Инновационные формы и методы современного физического воспитания как метод повышения профессионализма специалиста по физической культуре и спорту


Инновационные формы и методы современного физического воспитания как метод повышения профессионализма специалиста по физической культуре и спорту к.п.н., доцент кафедры человековедения и физической культуры АСОУ Фирсин Сергей Анатольевич Специалисты по физической культуре все чаще пользуются терминами «инновационная технология», «авторская программа», «экспериментальная методика», а также различные сочетания этих слов. Частое использование прилагательного «инновационная» в различных как научных, так и методических публикациях характеризует инновационные процессы, происходящие в физической культуре. Для понимания этих процессов необходимо определиться в понятиях «новшество», «новация», «инновация», «инноватика».Новшество - это новое (новая идея) в практике какой-либо деятельности, в частности, в образовании.Новация - это первая реализация новшества в естественных условиях, т.е. новация – это новшество, которое опробуется в рамках экспериментальной работы.Инновация – это внедренное, распространенное в практике образования новшество.Инноватика – наука о нововведениях.Технология – совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, искусстве. Педагогическая технология – системная совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей. Технология в физическом воспитании – взаимосвязанная упорядоченная совокупность оптимальных и эффективных средств, методов, приемов, направленных на обеспечение планируемого результата при метрологическом врачебно-педагогическом контроле.Инновационные технологии – системная совокупность педагогических новшеств, применяемых для достижения нового качества образования. Инновация в системе физического воспитания – продукт профессионально- педагогической деятельности, имеющий существенные признаки новизны и способствующий достижению социального, образовательного и экономического эффекта. Инновационный продукт в физическом воспитании – современные педагогические технологии, позволяющие модернизировать практику работы и получить качественно новый уровень ее функционирования и существования. Изменение хода развития цивилизации – переход от техногенной к антропогенной: возвращение к античным идеалам о признании человека и соответственно, его здоровья, высшей ценностью, что активизировало появление инноваций на основе физических упражнений. Социальный запрос на здорового, гармонично развитого человека. Изменение политической идеологии, культурных ценностных ориентиров общества, отказ от жесткой регламентации, вариативность образования. Смена образовательных парадигм, гуманизация образования и физической культуры вызвала появление разнообразных инноваций, способных удовлетворить интересы и потребности самых разных категорий российских граждан. Демократизация общества, вхождение в единое мировое пространство, что привело к интеграции в отечественную физическую культуру наиболее эффективных зарубежных средств и методов оздоровления. Изменение общественного сознания в сторону активного принятия инноваций как одного из возможных путей выхода из кризиса.Рост требований потребителей к качеству и ассортименту предлагаемых физкультурно-оздоровительных услуг.Коммерциализация образования и физической культуры в рамках рыночных отношений, так как инновации возникают в ответ на спрос и получают распространение в соответствии с ним. Разнообразия инноваций Все разнообразие инноваций можно классифицировать по ряду признаков. 1. По степени новизны: • радикальные (базисные) инновации, которые реализуют открытия, крупные изобретения и становятся основой формирования новых поколений и направлений развития техники и технологии; • улучшающие инновации, реализующие средние изобретения; • модификационные инновации, направленные на частичное улучшение устаревших поколений техники и технологии, организации производства. 2. По объекту применения: • продуктовые инновации, ориентированные на производство и использование новых продуктов (услуг) или новых материалов, полуфабрикатов, комплектующих; • технологические инновации, нацеленные на создание и применение новой технологии; • процессные инновации, ориентированные на создание и функционирование новых организационных структур, как внутри фирмы, так и на межфирменном уровне; • комплексные инновации, представляющие собой сочетание различных инноваций. 3. По масштабам применения:• отраслевые; • межотраслевые; • региональные; • в рамках предприятия (фирмы). 4. По причинам возникновения: • реактивные (адаптивные) инновации, обеспечивающие выживание фирмы, как реакция на нововведения, осуществляемые конкурентами; • стратегические инновации - это инновации, реализация которых носит упреждающий характер с целью получения конкурентных преимуществ в перспективе. 5. По эффективности: • экономическая; • социальная; • экологическая; • интегральная. «Интенсивные изменения в социально-экономической сфере нашего общества обусловливают развитие инновационных процессов в физическом воспитании подрастающего поколения. Сегодня общество предъявляет новые требования к выпускнику детского сада, средней общеобразовательной школы. Данные обстоятельства заставляют перестраивать традиционные системы образования и переходить на новые технологии ... Наиболее перспективными представляются те, которые развивают и реализуют здоровьеформирующую функцию физической культуры». Из материалов Межведомственной Комиссии Совета Безопасности Российской Федерации Объективные основания инновационных процессов в физическом воспитании Отставание биологического возраста от паспортного (число детей с соответствием возраста снизилось с 82,2% до 55,6%). 55,6%). Дисгармоничность физического развития (дефицит либо избыточность массы тела, низкорослость). Феминизация (уменьшение разницы физической подготовленности девочек и мальчиков). Диспропорции функциональной зрелости, соматометрических и моторных показателей.Снижение уровня физической подготовленности:– низкий уровень развития жизненно важных физических качеств у 16-50% детей;– за 30-летний период у 5-летних детей в 2 раза показатели силы мышц кисти,являющиеся индикатором состояния одной из важнейших систем организма –нервно-мышечной; у 6-летних детей силовые возможности – на 10% в сравнении с их сверстниками 90-х гг. Наличие факторов эндогенного риска у значительного числа детей, включая:– синдром нестабильности сегментов позвоночного столба (снижение кровотока в позвоночной артерии и нарушение кровоснабжения ствола мозга, головокружение , снижение внимания, памяти, остроты зрения, нарушение мелкой моторики);– синдром дисплазии соединительной ткани (полиорганность нарушений, так какона составляет от 50 до 85% от массы тела)Проявляется нарушениями костно-мышечной (деформации ОДА), сердечно-сосудистой (пролапс митрального клапана, расширение восходящей части аорты, добавочные хорды), нервной (вегето-сосудистая дистония) и других систем организма. – нарушение элементного статуса детей(данные по определению эссенциальных микроэлементов у детей свидетельствуют о выраженном дефиците многих из них).Так, замещение Ca и Р – основных элементов, определяющих прочность костей, Pb, Sr, Mo, V ведет к недостаточной минерализации костной ткани и нарушению ее архитектоники.Чем выше уровень экотоксикантов в жидких биосредах детей, тем хуже здоровье. Наличие факторов эндогенного риска у значительного числа детей, включая:Дети с выраженным дефицитом Ca и Mn имеют более низкие темпы прироста результатов в двигательных тестах, чем дети, элементный статус которых характеризуется нормальными значениями. – экологический фактор; Среди всех категорий населения дети наиболее уязвимы и чувствительны к экотоксикантам, ввиду физиологических особенностей и несовершенства механизмов детоксикации (вклад экологического фактора в формирование здоровья детей от 0 до 10 лет – до 30%). – гипокинезию (дефицит двигательной активности);Биологическая потребность детей в ДА удовлетворяется: в ДОУ – на 50-60%, в школе – на 25-30%. – нарушение гигиенических требований к организации жизнедеятельности детей;– неполноценное питание: нарушения пищевого статуса характеризуются дефицитом животных белков (15-29% от рекомендуемого уровня), витаминов (С – у 70%, группы В – у 60-80%, β-каротина – у 40-60% детей); – низкий уровень культуры здоровья в семьях. Физическая культура, по сути, – единственная образовательная область, оказывающая непосредственное (а не опосредованное опосредованное!) влияние на формирование здоровья детей. В физическом воспитании сегодня наиболее востребованы инновационные инновационные технологии здоровьеформирующей направленности.Методология инновационных технологий в физическом воспитанииМетодически оправданными и научно обоснованными новыми педагогическими технологиями могут стать лишь те, которые строятся с учетом новой методологии, и, в частности, таких объективно существующих подходов в российской педагогике, как личностно-ориентированный, деятельностный, образовательный, интегрированный. Системообразующим стержнем личностно-ориентированного подхода является личность. Ценность личности определяет ориентацию педагога на использование соответствующих технологий и методик организации образовательного процесса.Эти технологии в физическом воспитании должны базироваться на основе учета индивидуальных особенностей, в том числе – мотиваций, интересов, потребностей детей в занятиях физическими упражнениями. Главным объектом деятельностного подхода является активная жизненная позиция человека. Современное физическое воспитание следует рассматривать как деятельностно-ориентированное. Обучать, оздоравливать, тренировать, развивать необходимо деятельностно,а не на вербальном уровне, путем активного вовлечения детей в физкультурно-спортивную деятельность, ориентируя их на сознательное освоение ценностей физической и спортивной культуры. Образовательный подход в процессе физического воспитания во главу угла ставит сознательное усвоение детьми знаний в области физической культуры. Ориентирует современную систему физического воспитания на развитие познавательных сил и творческого потенциала детей. Интегрированный подход в образовании исходит из всеобщей объективнойцелостности мира и предполагает:1) целостность– формируемой личности ребенка;– педагогического воздействия;– процесса обучения;2) единство– жизнедеятельности человека и его образования;– процессов развития, воспитания, обучения;– образования и самообразования. Интегрированный подход в процессе физического воспитания реализуется в следующих направлениях:1) разработка интегрированных образовательных программ, охватывающих все виды деятельности детей;2) интегрированные занятия, объединяющие содержание двух образовательных областей;3) интегрированные занятия по конкретной теме, объединяющие содержание разных (нескольких) образовательных областей;4) включение в содержание занятий по физической культуре заданий на закрепление знаний из других образовательных областей. Методологические принципы проектирования инновационных технологий в физическом воспитании 1. Форма организации процесса физического воспитания должна обеспечивать как можно большие возможности для освоения каждым ребенком ценностей физической культуры и спорта в соответствии с индивидуальными задатками, способностями, личностными установками, потребностями, притязаниями и интересами, уровнем физического развития и подготовленности.2. Обязательное использование современных технологии спортивной, кондиционной и оздоровительной тренировки учащихся, осуществляемой в тесном единстве с их моторным обучением. 3. Ведущим направлением организации физического воспитания должно быть объединение в учебно-тренировочные тренировочные группы учащихся относительно однородных по интересам, потребностям, притязаниям, уровню физической подготовленности, типологическим особенностям морфофункционального статуса и степени биологической зрелости. 4. Инновационные преобразования в физическом воспитании должны осуществляться постепенно и поэтапно, обеспечивая вначале создание экспериментальных параллелей классов, затем школ, работающих по инновационной программе, затем объединений нескольких школ, кооперирующих свои ресурсы для полномасштабной реализации программы. 5. Освоение результатов инновационного проектирования в физическом воспитании не может быть предметом декретирования, административного навязывания новых педагогических технологий, но обеспечиваться информационной, организационной и кадровой поддержкой педагогических коллективов, готовых к прогрессивным преобразованиям в сфере физического воспитания. 1. Выбор концепции, теории, которая служит исходной научно-теоретической опорой при разработке и реализации технологии педагогического процесса. 2. Разработка (проектирование проектирование) модели педагогического процесса. 3. Реализация в практике разработанной модели. 4. Анализ педагогического процесса и его результатов. 5. Определение эффективности разработанной и реализованной педагогической технологии. Этапы проектирования проектирования инновационных инновационных технологий технологий в физическом воспитании воспитании Классификации инновационных технологий в физическом воспитании По целевой направленности Рекреационно– гедонистические Профилактико–оздоровительные Реабилиционно–востановительные Спортивно–орентированные Кондиционно–развивающие Классификации инновационных технологий технологий в физическом воспитании По технической оснащенности Без предметов С предметами (обручи, скакалки, мячи и.др.) На специальных снарядах ( фитбол, степ, тренажер Агашина) На тренажерах Комбинированный ( с разным оборудованием) Классификации инновационных технологий в физическом воспитании По функциональному воздействию Повышение аэробной выносливости Воспитание силовых способностей Воспитание гибкости Воспитание координационных способностей Комплексное воздействие Концепция (от лат. сonceptio – понимание, система система) – определенный способ трактовки каких-либо процессов (явлений), система путей решения выбранной задачи; определяет стратегию действий. Концептуальные основы инновационных технологий в физическом воспитании В Польше наиболее широко представлен подход к физическому воспитанию как педагогической деятельности, связанной с социокультурной модификацией тела человека. В Финляндии основной является концепция физического воспитания, ориентированная на воспитание здоровья и здорового образа жизни учащихся посредством вовлечения их в различные формы двигательной активности на протяжении всей жизни. В Голландии приоритет отдается концепции «двигательного образования (воспитания)», согласно которой самое важное значение для человека имеет двигательная культура (культура движений) и способность использовать ее в течение всей жизни. В Англии центральное место занимает концепция физического воспитания, делающая акцент на спорт – выработку спортивных знаний и умений, участие в спортивных соревнованиях и подготовка к ним, достижение спортивных результатов (с учетом индивидуальных способностей), проявление физической и спортивной активности на протяжении всей жизни. В Германии преобладает смесь из трех указанных выше европейских концепций.1) «воспитание здоровья» («Gesundheitserziehung»); 2) «двигательное воспитание» («Bewegungserziehung»); 3) «спортивное воспитание» («Sporterziehung»). Приоритетными задачами в средних школах европейских государств продолжают оставаться формирование двигательных умений, физическое развитие и развитие моторных компетенций (способностей). В то же время во всех типах школ физического воспитания Европы три задачи признаются наименее важными: выработка умений самооценки, решения проблем и улучшения эстетики (осанки тела). Разработанная в последние годы американскими учеными и практиками образовательная система под названием «Превосходная физическая подготовка» («Physical Best») – содержит пять основных разделов: «Аэробная выносливость», «Гибкость», «Мышечная выносливость», «Мышечная сила»«Гармоничное физическое развитие». Программа всесторонней физической подготовки в процессе физического воспитания, призванная помочь воспитуемым сформировать умения, знания, интересы, поведение, ориентирующие на физически активный, здоровый образу жизни. В России выделяют две существенно отличающихся друг от друга концепции физической культуры и физического воспитания. Обе эти концепции за основу берут культурологический подход к пониманию физического воспитания и главной его целью считают воспитание физической культуры личности. Но эта культура понимается по-разному, а потому по-разному понимается и физическое воспитание. Согласно первой концепции, понятие «физическая культура» характеризует особую, специализированную форму двигательной деятельности (активности) человека, которая предназначена для решения широкого круга социокультурных задач: оздоровления, физического совершенствования, организации отдыха, развлечения, рекреации, эстетического и нравственного воспитания и т.д. Согласно второй концепции, понятие «физическая культура» характеризует социально-педагогическую деятельность и ее результаты по формированию, изменению, коррекции в желательном направлении (в соответствии с социокультурными идеалами, нормами т.д.) тела, физического состояния человека на основе комплекса разнообразных средств, форм и методов. К их числу относят: специальные формы двигательной активности (физические упражнения), спортивную деятельность, рациональный режим труда и отдыха, естественные силы природы и др. Предусматривает активное использование спортивной деятельности, спортивных технологий, соревнований и элементов спорта в образовательном процессе с целью формирования спортивной культуры.Инновационная технология Спортивно ориентированное физическое воспитание включает ключевые моменты: – использование в процессе воспитания приемлемых для его целей средств и методов тренировки; – организация физического воспитания на основе добровольно выбранного вида спорта; – предоставление ученику возможности свободного выбора вида спорта; – организация занятий по учебно-тренировочным группам; – предоставление ученику возможности перехода из одной группы в другую; – вынос занятий за рамки обязательного школьного расписания; – организация занятий не менее и не более трех раз в неделю; – обязательное выполнение нормативов базового компонента школьной программы. Концепция спортизации физического воспитания Предусматривает достижение физической подготовленности, в наибольшей степени связанной с основными показателями, характеризующими состояние здоровья и привычную двигательную активность. Разработана в ХХ веке в США с участием многих международных организаций. Компоненты физической подготовленности должны отвечать следующим критериям: 1) адекватность функциональному состоянию, повышение уровня здоровья и предупреждение заболеваемости; 2) отражение уровня привычной двигательной активности. Концепция Fitness Health Related Physical Fitness» Взаимосвязь показателей здоровья и физической подготовленности Устойчивость к простудным заболеваниям Состав тела (жировой компонент) ВЫНОСЛИВОСТЬ Взаимосвязь показателей здоровья и физической подготовленности Сила мышечных групп Гибкость ОСАНКА Взаимосвязь показателей здоровья и физической подготовленности Функциональные показатели дыхательной системы Скоростные способности Нервно–психический статус Координационные способности Инновационная технология Фитнес в процессе физического воспитания Согласно определению экспертов ВОЗ фитнес (fitness от англ. to be fit to be fit – быть в форме, пригодность, соответствие) – способность решать повседневные задачи, энергично и проворно, не утомляясь, активно проводить свое свободное время и переносить неприятности. Фитнес представляет собой добровольные систематические занятия физическими упражнениями, базирующиеся на инновационных средствах, методах, формах и технологиях, направленные на поддержание и улучшение уровня физической дееспособности и состояния здоровья с целью повышения качества жизни и эффективности профессиональной деятельности. В физическом плане фитнес предполагает эффективность деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, хорошую подвижность суставов, достаточно развитую мускулатуру и отсутствие лишнего веса. Ведущий принцип фитнеса – «нагрузка ради здоровья ». Привлекательность и эффективность фитнес-программ определяется их комплексным характером. Они опираются не только на знания и технологии тренировки, накопленные в спорте высших достижений, но и на достижения наук и практики в области оздоровительных систем Востока и Запада, на методы телесной и пластико-когнитивной терапии, на методики лечебной физической культуры и др. Помимо задач улучшения здоровья и телосложения значительное внимание фитнес-программы уделяют эстетике движений.Таким образом фитнес рассматривается как общедоступная, высокоэффективная эмоциональная система физических упражнений оздоровительной направленности, согласованная с индивидуальным состоянием психофизической сферы человека. Виды фитнеса Общий: –физические нагрузки низкой интенсивности, плавные, ограниченные по амплитуде движения. Базовый: –физические нагрузки средней интенсивности, упражнения силового, аэробного характера, стретчинг. Спортивно–орентированны: – развитие двигательных способностей для решения спортивных задач. 1) акцент занятий на аэробный тренинг как эффективное средство влияния на потребление, транспортировку и утилизацию организмом кислорода, тренировку дыхательных мышц и, опосредованно, на многие физиологические функции, определяющие состояние организма; 2) стремление к тому, чтобы каждая система организма была сбалансирована сама по себе и с другими функциональными системами; 3) критерием аэробной способности является анаэробный порог (момент,когда интенсивная физическая нагрузка вызывает накопление в крови молочной кислоты) Направленность фитнеса 1. Традиционные аэробные упражнения: ходьба, бег, плавание и т.п. 2. Гимнастические упражнения: ОРУ, элементы хореографии, прыжки и подскоки и др. 3. Циклические упражнения на тренажерах. 4. Силовые упражнения. 5. Стретчинг (упражнения на растягивание). 6. Упражнения релаксации и рекреации. Основные средства фитнеса Обеспечение соответствия условий и требований, которые ставит перед детьми жизнь, в том числе – педагогических воздействий, фактическому (реальному реальному) физическому, психическому и социальному потенциалу подрастающего поколения, его адаптационным ресурсам и возможностям. «Золотой» принцип внедрения инновационных технологий в практику физического воспитания Основные проблемы внедрения инновационных технологий в физическом воспитании 1. Отсутствие единства взглядов на направленность содержания физического воспитания (образовательную, спортизированную, оздоровительную). 2. Проблема выбора: сложно разобраться в многообразии предлагаемых инновационных методик, технологий, программ. 3. Разработка педагогами собственных программ не всегда научно обоснована, носит эклектичный характер (использование инновационных средств из разных видов физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности). 4. Физическое воспитание имеет ряд своих специфических особенностей, проблем и противоречий, влияющих на замедление процесса его модернизации, особенно в образовательных учреждениях (падение престижа профессии, снижение интереса к уроку физической культуры, несоответствие условий, недостаточный уровень финансирования, изношенная материально- техническая база, высокая стоимость литературы, неудовлетворительное состояние здоровья и физической подготовленности детей). 5. На фоне инновационных преобразований, многие прежние положения, ставшие фундаментальными в науке и государственных документах, тормозят инновационную деятельность, что препятствует эффективной стратегии ее дальнейшего развития. Факты свидетельствуют, что разработка теории физической культуры не успевает за изменениями общественной жизни. Влияние инновационной деятельности на работу педагога Инновационная деятельность является фактором развития творчества педагогов. В квалификационных характеристиках педагогов высшей и первой квалификационных категорий одним из основных условий является творческое отношение к педагогической деятельности, участие в разработке и реализации новых проектов, способствующих совершенствованию учебно-воспитательного процесса. Материальная поддержка: частичное финансирование проектов, надбавки в заработной плате, материальное поощрение;Моральная поддержка: общественное признание проблем, заявленных в инновационном проекте; возможность осознания себя творческой личностью, причастной к важному профессиональному делу в сотрудничестве с коллегами; возможность издания результатов инновационной деятельности;Профессиональная поддержка: индивидуально ориентированная помощь, возможность обучения на целевых курсах, участие в “круглых столах”, организационно - деятельностных играх; особое внимание уделяется инновационной деятельности при аттестации на квалификационные категории. Первоначально термин «Эвритмия» был введён Аристотелем и использовался для обозначения соразмерности и слаженности и частей… Рудольф Штайнер использовал этот термин для обозначения придуманных им упражнений, ставящих своей целью в точных формах движений выразить индивидуальное своеобразие звуковых и словесных форм. «Когда человек говорит или поёт, он своим дыханием создает в окружающем воздухе определённые формы. Каждый произнесённый или пропетый звук сопровождается невидимым движением внутри самого организма. Источник искусства эвритмии и заключается в этом движении, скрытом в звуке и слове. Поэтому эвритмия и может быть названа «видимым звуком», «видимым словом». Эвритмические упражнения Технология под символическим названием "Навигатор здоровья" подразумевает общедоступную систему обследования и тестирования школьников, затем компьютерную обработку данных и выдачу индивидуальной оздоровительной программы. Разработчик технологии - серьёзное учреждение - Институт Медико-биологических проблем Российской академии наук. С 1999 года технология "Навигатор здоровья" используется в диспансерах и санаториях Москвы и Московской области. Отдельные элементы этой технологии включены в московские целевые программы "Здоровье детей", "Молодёжь Москвы" и, "Физкультура Москвы". Программа "Навигатор Здоровья" Театр физического воспитания и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста» – игровая по форме новая система физического оздоровления, коррекции, профилактики и творческого самовыражения детей. Театр физического воспитания и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста» Спонтанный танец или спонтанное движение – великолепный способ «выпустить пар», протанцевать негативные эмоции, получить заряд положительных энергий. Вы можете сделать это прямо сейчас, под любую музыку, будь то регги, драм энд бэйс, мантры, эмбиент, электронная музыка. «СПОНТАННЫЙ ТАНЕЦ», ТЕЛЕСНАЯ ТЕРАПИЯ И ТАНЦЕВАЛЬНАЯ АРТТЕРАПИЯ «Антистрессовая пластическая гимнастика» как новое перспективное направление массовой оздоровительной физкультуры разработано А.В. Попковым и Е.Н. Литвиновым, основана на фундаментальных отечественных научно-практических разработках, новое направление оздоровительной работы с населением, имеющее государственное утверждение и признанное новым методом нравственного и физического воспитания. Пластико-ритмическая и антистрессовая пластическая гимнастика Стратегической целью движения ДРОЗД является повышение уровня физического и духовного развития, образованности подрастающего поколения, приобщение молодых людей к здоровому образу жизни, снижение уровня заболеваемости детей, молодежной преступности, алкоголизма и наркомании, предоставляющих угрозу генофонду страны и национальной безопасности Российской Федерации. Инновационный проект и стратегия развития Всероссийского движения «Дети России образованны и здоровы – ДРОЗД» Олимпийское образование, цель которого - приобщение детей и молодежи к идеалам и ценностям олимпизма, занимает все более важное место в системе образования, воспитания и обучения подрастающего поколения.1) об олимпийских играх и олимпийском движении, их истории, целях, задачах, об основных идеалах и ценностях олимпизма (в том числе о принципах "Фэйр плэй", идеале гармонично развитого олимпийского атлета и др.); 2) о спорте, его разновидностях, о средствах и методах спортивной подготовки, обеспечивающих высокие достижения в спорте;3) о гуманистическом, социально-культурном потенциале спорта, о его роли в здоровом образе жизни человека, о его месте в системе средств, обеспечивающих физическую культуру личности. ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОЛИМПИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ – настольно-спортивные игры (малые спорт формы, VCA)– динамические игры с мячом на площадках и воде;– интеллектуальные игры – логические и за шахматной доской;– психолого-коррекционные игры.Спортивно-динамичные игры - синплей – командная игра со специальными ракетками, легким «прыгучим» мячиком и треугольными воротами; футболей – командная игра на волейбольной площадке волейбольным мячом с элементами футбола и волейбола; оздоровительно-развлекательные тренажеры ситак, которые позволяют оживить для детей компьютерные игры, добавив к ним в увлекательной форме физические нагрузки).Интеллектуальные игры, как современные динамичные «королевские» шахматы (кингчесс), «московские» и «президентские» шашки. Наш Олимп Тренажер Агашина  Универсальный волновой «Тренажёр Агашина», типа «Гантель динамическая» (в вариантах по массе, размерам и частоте воздействия) предназначен для общего , гармоничного, комплексного, непрерывного развития детей, начиная с 3-х лет и до преклонного возраста, в плане оздоровления и одновременно комплексной, согласованной тренировки скоростно-силовых, координационных, показателей точности и других качеств физической подготовкиВ соответствии с таким уникальным действием на человека впервые портативный спортивный волновой тренажер признан МЗ России лечебным средством под названием “Массажер-стимулятор волновой механический СМАС”, Патент РФ № 2027456. Регистр. удост. № 29/06080999/2492-01.В мире и в России выпускается ряд массажёров оказывающих волновое воздействие с помощью вибровоздействия, упругих колебаний при изгибе узкой пластины и др. Как правило, они имеют либо высокую стоимость, либо невысокий эффект действия, либо недостаточно широкие адаптивные возможности. Целью данного проекта является дальнейшее развитие и применение инновационных идей Ф.К.Агашина для надёжной непрерывной подготовки детей и молодёжи к выполнению двигательных задач любой сложности, включая спортивные и другие экстремальные варианты двигательных действий, при условии сохранения здоровья. Такая система подготовки и обучения спортсменов, допризывников, служащих Армии и Флота и других служащих и работников экстремальных и других профессий, включая офисных работников, позволит обеспечить не только высокие спортивные достижения, но и экономическую и военную безопасность страны. Естественно учредители фирмы имеют частную цель и рассчитывают на получение прибыли.Волновые “Тренажеры Агашина” – единственный класс тренажёров, сочетающий: портативность, низкую стоимость, высокий эффект согласованного комплексного воздействия, сертификацию Минздравом РФ методик занятий, и адаптивные возможности тренажера (применимость и преемственность для различных социальных групп: для детей, спортсменов, специалистов, офисных работников, пожилых, инвалидов и др.) .“Тренажеры Агашина” используют в основе - комплекс волновых упражнений, единственный аналогичный комплекс в РФ, утвержденный Минздравом РФ. Тренажер Агашина прошел клинические испытания и признан медицинским изделием для применения в лечебных целях и рекомендуется при следующих заболеваниях:  1. Для предупреждения нарушений микроциркуляции крови;2. Ишемическая болезнь сердца I-II класса; 3. Гипертоническая и гипотоническая болезнь I-II степ.; 4. Неврозы, депрессии; синдром хронической усталости; 5. Остеохондрозы с корешковым синдромом; 6. Атеросклероз сосудов, венозная недостаточность; 7. Двигательные нарушения при заболеваниях нервной 8. Системы, последствия ОНМК (инсульт); 9. Невриты, полиневриты; 10. Синдром малого сердца, болезнь Рейно; 11. Растяжения, вывихи, гематомы; 12. Восстановление фигуры после беременности; 13. Укрепление общего состояния организма; 14. Для бодрости, улучшения настроения. Вы можете включать упражнения с тренажером в зарядку, разминку, оздоровительные, лечебно-профилактические занятия.  http://agashin.ru/sport_exercises Федор Константинович Агашин в 1971 г. открыл и ввел понятие "Биомеханического резонанса".Сущность биомеханического резонанса (БМР) заключается в том, что объективно наблюдается возрастание амплитуды отклика активного звена человека или совокупности его активных звеньев при внешних периодических механических воздействиях в диапазоне частот от 5 до 20 гц (преимущественно от 10 до 15 гц). Гимнастика Стрельниковой А.Н. построена по принципу дыхания при сжатых лёгких. Самое главное в гимнастике – короткий мощный вдох, при котором лёгкие не расширяются, а сжимаются. При этом воздух заполняет их от верхушек до низа, проходя в самые дальние уголки. В упражнениях А.Н.Стрельниковой вдох выполняется при сведении рук перед грудью, т.е. в затрудненном положении дыхательных мышц, выдох – при разведении рук. Дыхательным мышцам приходится работать с полной нагрузкой, при этом развиваться и крепнуть. При таком способе дыхания активизируется газообмен, совершенствуется работа мозговых центров управления дыханием.При правильном применении и достаточном упорстве гимнастика А.Н.Стрельниковой помогает укрепить организм, восстанавливает обмен веществ, позволяет справиться со стрессом, снимает усталость, повышает жизненный тонус, улучшает память, возвращает остроту зрения и слуха. Благодаря ежедневным занятиям дыхательной гимнастикой можно избавиться от нейродермита, псориаза и других заболеваний кожи. Она активизирует кровообращение соединительной ткани, благодаря чему уходит патология желез внутренней секреции. Оздоровительные дыхательные технологии Цигун Цигун - древнее китайское искусство саморегуляции - уходит корнями вглубь тысячелетий. Ци — это энергия, присутствующая на небесах, на земле и в каждом живом существе. Эти три типа энергии взаимодействуют между собой, проникая и превращаясь друг в друга. Слово «гун» в Китае часто употребляется как сокращение от «гунфу», что значит «энергия-время». Любая учеба или тренировка, требующая больших затрат энергии и времени, называется «гунфу». Этот термин применим к любому виду деятельности, на которую затрачиваются время, энергия и терпение. Таким образом, «цигун» можно перевести как «работа с пневмой-ци», «тренинг, связанный с ци и требующий значительных затрат времени и усилий».Все методики цигун подразделяют на 2 типа: жесткие и мягкие. Жесткие методики используются, как правило, для развития навыков мгновенного включения на полную мощность функциональных систем организма для реализации психических и физических возможностей. Мягкие системы обычно преследуют цель лечения и оздоровления. Но функциональную грань между ними не всегда можно четко провести. По способу выполнения упражнений подразделяются на три класса: статические (иногда их называют тихими или спокойными, или неподвижными), динамические и статико-динамические (комбинация неподвижных поз и движений). И каждый из этих трех классов упражнений выполняет определенную роль: регулирование тела, регулирование дыхания, регулирование сознания (ума) или их комбинации. Многие элементы практики цигун очень сходны с теми, которые используются в традициях разных народов: славянских, южноамериканских, африканских Пилатес – это удивительный комплекс упражнений, созданный еще сто лет назад Йозефом Пилатесом, подходил и для реабилитации раненых на полях сражений, и для танцоров.Чем же так хороша система упражнений Пилатес:Она развивает гибкость и силу определенных групп мышц.Она полезна для больных, перенесших травму позвоночника.Она делает тело более гибким и стройным.Она предупреждает пролежни и отеки легких у лежачих больных.Она укрепляет тело и успокаивает дух. Пилатес 1. Артпедагогика. 2. Кооперативные игры.3. «Новые» (несоревновательные) игры.4. Народно-национальные игры, забавы.5. «Социоориентированные игры–тренировки».6. Психотехнические, психокоррекционные, имитационные, сюжетно-ролевые и т.п. игры. Доверительные игры, коммуникационные игры7. Спартианские, формы физкультурно-спортивной работы - физкультурные занятия по спартианской программе.8. Асимметричные игры.9. «Честные игры». Новые, формы и методы организации и проведение физкультурно-оздоровительной работы с детьми В последнее время все чаще в литературных источниках можно встретить термин артпедагогика («арт» пер. с англ. art – искусство, педагогика от греч. пайдос – дитя, аго - вести). Развиваясь на основе межнаучного подхода, арпедагогика, заимствует некоторые фундаментальные теории и прогрессивный практический опыт педагогики, психологии, психотерапии, искусства, эстетики, культурологии и др. Артпедагогика в области физической культуры - это поликомпонентное образование, в основе которого лежит принцип сочетания духовного с телесным. Симбиоз физической культуры и искусства, ориентирует на гармоничное развитие личности учащегося, формирование его художественно-творческих способностей и ассоциативного мышления, зрительно-образной и двигательной памяти. Артпедагогика Кооперативными – принято называть игры, при проведении которых оцениваются не результаты одного участника или одной команды, сопоставляемые с результатами других участников (команд) в достижении поставленной перед ними игровой цели (например, в прыжках в длину или в высоту), а «суммированные» результаты всех участников, объединенных в единую команду, сравниваемые с теми результатами, которые все они показывали раньше. Кооперативные игры Эти игры строятся на следующих основных принципах: отсутствие победителей и побежденных; – должны получать удовольствие от игры, вместе веселиться, а не смеяться над теми, кто проигрывает, как это имеет место в обычной соревновательной игре; – ни один участник не может быть исключен из игры до ее окончания; – в игре могут принять участие все желающие независимо от возраста, подготовки, состояния здоровья (инвалидности) и т.д.; – каждый участник всегда уверен в том, что другие участники не нанесут ему повреждений, предохранят от них, помогут ему, обеспечат его безопасность. Новые» (несоревновательные) игры Социоориентированная игра-тренировка в условиях природного окружения обеспечивает дополнительные возможности развития социальной активности, поскольку ставит подростков в экстремальные условия, которые «испытывают» и учат их строить межличностные отношения, оказывать и принимать помощь.Например:Соревнования и по таким новым «видам спорта», как ползание на 45 метров, перекатывание ядра, бег на 100 м под барьерами, прыжки кто ниже (прыжок-бросок под планкой, опускаемой после каждой попытки), баскетбол с передвижными корзинами (игроки команды бросают мяч своему вратарю, держащему в своих руках корзину для мусора; вратарь стоит на стуле или невысокой платформе и помогает своим товарищам по команде, пододвигая свою корзину под направленный в нее мяч) и т.п. Социоориентированные игры–тренировки Коллективная игра, которые проводят в помещении. В них формируется особая атмосфера доверительных отношений между членами команды.Игры доверия которые помогут детям научиться доверять, снимать мышечное напряжение, повысить самооценку и весело проводить время.Доверительные игры, "МАТРЁШКА«, "ПОДНЯТИЕ ТЕЛА», "МИННОЕ ПОЛЕ».Коммуникационные игры «Щепки на реке», «Животные» Психотехнические, психокоррекционные, имитационные, сюжетно-ролевые игры Спартианские игры – элемент спартианского движения и спартианской гуманистической программы оздоровления, воспитания, целостного развития личности, организации досуга детей и молодежи.Спартианское движение и спартианская программа основаны на идеях разработанного в России в 1990 г. нового гуманистического проекта под названием «СПАРТ» («SpArt»). Это слово, которое придумал автор проекта (проф. В.И. Столяров), расшифровывается двояко:СПАРТ = «Союз Поклонников Активного Разностороннего Творчества»SPART = "Spirituality" – духовность, «Sport» – спорт, «Art» – искусство. Спартианские игры 1. Прыжок в длину с место на одной ноге2. Прыжки через скакалку на одной ноге за 10 сек3. Встречная эстафета. Дети делятся на две команды и выстраиваются в две колонны друг напротив друга на расстояние 15 м. По сигналу игроки выполняют бег на левой ноге, перебегают в конец противоположной колонны, обратно на правой ноге.4. Тест «Передача и ловля баскетбольного мяча от плеча, левой, правой рукой». Учащиеся располагаются в 10 м друг напротив друга и выполняют передачи одной рукой от плеча.По сигналу игроки выполняют передачи мяча от плеча левой, правой рукой, а затем перебегают в конец противоположной колонны.5. Ведение б\ мяча, левой, правой рукой; от плеча б\мяча, левой, правой рукой.6. Ведение б\ мяча с броском в кольцо левой правой рукой Асимметричные игры Честные игры Цель Игр – оказание помощи в приобретении полных и глубоких знаний об идеях, идеалах и ценностях олимпизма, олимпийское образование спортсменов, повышение их ориентации на принципы Фэйр Плэй («честной игры») и другие гуманистические идеалы олимпизма, а также формирование и развитие у них интереса не только к спорту, но и к другими видам творческой деятельности (искусству, науке и др.), включение в эти виды деятельности.Программа соревнований «Честные игры»1. Олимпийский зачет (теоретический конкурс)- конкурс «знатоков олимпизма»;- Презентация известных олимпийцев;2. Практический конкурс- встречная эстафета с отбеганием своей команды (5 мальчиков + 5 девочек).- прыжковая эстафета (5 мальчиков + 5 девочек).- перетягивание каната (5 мальчиков + 5 девочек).- прыжки через скакалку за 60 сек (1 девочка).- дартс (1 мальчик + 1 девочка).- смешанный волейбол (3 мальчика+3 девочек). В настоящее время наиболее актуализирован поиск эффективных инновационных технологий, которые могли бы не только способствовать модернизации физического воспитания, но имели во главе приоритет оздоровления, выполняя при этом еще и важные образовательные и социокультурные функции.Спасибо за внимание!!!