Урок по теме : Куклы-обереги.
Тема урока: Изготовлению тряпичной куклы.Выполнение ручных стежков и строчек. Цель урока:1. Вспомнить ручные стежки и строчки, с которыми учащиеся познакомились в начальной школе на примере изготовления тряпичной куклы.2. Пробудить интерес к изготовлению тряпичной куклы, как важнейшую составляющую культуры русского деревенского быта.3. Научить последовательному изготовлению тряпичной куклы;4. Научить выполнению ручных стежков и строчек при изготовлении тряпичной куклы5. Изготовить тряпичную куклу.
История возникновения тряпичной куклы на Руси.Традиционной игрушкой в быту русской деревни даже в самых бедных крестьянских семьях с давних времён была тряпичная кукла.
Птица-радость — обрядовая куколка, которая использовалась для привлечения Весны.
Кукла-Ведучка или Ведущая в жизнь
Одолень-Трава обереговая кукла
Кубышка-Травница
Куколка-Крупеничка
Русская Баба-Яга
Куколка Рябинка
Куколка Благополучница
Куколка Подорожница
Куколка Успешница
Куколка Нить Судьбы
Кукла Коляда
Кукла Шестиручка
Кукла Купало
Кукла Колокольчик
Кукла Десятиручка
Куколки-Пеленашки
Куколки Неразлучники
Кукла Спиридон-солнцеворот
В кукольных забавах проигрывались почти все деревенские обряды. Чаще всего свадьбы - особо впечатляющий, торжественный и красивый русский народный обряд. Относились к игре очень серьёзно, запоминая и повторяя разговоры взрослых, исполняя обрядовые песни.Кукла наделялась магической силой плодородия. Куклу давали в руки невесте, чтобы обеспечить новую семью потомством.Конечно, обрядовые куклы нельзя считать детской игрушкой. Ведь традиционная тряпичная кукла безлика. Лицо, как правило, оставалось безликим.В деревнях объясняли это просто не умением красиво разрисовывать лицо, боялись вселения в него злых, недобрых сил. Она должна была принести ребенку благополучие, здоровье, радость.
Пока дети были совсем маленькими, куклы им шили мамы, бабушки, старшие сёстры.Но с пяти лет такую игрушку могла сделать любая девочка.В древности так и было принято: всё что из рукоделия удавалось девушке лучше всего, можно было увидеть на сделанных ею куклах.Здесь были и кружева, и золотая вышивка и украшения из бисера, и разноцветные плетёные шнуры, и многое другое.
Изготавливали куклы – обереги из тряпья. Обычно они висели в избе возле печи, оберегая хозяев от болезней.В крестьянской семье их было много, и все имели своё место.Во время работы у мастерицы в голове должны были быть только светлые и добрые мыслиВот такая кукла дарилась с пожеланиями довольства и плодородия. Она называется «Крупеничка», или «Зернушка», внутрь её насыпали крупу или зерно.
Материалы, инструменты и приспособления: Белая или телесного цвета х/б ткань для лица и туловища Х/б ткань для платья куклы (желательно цветная); Нитки ( обязательно красного цвета ); Ручные иглы (тонкие и длинные); Ткань для косынки с отделкой из тесьмы или кружева; Крупа или зерно для наполнения туловища и головы куклы; Старые бусы.
Последовательность изготовления тряпичной куклы.Берем лоскут и сшиваем из него мешочек обязательно красными нитками стежками «назад иголка».
Верхнюю часть мешочка собрать гармошкой предварительно проложив прямые сметочные стежки.
Мешочек вывернуть на лицевую сторону и насыпать любую крупу, только половину мешочка. Уплотнить, постукивая о стол. Верх завязать, оставляя хвостик.
Ткань оборачиваем вокруг тела – это будет нижняя рубаха. Затем берем яркую ткань и тоже оборачиваем вокруг тела поверх рубахи, и закрепляем ниткой.Опускаем платье.
Берем яркую ткать и сворачиваем трубочкой (это будут руки ) и закрепляем к телу ниткой.
На голову белой ниткой пришиваем тесьму.
Оформляем волосы из ниток, различные бусы и повязываем платочек.
Подведение итогов.Вот и готовы наши «Крупинички» и «Зернушки». Каждый из вас выполнял свою тряпичную куклу , посмотрите какая прекрасная игрушка у нас получилась.
Скажите, пожалуйста, где еще можно применить ручные стежки и строчки, которые мы использовали сегодня при изготовлении бабушкиной куклы?- Давайте попробуем оценить нашу работу. А оценивать мы будем не обычно, а с помощью чувств.- Какие чувства вызывает у вас ваша работа сегодня на уроке?- Как вы думаете, что в данном уроке было самым важным?- Какая цель урока была самой правильной по вашему мнению?Мне было очень приятно с вами работать. Желаю вам новых открытий, творческих успехов. Спасибо за работу. Каждый из вас с любовью изготовил куклу добра и радости, и все заслуживают за работу на уроке оценку отлично.
Куклы своими руками