Экология воспитания презентация для проведения заседания школы молодого специалиста


ЭКОЛОГИЯ ВОСПИТАНИЯЗаседание«Школы молодого специалиста»Составила руководитель ШМС г. Тынды Родоманова Л.А если вы что-то делаете, то думайте и о том, не нарушите ли вы целостность внутреннего мира других людей.Экология общения и воспитания ---
ppt_yppt_yppt_y Модель дифференцированного внимания («Локатор») - педагог строит взаимоотношения с детьми избирательно, концентрирует свое внимание на группе учащихся (сильных или слабых), оставляя без внимания остальных. Следствие - отсутствие целостной и непрерывной системы общения; фрагментарность и ситуативность взаимодействия.
Модель негибкого реагирования («Робот») - педагог направленно и последовательно действует на основе задуманной программы, не обращая внимания на обстоятельства, которые требуют изменения в общении. Следствие - спланированные виды и формы работы, не приведенные в соответствие с реальными педагогическими задачами, остаются неосуществленными, дают низкий педагогический эффект, даже если фактически реализованы на уроке.
Модель "неконтактная" («Китайская стена») - педагог устанавливает дистанцию между собой и учащимися:• подчеркивание учителем своего превосходства над учащимися;• стремление сообщить информацию, а не обучить;• утверждение "ведомости" школьников;• снисходительно-покровительственное отношение к учащимся.Следствие - отсутствие межличностного взаимодействия между педагогом и учениками, слабая обратная связь в учебно-воспитательном процессе и т.д.


Модель диктаторская («Монблан») - педагог отстраняется от учащихся, свои функции сводит к сообщению информации. Следствие - безинициативность, пассивность обучаемых.
Модель гипорефлексивная («Тетерев») - педагог в процессе взаимодействия с учащимися слышит только себя (при объяснении нового материала, опросе учащихся, в ходе индивидуальных бесед с детьми). Следствие - теряется обратная связь, создается психологический вакуум вокруг учителя, он не способен учитывать вероятное восприятие материала урока учащимися.
Модель гиперрефлексивная («Гамлет») - педагог подвержен постоянным сомнениям: правильно ли его поймут, обидятся или нет и т.п. Следствие - содержательная сторона общения подменяется эмоциональными моментами во взаимоотношениях учитель-ученик.
Модель активного взаимодействия («Союз») - педагог постоянно находится в диалоге с обучаемыми, держит их в мажорном настроении, поощряет инициативу, схватывает изменения в психологическом климате коллектива и реагирует на них. Следствие - преобладание стиля дружеского взаимодействия с сохранением ролевой дистанции учителя, совместное решение возникающих проблем
Модель авторитарная («Я сам») - педагог делает себя главным, единственным инициатором педагогического процесса. Следствие - устраняется личная инициатива учащихся; школьники ждут требований и инструкций и в результате не подготовлены к творческому поведению.
В психолого-педагогической литературе выделяют несколько типов взаимодействия, в которые вступает педагог. Вот наиболее важные из них:педагог - “я”;педагог – педагог;педагог – воспитанникпедагог – группа воспитанников,педагог – детское самоуправление;педагог – администрация. Работа в малых группах, члены которых рассматривают следующие типы педагогического взаимодействия:педагог - педагог педагог - воспитанникпедагог - группа воспитанников педагог - детское самоуправление • Какое место занимает данный тип взаимодействия в системе работы ОУ? Как он развит в нашем учреждении?• Чему способствует развитие данного типа взаимодействия?• Какие проблемы существуют при построении этого взаимодействия?• Что можно предложить для их решения? Однако, не всегда общение и педагогическое взаимодействие в целом, бывает конструктивным и бесконфликтным. Нередки случаи проявления агрессии, в частности, скрытой. Как помочь себе и детям избежать проявления агрессии, как с его стороны, так и в свой адрес? Ответ на этот вопрос мы постараемся сформулировать в процессе педагогической игры. Работа в микрогруппах)а) Для начала каждой микрогруппе необходимо продолжить предложенное выражение1. “Мой воспитанник - это…”,2. “Мой коллега - это…”,3. “Моя группа - это...”.4. “Мой администратор - это...”б) Следующее задание: сформулировать и записать на символических «окнах дома»