Социальный проект «Стратегия успеха»
«Стратегия успеха»в формировании социально-адаптивной личности школьника Цель программы Формирование социально-мировоззренческих компетентностей и рост социального опыта учащихся как совокупности социальных знаний, ролей и навыков социально-адекватного поведения. Задачи Естественно- культурные:- создание условий и возможностей для физического развития личности в соответствии с возрастными и половыми особенностями и в соответствии с нормами общества. Социально- культурные: - создание условий для интеллектуального и духовного развития личности, интересов и способностей, творческого, художественного и гносеологического потенциала;- формирование гуманистической ориентации ценностно - смысловой сферы. Социально- психологические: - создание условий для самопознания, самоопределения, самореализации, саморазвитие личности в соответствии с индивидуальными личностными особенностями. Практические результаты Расширение социального опыта ребенка в его общественных связях, разнообразии социальных действий;Рост социальной и личностной активности;Рост актуальных социальных знаний, умений и навыков; Наличие четкой перспективной линии развития (карьерных и образовательных планов). Социальная адаптивность – это способность к социальному, нравственному, бытовому (физическому и коммуникативному) выживанию, статусному самоутверждению, сотрудничеству в существующих и новых, ожидаемых и непредвиденных обстоятельствах, реальная и потенциальная возможность вырабатывать адекватные условиям способы поведения и деятельности. 5-6 классы «Шаги к познанию себя и мира» 7-8 классы «Воспитание характера» 9 класс«Ключ»(личностное и профессиональное самоопределение) Основные содержательные элементы программы Социально- психологический тренингГрупповая работаШаблоныДневник развитияПромежуточный проектПрезентацияАналитический разговорЭдвайс-встречаИнформационный стендИндивидуальная консультация Сборник понятий Тренинг – это психологическая практика, мотивом которой выступает тренировка тех или иных психических, психологических, психосоциальных свойств личности или группы.Шаблоны – набор педагогических приемов организации обсуждения, общего разговора, анализа, проблемной работы в группе.Дневник развития – комплект материалов, определяющих содержание деятельности детей по программе, отражающих их основные успехи и достижения.Проект и промежуточный проект – это форма индивидуальной или групповой работы участников, направленной на улучшение окружающей жизни и собственное развитие.Презентация – способ общественного представления и защиты идей, предложений.Эдвайс – встреча – форма работы с родителями.Фаворитизм- стремление благоприятствовать членам собственной группы в противовес членам другой группы.Способности – это психическое свойство личности, отражающее проявления таких ее особенностей, которые позволяют успешно заниматься и овладевать одним или несколькими видами деятельности.Талант – высокая степень одаренности, реализованная человеком в определенной области.Толерантность - терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям.Интолерантность – противоположное толерантности.Критическое мышление – вид интеллектуальной деятельности, характеризующийся высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода.Социально – строительные компетентности – компетентности личности, обеспечивающие его успешность в социальном развитии и социализации в целом.Самоактуализация – стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей.Социальная зрелость - состояние оптимального здоровья, самостоятельности в принятии решения, опора на собственные силы, смелость, умение пойти на риск, чтобы вырваться из тупика. Программа занятий«Шаги к познанию себя и мира» Части программы Темы занятий Задачи части Часть А«Вводная» Занятие 1. «Правила работы в группе» 1 Развитие интереса к саморазвитию.Пояснение форм и методов работы.Создание собственной программы развития. Занятие 2. «Книга про меня» 1 Занятие 3. «Программа развития» 1 Занятие 4. Промежуточный проект «Программа развития» 2 Часть Б«Способности человека» Занятие 5.«Определение индивидуальных способностей» 1 Формирование представлений о видах способностей.Определение способов и форм их развития. Часть В«Познание мира» Занятие 6.«Что такое толерантность» 1 Формирование и тренинг понятия «толерантность» Занятие 7. Промежуточный проект «Рецепт радости» 2 Часть Г«Мыслю, значить существую» Занятие 8.«Мыслю, значит существую» 1 Формирование представлений об особенностях и возможностях памяти. Занятие 9.«Тренинг памяти и мышления» 1 Развитие информационно- познавательных компетентностей Часть Д«Эмоции и чувства» Занятие 10.«Алфавит эмоций и чувств» 1 Формирование представлений об особенностях проявления собственных эмоций и чувств.Развитие навыков самоуправления. Занятие 11. Промежуточный проект «Образ Я» 1 «Воспитание характера» Части программы Темы занятий Задачи части Часть А«В начале» Занятие 12. «Представимся лично» 1 Постановка целей работы по программе, выработка индивидуальной программы деятельности, развитие навыков групповой работы. Занятие 13. «Планов громадье » 1 Занятие 14. Промежуточный проект «Я могу, я хочу, я имею право» 2 Часть Б«Зачем и почему» Занятие 15.«Мои мотивы» 1 Формирование представлений о мотивах деятельности и роли общечеловеческих ценностей в построении жизненной перспективы. Занятие 16.«Подарки Феи, или Ценности жизни» 1 Занятие 17. Промежуточный проект «Путешествие за ценностями» 1 Часть В«Темперамент» Занятие 18.«Что такое темперамент» 1 Формирование представлений об особенностях темперамента.Развитие навыков самоуправления. Занятие 19.«Тренинг» 1 Занятие 20. Промежуточный проект «100 людей 100 друзей» 2 Часть Г«Характер» Занятие 21.«Воспитание характера» 1 Формирование представлений об особенностях характера как совокупности психологических свойств личности.Развитие навыков поведения в обществе, самоуправления. Занятие 22.«Тренинг уверенного поведения» 1 Занятие 23.«Стратегии успеха» 1 Занятие 24.«Социальная зрелость» 1 Занятие25. Промежуточный проект «Неделя качеств» 2 Заключительная часть программы Занятие 26. Выпускной проект «Программа саморазвития» 2 Составление и защита программы развития. «Ключ» Частипрограммы Темызанятий Формапроведения Часть А Занятие 27. Общая часть 1 Часть Б Занятие 28.Диагностика профессиональных и личностных интересов, способностей и возможностей личности 1 Тестирование Часть В Занятие 29.Развитие познавательно- мировоззренческих, профессиональных и социальных компетентностей личности (активизация профессионального и личностного самоопределения, развитие и приобретение специальных знаний, умений и навыков) Специальные занятия и упражнения, спец. курсы и элективные курсы. Часть Г Занятие 30.Социальные пробы и профессиональная практика Практика и волонтерская деятельность в сообществе Часть Д Занятие 31.Портфолио достижений и личные образовательные и профессиональные планы Анализ результатов Занятие 1«Правила в группе» Цель: подвести учащихся к мысли о том, что человек проявляется как личность в сообществе других людей и чтобы достичь взаимопонимания, нужны определенные правила. 10 правил работы в группе:1. Уважение к говорящему;2. Активное участие в работе (говорить не запрещаем, но и не заставляем, однако нам важно мнение всех);3. Критикуя, не обижай, а предлагай лучшее;4. Говори сначала о хорошем, а потом критикуй;5. Говори точно и только по делу, не повторяясь;6. Говори от себя - «Я думаю, я считаю…»;7. Умей видеть и отметить хорошее в каждом;8. Откровенность и искренность приветствуются и не критикуются;9. Доброжелательность в высказываниях обязательна;10. Цель любого обсуждения – узнать больше о себе, о других, сделать мир лучше. Занятие 2«Книга про меня» Цель:- закрепить навыки и правила работы в группе;- определить способы работы над дневником развития;- мотивировать интерес к самопознанию и целеполаганию к деятельности по программе. Анкета- интервьюИмя, фамилия, отчествоВозраст, дата рожденияУвлеченияЛюбимый предмет в школеЛюбимая книгаЛюбимая играЛюбимый урокЛюбимый цветЛюбимое животноеСтрана, где хотел бы житьКем хотел бы статьЛюбимая едаЛюбимый фильм или сериалЗнак зодиакаВнешние данныеЦвет глаз, цвет волосАдресЛюбимое время годаЛюбимый музыкант (певец)Любимая погодаЛюбимый день в годуМечтаЦель учебыЦель жизниГлавные интересы №п/п Вопрос Ответ 1 Что нового узнал о себе? Диана:«У меня очень большой недостаток. «Умение не осуждать других» у меня нет. Я осуждаю и говорю это человеку в глаза.Катя: «Мне стало нравиться ходить в школуКристина: «То, что я могу учиться, но не хочу»Марина: «Ничего нового. Я себя знаю.» 2 Что нового узнал о других? Диана:«У некоторых есть хорошие качества, о которых я и не догадывалась. Люди такие разные и у каждого свои интересы»Марина: «Некоторые завышают свои способности»Вера: «Все к чему-то уже сейчас стремятся»Кристина: «У каждого есть мечта и возвышенная и реальная» 3 Что мешает мне быть более активным на занятии? Вася: «Плохое настроение»Света: «Неуверенность в себе»Кристина: «Стеснительность» 4 Что мешает мне быть более искренним на занятии? Вера: «Боязнь, что будут над тобой смеяться»Катя: «Я не всегда уверена, что думаю правильно»Марина: «Последствия» 5 Что не понравилось, не получилось? Диана:«Не получилось уметь владеть собой»Марина: «Не все говорят правду» 6 Успешно ли я действовал? Диана:«У меня качества хорошие есть, но и плохих достаточно. Я не могу сказать, что во всем была успешной»Вера: «В некоторых ситуациях успешно, когда очень хотелось и все получалось» Занятие 3 «Я буду, или Программа развития»Цель:- развитие потребности к саморазвитию;- активизация деятельности по самосовершенствованию. Образ будущего:Вопросы для обсуждения, касающиеся навыков целеполагания. Обсуждаются, насколько реальны поставленные цели.Каким я хочу стать;Какое я хочу видеть окружение;На какой работе я вижу себя;Определи свой ресурс (способности, наклонности, что я умею из того, что не умеют другие);Могу ли я долг и упорно работать или интенсивно, но краткосрочно;Какие предметы мне легче даются;Какие предметы мне даются труднее;Какое мое хобби; Чего хочу добиться(цель деятельности) Как этого добиться Какие проблемы Что буду делать Хорошо сдать экзамены, хорошо закончить школу Стараться хорошо учиться Не хватает времени, некоторые предметы даются тяжело Интенсивно учиться, дополнительно заниматься с учителями Поступить в вуз, в мед. училище, в ПУ № - 14 Хорошо подготовиться и сдать ЕГЭ, Придется много учить Буду стараться и перестану лениться Найти хорошую работу высокооплачиваему Буду представлять свои рекомендации, надо получить хороший диплом Мне не должно ничего помешать Буду добиваться Хочу стать врачом, юристом, хореографом Нужно много знать и суметь выучиться Терпение может не хватить или не получу диплом Наберусь терпения Занятие 4Промежуточный проект«Моя программа развития» Занятие 5«Определение индивидуальных способностей» Цель: - определение различных видов способностей у участников программы;- развитие навыков групповой и самостоятельной работы. № п\п Лучше всего я умею Я не очень хорошо умею Больше всего я хочу научиться Что мне для этого надо Диана:Вязать,вышивать,плести макрамэ,играть на баяне,готовить Разбираться в программах,писать итоговые работы Освоить какой нибудь вид спорта (каратэ) Жить в городеи мое желание Вася:Заниматься спортом,учиться,Пародировать, Кататься на велосипеде Планировать свое время,кататься на коньках Ездить на машине, понимать других людей Пересилить свой характер Занятие 6Эдвайс-встреча«Что такое толерантность» Цель:- ознакомить подростков и родителей с понятием «толерантность»;- стимулировать воображение участников в поисках собственного понимания толерантности.Упражнение «Мы похожи»: « Выйди в круг ко мне, т.к. мы похожи - у нас белые волосы» и так дот тех пор пока все не окажутся в кругу.Упражнение «Комплименты»: Бросаем мяч и говорим комплимент: «Саша, ты справедливый» и т. д.Важно, чтобы комплимент был сказан каждому.Упражнение «Лукошко»: Игрушка-синоним толерантности.Упражнение «Превращения»: «Если бы я был книгой… ( то я был бы словарем Даля».Упражнение «Волшебная лавка»: Мне нужно «терпение» (для чего?), а взамен я дам чувство юмора.Упражнение «Построиться по росту»: или встать по кругу с закрытыми глазами (несколько попыток).Упражнение «Аплодисменты»: Сидим по кругу. Ведущий просит встать тех, кто обладает определенным умением «Встаньте те, кто умеет вышивать. Вам аплодисменты ».Обсуждается понятие «толерантность» и «интолерантность»:Дать определение: «Терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям.»Значение данного качества для человека в его жизни. Черты толерантной личностиЦель: формирование и тренинг понятия черты толерантной личности Черты толерантной личности Я Идеал расположенность к другим + + снисходительность терпение + + чувство юмора чуткость доверие альтруизм 0 терпимость к различиям + умение владеть собой 0 доброжелательность + умение не осуждать других гуманизм умение слушать 0 любознательность способность к сопереживанию Диагностика коммуникативной толерантности Цель:- Определить уровень коммуникативной толерантностиВам представляется возможность совершить экскурс в многообразие человеческих отношений. Вы ознакомились с некоторыми поведенческими признаками, свидетельствующие о низком уровне общей коммуникативной толерантности. Сделайте вывод: чем больше баллов, тем ниже уровень общей коммуникативной толерантности. Проверьте себя: насколько вы способны принимать индивидуальности других людей.Медлительные люди обычно действуют мне на нервы.Меня раздражают суетливые, непоседливые люди.Шумные детские игры переношу с трудом.Проверьте себя: нет ли у вас тенденции оценивать людей, исходя из собственного «Я».Меня обычно выводит из равновесия несообразительный собеседник.Меня раздражают любители поговорить. Мне трудно найти общий язык с людьми иного интеллектуального уровня, чем я.Проверьте себя: в какой мере категоричны или неизменны ваши оценки в адрес окружающих.Так называемые «новые русские» обычно производят неприятное впечатление либо бескультурьем, либо рвачеством.Представители некоторых национальностей в моем окружении откровенно несимпатичны мне.Проверьте себя: в какой степени вы умеете скрывать или сглаживать неприятные впечатления при столкновении с некоммуникабельными качествами людей.Считаю, что на грубость надо отвечать тем же. Мне трудно скрыть, если человек чем – либо неприятен. Меня раздражают люди, стремящиеся в споре настоять на своем.Проверьте себя: есть ли у вас склонность переделывать или перевоспитывать других людей. Я имею привычку поучать окружающих. Я люблю командовать близкими.Проверьте себя: в какой степени вы склонны подгонять партнеров под себя, делать их удобными. Меня раздражают старики в транспорте или в магазинах. Я проявляю нетерпение, когда мне возражают.Проверьте себя: в какой степени вы терпимы к дискомфортным состояниям окружающих. Я осуждаю людей, которые плачутся в чужую жилетку. Иногда мне нравится позлить кого – нибудь из родных и друзей. Занятие 8Особенности памяти, мышления, внимания Цель: определение индивидуальных особенностей внимания, памяти и мышления. Характеристики Выявление Программа развития Память развита Кратковременная 85% Работа с текстом на пересказ Зрительная 52% Работа с текстом, рисунками, графиками Слуховая 47% Внимательно слушать Моторная 60% Работа с конспектами, планами Смысловая 45% Работа с ассоциациями, сравнение Долговременная 32% Читать, пересказывать, записывать Мышление Скорость 30% Решать головоломки, загадки, шарады, кроссворды План действий 33% Анализировать по элементам Сравнение 48% Находить общее и отличное Выделение главного 42% Выяснить, какова основная мысль Обобщение 40% Подвести итог по основным моментам и связать в единое целое Воображение 58% Мечтать, мылить отвлеченно от предмета Внимание Устойчивое 62% Развивать сосредоточенность, проявлять интерес и силу воли Занятие 9Тренинг памяти, мышления, внимания Цель:- сформировать потребность и интерес к развитию внимания, памяти и мышления;- развитие общего познавательного интереса.Составление памятки Общие рекомендации Личные рекомендации Мыслю – значит существую! Решать задачи на смекалку, ребусы, шарады, сканворды. Все это развивает логическое мышление Внимание + наблюдательность = успех Нужно научиться слушать других, уметь слушать может не каждый.Обращать внимание на разные мелочи, а многие не замечают их Для развития памяти Читать, пересказывать, писать конспекты, учить стихотворения, работать на компьютере Занятие 10«Алфавит эмоций и чувств» Цель: развитие умений контролировать свои чувства и эмоции. Отрицательные чувства и эмоции Чувства или эмоции Причина возникновения Способ контроля угрызение совести плохие поступки Не могу справиться со своей совестью разочарование Что-то не удается, не получается Чувство юмора смущение Выступление перед большой аудиторией Пытаюсь внушить себе, что у меня все получится Положительные чувства и эмоции Чувства или эмоции Причина возникновения Последствия проявления доверие Когда знаешь, что тебя не предадут Буду с ним общаться гордость Когда нравлюсь сама себе Становлюсь уверенной симпатия Человек с чувством юмора, может выслушать, понять, поддержать Общаюсь с симпатичными мне людьми Занятие 11 Промежуточный проект «Образ Я»Цель:- собрать, обобщить, проанализировать и представить все, что ты открыл в своем «Я». Форма представления (яркая визитка твоего Я):- журнал, газета, стенд с фото, компьютерная презентация, «раскладушка», видеоролик, другое.Информация по разделам:Ф.И.О.возраст выявленные и проявленные способности, ЗУНличные увлечениярезультаты и отзывы о промежуточных проектахличные достиженияблагодарственные письма, благодарности устныефотоанализ личностного роста (чего достиг, что изменилось в жизни, в учебе, во взаимопонимании с окружающими).оценка других людейперспективы развития Цели(я хочу) Необходимая деятельность(я буду) Как это сделать Закончить четверть на отлично Усиленно готовить уроки Внимательно слушать учителя Съездить на выставку Подготовить неоконченные работы Вязать, вышивать Заполнить портфолио Учительские советы Собрать материал