«Осуществление межпредметных связей биологии с литературой на уроках и во внеурочной деятельности»
Педагогический проект «Осуществление межпредметных связей биологии с литературой на уроках и во внеурочной деятельности» Муниципальное общеобразовательное учреждениелицей №29 Автор:Архипова Татьяна Михайловна, учитель биологии Тамбов 2010 Биология наука многогранная. Она немыслима без других дисциплин:физики и математики, литературы и истории, географии и музыки. Использование связей литературы и биологии способствует: расширению и углублению знаний учащихся, художественному освоению природной и социальной действительности, развитию эстетических и нравственных качеств школьников, формированию умения выражать своё отношение к природе творческими средствами (написание стихов, сочинений о явлениях природы, её объектах) ;должно привести к развитию у учащихся интереса к биологии, творческих способностей, опыта деятельности, соединяющим знания и умения, компетенции и ценности. Гипотеза формирует диалектико-материалистические взгляды на природу, современные представления о ее целостности и развитии развивает биологические понятия, связи между ними и общими естественнонаучными понятиями. помогает преодолеть предметную инертность мышления и расширяют кругозор учащихся. Развивает системное и творческое мышление учащихся формирует познавательную активность, самостоятельность и интерес к познанию природы. Формирует системность, глубину, осознанность, гибкость знаний Реализует комплексный подход к воспитанию. Межпредметность Межпредметность – это современный принцип обучения Актуальность Согласно содержанию национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», одна из важнейших задач воспитания на современном этапе - формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе. Гуманность - основополагающая линия всего школьного обучения. Гуманизм воспитывается общей нравственной атмосферой школы, нравственным примером учителя и гуманитарной культурой. Культурный человек не может считаться таковым, если у него не воспитан живой интерес ко всем областям гуманитарной культуры. Литература и искусство – самые мощные инструменты воспитания духовности. Гуманитарные знания и гуманитарный образ мышления необходимы на одном важнейшем этапе профессиональной деятельности: этапе творчества. Ученик должен обладать целостным социально-ориентированным взглядом на мир в его единстве и разнообразии природы, народов, культур, религий. Это возможно лишь в результате объединения усилий учителей разных предметов. расширение и углубление знаний учащихся, повышение их качества; повышение интеллектуального уровня школьников, через использование материалов художественной литературы для активизации мыслительной деятельности ребят на уроках биологии. Цель: 1.Формировать у учащихся интерес к биологии через художественную литературу;2.Способствовать овладению учащимися ключевыми компетенциями: коммуникативной (готовность и способность понимать другого человека, вступать вдиалог, эффективно строить взаимодействие с людьми);Общекультурной (овладение языком культуры, способами познания мира); 4.Формировать навыки самостоятельной познавательной деятельности, работы с литературой, отбора информации; 5. Развивать умения творчески мыслить и действовать;6.Воспитывать социально-активную творческую личность, способную к саморазвитию и самовыражению. 7. Создать интеллектуальный продукт и обеспечить выпуск сборника по использованию межпредметных связей биологии с художественной литературой на уроках. Методические задачи Этапы проекта Сроки Мероприятия I.ПредпроектныйII.Проектный III.Заключительный 2006-2007г.2007-2010 г.2011 г. Анализ программ и подбор материалов художественной литературы, для использования в преподавании биологии.Использование художественной литературы в обучении биологии (7-9 классы)Анализ результатов, создание интеллектуального продукта в виде методической разработки.Трансляция опыта работы через ресурсы Internet, семинары, МО учителей Основные этапы и сроки реализации проекта способствует пробуждению и подержанию познавательного интереса учащихся оживляет рассказ учителя привлекает внимание учащихся помогает увидеть биологические объекты и явления в повседневной жизни повышает эмоциональность восприятия, содействует эстетическому воспитанию учащихся совершенствует образное мышление учащихся, оказывает благотворное влияние на развитие их воображения, способность высказывать оригинальные идеи, т.е. тех качеств, которые необходимы для научного творчества Использование художественной литературы на уроках: Очень важно, чтобы учитель пробудил у каждого ученика чувства удивления и восхищения, которые можно вызвать, используя научный материал в литературном изложении. ? ! При объяснении нового материала При закреплении материала Во время опроса В ходе исследования объекта. Использование художественных произведений в учебном процессе План –сетка использования произведений художественной литературы на уроках биологии… где печатались статьи «Человек стал человеком, когда услышал шёпот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков жаворонка в бездонном летнем небе, шорох снежинок и завывание вьюги за окном, ласковы плеск волны и торжественную тишину ночи, -услышал и, затаив дыхание, слушает сотни и и тысячи лет чудесную музыку жизни» (В.А.Сухомлинский) Защита проектов Конкурс стихов о природе Экскурсии в музей Конкурс фотографий Занятия в кружке «Тайны биологии» Участие ребят в различных мероприятиях Выпуск газет МинигазетыРепортажиПубликацииБрошюры Участие в творческих конкурсах Наименование мероприятия год Уровень Результат Конкурс «Домашние питомцы» (Сочинение , оформленное рисунками) 2008 Городской Грамота за оригинальность оформления работы Экологический форум «Зелёная планета -2008»(публикации, эссе, фотографии) областной Свидетельство участника Конкурс «Домашние питомцы» (Рассказ ) 2009 городской Свидетельство участника Конкурс авторских стихов «Вода – источник жизни» 2009 городской Свидетельство участника Конкурс мультимедийных презентаций «Учёные – фронту» 2010 Городской 2 место III фестиваль общественных инициатив 2010 Городской Победитель в номинации Свободная тема Конкурс сочинений «Если можно было, я бы завёл…» 2010 Городской Диплом победителя Конкурс коллажей «Жизнь моего любимца» 2010 Городской Сертификат участника год Наименование мероприятия Уровень Фамилия, имя участника, класс Результат 2008 Научно-практическая конференция «Человек и природа» Городской Жирнова Екатерина, 9Г,«Гипотермия – вред или польза?» 2 место Научно-практическая конференция«Грани творчества» Областной Жирнова Екатерина,9Г «Гипотермия – вред или польза?» Сертификат участника 2009 «Человек и природа» Городской «Цвет и его влияние на организм человека»,Демченко Татьяна,9Д 2 место 2010 «Человек и природа» Городской «Цветы и их влияние на организм человека» Сертификат участника «Грани творчества» Областной «Цвет и его влияние на организм человека»,9Д Сертификат участника Участие в научно- практических конференциях Достижения учащихся Технические ВУЗы(химики,эксперты, лаборанты,технологи, экологи) Медицинские вузы(врачи разных профилей) Военные институты ( военные психологи) ТГТУ(Инженерное дело в медицинской технике) ТГУ(психологи) Спортивные ВУЗы(спортсмены, тренеры и др.) Наши выпускники выбирают: Результативность Поступили в учебные заведения на специальности, связанные с биологическими науками2008г. ТГУ им. Г.Р.Державина: Психология-3 Лечебное дело – 1 Медицинская физика - 1 Биомедицинские технологии – 2 Московский медицинский институт – 1 Воронежская медицинская академия им. Бурденко – 12009г. ТГУ им. Г.Р. Державина: Медицинский институт – 1 Медицинская физика – 1 Психология – 2 ТГТУ: Инженерное дело в медико-биологической практике - 1 Московский государственный университет пищевых производств: Прикладная биотехнология – 1 Пищевая инженерия – 1 Рязанский медицинский институт: стоматология - 1 2010г. Саратовский мединститут – 1 Воронежская медицинская академия им. Бурденко – 1 Санкт–Петербургская военная академия ФСБ России – военный психолог - 1 Выписка из аналитической справки по итогам педагогической деятельности МОУ лицея №29 г. Тамбова Результативность проекта Гипотеза, выдвинутая в проекте, нашла свое подтверждение в практических результатах учебной деятельности учащихся лицея:-Рост интереса к биологии и литературе; -Развитие творческих способностей учащихся; -Увеличение активности участия ребят в творческих конкурсах;-Положительная динамика результатов учащихся лицея на предметных школьных и городских олимпиадах (биология, экология). -Формирование ключевых компетенций учащихся, связанных с формулированием, высказыванием и обоснованием собственного мнения по заданной теме(эссе, сочинения, публикации и т.д.);-Конкретная практическая работа, которая может быть использована учителями в урочной деятельности. создание методического пособия трансляция опыта работы через различные каналы (печать, сеть Internet)будет полезна учителям биологии города и всей страны. Использование результата проекта Информационые ресурсы Всесвятский Б. В. Системный подход к биологическому образованию в средней школе. - М.: Просвещение, 1985. Зверев И. Д., Мягкова А. Н. Общая методика преподавания биологии. - М.: Просвещение, 1985. .Максимова В. Н., Груздева Н. В. Межпредметные связи в обучении биологии. - М.: Просвещение, 1987. Максимова В. Н. Межпредметные связи в процессе обучения, -М.: Просвещение, 1989. ж. Химия в школе №2, 1991г. Тихомирова С.А., Долгих А.Ф. Использование художественной литературы при изучении неорганической химии, стр 17. Благодарю за внимание!