РАЗДЕЛ: обзор информационных ресурсов исследуемой проблемы, имеющиеся попытки ее решения3 РАЗДЕЛ: программа действий, разработанная школьниками.4 РАЗДЕЛ: описание реализации действий команды по решению избранной проблемы 4 СТЕНДА (80 на 100 см), которые демонстрируют:документы;фотографии;схемы;диаграммы;графики и т.д. Презентация проекта АРГУМЕНТИРОВАННОСТЬ;СВОБОДНОЕ ВЛАДЕНИЕ МАТЕРИАЛОМ;ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ;ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ВЫСТУПЛЕНИЯ: ЦЕЛЬ ПУБЛИЧНОГО ВЫСТУПЛЕНИЯ: представить аудитории информацию о важности проблемы;объяснить эффективность выбора путей решения проблемы;показать, как команда смогла организовать поддержку предложенной программы действий со стороны сообщества, органов власти разных уровней. Методическое сопровождение Методическое сопровождение во время подготовки к конкурсу;Курсы повышения квалификации для работников образования;Спецкурсы «Граждановедение», «ОЖС». Рефлексия ЭТАПЫ: анализ трудностей и проблем в работе;оценка вклада микрогрупп и отдельных участников;выявление слабых сторон проекта;обсуждение путей эффективной реализации проекта